3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Прогулка на Кату-Ярык и в Курайскую степь

автор Kirtul

Подготовка к этой поездке началась задолго до начала лета. Нет, мы конечно же были готовы, и в общем-то могли выехать в любой день. Но...

В первую очередь я начал обдумывать маршрут. На форуме сайта DROM предлагалось и обсуждалось несколько вариантов и в частности Тюнгур, Солонешное и Девичьи плесы. Но меня давно манил к себе Кату-Ярык и Чулышман и в конце концов я остановил свой выбор именно на них. Тем более, что в предыдущую поездку мы не доехали до Кату-Ярыка совсем чуть-чуть. Старый мой Нисан Санни со своим дорожным просветом  в 13 см не давал мне уверенности, что свободно проеду (хотя теперь знаю, что зря). В этом году я поменял Нисана на переднеприводную Тойоту Короллу Спасио. Она все-таки повыше  Нисанчика и это вселило в меня какие-то надежды.

Во вторых, одному спускаться на Чулышман в первый раз, да на переднем приводе ой как не хотелось и поэтому на нескольких сайтах были даны объявления  на поиск попутчика. Специально указывался маршрут, чтоб ни кого не тащить за собой, а именно ехать вместе. Желающих объединиться было много, но... самым сложным оказалось определиться с точной датой поездки. Ведь у каждого свои обстоятельства: работа, домашние дела и еще куча разных проблем. Да и я сам узнал точную дату своей поездки буквально за пару дней до нее.

Были даны объявления на сайте 402km.ru и еще на паре сайтов с туристической тематикой. В последние дни, наконец, договорились с двумя экипажами. Один из Новосибирска и один из Бийска и оба собирались ехать тем же маршрутом, что и мы.

Правда новосибирцы выезжали на день раньше и должны были ждать нас на базе <Узун-Кель> на Улаганском перевале, а бийчане выезжали на день позже и должны были нагнать нас на той же базе.

17.08.08

Собирались выехать пораньше, но женщины...

Как и в прошлые годы мы к вечеру первого дня докатили до Усть-Семы. Живем мы в Ордынске и поэтому путь до Новосибирска занял час. От въезда в город с Ордынской трассы до выезда на Бердское шоссе за ОбьГЭСом занял тоже час (причем проехали мы всего на этом участке 14 км)  Улица Петухова, как всегда, загружена транспортом. Хоть и была середина недели, по трассе М-52 шел большой поток машин с туристами в обе стороны. По Алтайскому краю, как всегда, была велика опасность нарваться на посты ГАИ. Еще и обед в <Грани Алтая> занял около  получаса. Поэтому на весь путь в 587 км ушло семь с половиной часов.

Долго не раздумывая остановились на уже знакомой с прошлого года базе <Батыр> в 4 км за Усть-Семой. База не дорогая, уютная и есть не большой песчаный пляжик.

Ну как Вы думаете, что мы делали оставшийся вечер? Ну конечно же! Жарили шашлык и пили вино с женой (дочери, естественно достался сок - спиртное рано еще). Короче, организовали спокойные вечерние посиделки на лоне природы. Ни чего особенно выдающегося.

18.08.08

Утром попробовал дозвониться до новосибирского экипажа, но их телефон был недоступен. Как потом выяснилось, они выехали 16-го и к вечеру доехали до Чибита, переночевали в местной гостинице и с утра 17-го двинули на Улаганский перевал.

По дороге мы особо ни где не останавливались, ведь все уже видели не первый раз, да и торопились попасть на <Узун-Кель>. Ведь не было ни какой уверенности, что там нас уже ждут и забронировали домик.

Сделали остановку на обед на Чуе, возле впадения в нее ручья Боки, от которого осталось только высохшее дно. Кстати, это лето на Алтае поразило обмельчанием почти всех рек и ручьев. Говорят, что зимой было мало снега, но когда был весной в командировке в тех же местах, не заметил разницу в его количестве с прошлыми годами. Тем не менее... от многих мелких речушек остались лишь высохшие русла, а Катунь обнажила свои берега.

Проехали Акташ и начали подъем на Улаганский перевал. Температура в Акташе стояла около 28 градусов. Проезжая Красные ворота увидели несколько машин с туристами. Народ бродил рядом в шортах. Ярко светило солнце. Через несколько минут подъехали к Мертвому озеру. Температура за боротом резко упала до 23. Небо начало закрываться облаками. После свертка на Сорулукель градусник уже показывал 18. Дальше... хуже. Закрапал дождь. Небо потемнело. Когда подъезжали к перевалу, температура  стояла на отметке 11 градусов. Интересно мы выглядели, наверное, со стороны, когда в дождь с ветром вылезали из машины в шортах и майках. Впору было одевать куртки и теплые штаны, что мы и поторопились сделать. Такая вот переменчивая погода на Улаганском перевале. Всегда что-нибудь преподносит интересное.

Нас встретили Александр (Rocki c сайта 402km.ru) и его жена Марина из Новосибирска. Познакомились теперь уже в живую. Они ждали нас здесь уже второй день, заняли нам комнату, как и договаривались. Я, в свою очередь занял оставшуюся свободную комнату для бийчан, потому как народу на базе, как обычно, к вечеру собралось много.

Бийчане подъехали в сумерках, мы уже и не надеялись их дождаться в этот день. Тоже познакомились. Экипаж на Висте Ардео: Алексей и Аня (правда, как выяснилось уже после поездки, зовут ее Марианна, но ей больше нравится Аня) с детьми Лилей и  Тимофеем, Экипаж Ноаха: Дима, его сын Андрей, друг Димы Саша из Барнаула, жена Светлана и любимая теща :-) . Вот такая веселая и большая компания.

Просидели этот вечер под шум дождя часов  до 12-ти (да и все последующие дни рано не ложились).

19.08.08.

Проснулся я рано утром. Над озером стоял туман. Я сбегал за фотоаппаратом, но пока спустился к воде, облако почти рассосалось.

Немного о сборах на Кату-Ярык.

Народ, приезжающий с Кату-Ярыка в предыдущий день как-то не особенно расхваливал нам последний спуск с перевала. И  хозяин базы Виктор Романович подтвердил, что последние три дня идут дожди и перевал потихоньку размывает. Начинают подниматься камни. Это нас несколько смутило. Хоть и у всех, кроме меня машинки были <вэдовые>, дорожный просвет впечатлял только у экипажа Александра на его на Дайхатсу Роки. Провели переговоры со всеми экипажами. Решили оставить часть вещей на базе, доехать только до перевала, а дальше не соваться. Тем более, что к вечеру опять обещали дожди.

Те, кто уже был в этих местах, могут пропустить несколько абзацев, потому как дорогу уже знают и без моих описаний. Ну а кто только собирается...

До Улагана асфальт с парой участков щебня. За Улаганом, тоже асфальт, но не обольщайтесь, гребенку до Балыктуюля так ни кто и не отгрейдеровал, но если разогнаться примерно до 60-ти км в час, то как-то меньше трясет. В Балыктуюле почти на въезде поворот вправо через мост и подъем по каменистой дорожке на местный  безымянный перевальчик.  За ним справа долина Пазырыкских курганов. До сюда мы доехали в прошлом году. А дальше... Дальше дорога раздваивается, или даже разтраивается, или даже разчетверяется, короче расходится на несколько рукавов. Грунт здесь похож на глину и в дождь становится непролазным, поэтому и дорог столько. Каждый ищет, где грязи поменьше. В сухую погоду пыль. Дальше небольшой лесок и за ним дороги сходятся опять. Начинается нормальный щебенистый грунт. Местами можно разгоняться, но нужно следить за появляющимися время от времени из земли камнями. <Пузотерам> и здесь можно ухитриться пробить днище. Поэтому оставшиеся километров тридцать до самого перевала мы ехали почти два с половиной часа (назад быстрее почему-то получилось).

Пейзажи Улаганского плато конечно своеобразные. Небольшие лесистые сопки с редкими скалами останцами. Густая зеленая трава, ровным слоем покрывающая полянки, как будто ее кто-то подстриг под высокую гребенку.

Дорога медленно и почти не заметно поднимается вверх. И вот попетляв между холмов неожиданно выходит на высокий склон, с которого открывается красивейший вид на озеро внизу слева. Почему-то все его называют Голубым, даже местные. Хотя вода в нем больше зеленого оттенка. По карте это одно из озер Учколь.   Наверное, тут ни кто еще не проехал в первый раз, чтоб не остановиться. Остановились и мы на фотосессию. Дальше начинается плавный, почти незаметный спуск.

Километров через 8-9 выезжаем к огромному разлому в горах. Долина Чулышмана. Правда больше похоже не на долину, а на ущелье. По крайней мере сверху так кажется.

Перед перевалом, точнее перед спуском в ущелье большая площадка. Можно оставить машину и сходить пофотаться на фоне перевала и Чулышмана. Вид конечно впечатляет. Далеко внизу видно изумрудную змейку Чулышмана, на берегах кое-где машины-песчинки, домики-камушки, деревья-травинки. На противоположной стороне высоченный водопад, правда воды и тут в этом году мало. Шум его слышно с этой стороны. Выше громады гор Чулышманского нагорья. Они еще больше усугубляют ощущение глубины ущелья. Если отойти влево от площадки на близлежащие скалы, то открывается красивый вид на сам Кату-Ярык. От сюда видно только верхнюю часть, семь поворотов. Самый крутой и длинный спуск скрывается под скалой. Видно, что многие спускаются по перевалу пешком. Не каждому легко удается спуститься на машине с перевала даже в роли пассажира. На верху на площадке стоят машины пережидая, пока внизу ГАЗ-66 тащит <девятку>.  Переднему приводу выбраться назад в эти дни очень трудно, особенно на первый подъем. Очень велика вероятность пробить картер или как минимум ободрать днище.

Полюбовавшись перевалом сверху решили с Александром оставить наши вторые половины с моей дочерью в моей машине наверху и спуститься с перевала вдвоем на его Дайхатсу. Алексей с Дмитрием пока раздумывали, спускаться им вниз или нет. Оставили одну рацию для связи женам другую взяли себе и вперед. Чем больше поворотов проходишь, тем круче спуск. Дорога узкая, но на поворотах можно разъехаться со встречными. Кое-где есть что-то типа <карманов> для разъезда. Интересно, что даже после половины поворотов, когда мы находились приблизительно на середине спуска, при взгляде вниз создается такое ощущение, что мы еще наверху. Дно ущелья почти не приблизилось.

На одном из поворотов встретили ГАЗ-66, тянущий на прицепе Хонду <пузотерку>. Пропустили их и заодно маленько подостудили свои тормоза. И вот, наконец, последний спуск. Видно, как вымыло мягкий грунт прошедшими дождями. На поверхности дороги торчат тут и там огромные валуны. Скорость не большая, точнее совсем маленькая, мы почти ползем. Почти в самом низу спуска большая рытвина поперек дороги. Это самое проблемное место. Здесь и уклон самый большой. Пришлось придерживаться руками за приборку, чтоб не сползти с сиденья.  Фу... спустились!!! Теперь можно выйти из машины и вытряхнуть скопившийся андреналин из штанов. Отъехали от склона к реке и сразу появилась связь с <базой>. На последнем спуске она пропала, видимо закрыло скалой.

Внизу конечно красиво, но после спуска и вида сверху уже ни что не может впечатлить. Чулышман в этом месте медленно несет свои зеленые воды между берегов, поросших тополями. Опять резкое изменение окружающей природы. Наверху тополей нет, в основном лиственница. В этом весь Алтай. Ни когда не знаешь, что ожидает тебя за следующей горой, какой пейзаж, какая природа.

Поговорили с <базой>. Кое как отговорили спускаться вниз Алексея и Дмитрия. Тем более, что небо стало затягиваться тучами. На Ардео Алексея даже зацепить трос не за что в случае чего. А ребята уже было чуть не рванули за нами. Хоть и вэдовые, все таки <пузотеры>. Необдуманный риск ни к чему хорошему не приводит. Лучше ехать сюда по нормальной грейдерованной дороге, а когда ее отгрейдеруют, самому богу известно. Так что отложили поездку по Чулышману до лучших времен или точнее говоря до лучшей дороги.

Пофотались немного и потихоньку двинули назад, пропустив вернувшийся ГАЗ-66. Подъем наверх с моей точки зрения, как пассажира, показался мне проще. Высоты не чувствовалось, поскольку впереди было видно только небо и дорогу. Зато Александр переживал за машину. Досталось ей испытание на старости лет. Но опасался он зря, первый подъем прошли нормально, а дальше проще... Где-то в середине перевала <обогнали> все ту же Хонду <пузотерку>. <Обогнали>  в  кавычках потому, что мы кое-как  протиснулись между ей и скалой.

Двое парней томичей взмолились вытащить нас наверх. ГАЗ-66 за 500 р. дотаскивает только до конца первого подъема, а до конца перевала 1000 р. Тут как раз начался дождь. Делать нечего, поперли Хонду за собой. Крепкий все таки джип Дайхатсу Роки. На верху Александр дал парням литр декстрона. У них оказывается еще и проблемы с коробкой были, толи пробили, толи еще что...

Дождь местами сопровождал нас почти по всей дороге до Балыктуюля. В одном месте мы остановились подождать Алексея с Дмитрием, вышли размяться. И тут я услышал зловещее шипение. Заднее правое колесо заметно приспутило. Почти сразу увидел причину - мелкий камень, воткнувшийся в протектор. Подъехали ребята, Дмитрий достал электрический насос, подкачали и я рванул вперед, побыстрей до базы. Оставшаяся компания отстала, планируя заехать на Пазырыкские курганы. А мы с семьей были там в прошлом году.

Вечером на базу заехали ребята с клуба 402км. Подошли к ним, познакомились, поделились впечатлениями. Так как мест на базе уже не было, они становились на ближайщем от базы бугре на берегу озера.

Немного <обмыли> наш спуск с Кату-Ярыка, да и подъем тоже, а точнее все вместе.  Опять шел дождь.

20.08.08.

Особого плана на этот день у нас не было. Просто собирались ехать в сторону Кош-Агача, посмотреть на белки Северо-Чуйского. Тем более, ни Александр, ни Алексей, ни Дмитрий там еще не были. Вечером мы с Александром планировали вернуться на базу, а остальные собирались выдвигаться назад, к дому (работа не ждет). Мы с Александром выехали первые, так как планировалось заклеить колесо в Акташе. Так как было воскресение, работающую шиномонтажку нашли не сразу. Они наверное, думают, что по выходным колеса не прокалываются. 100 рублей и за пять минут не снимая колеса все было исправлено (держит до сих пор).

Прождали отставших полчаса и решили потихоньку ехать вперед, надеясь, что догонят. Но кто бы знал... Буду соблюдать хронометрический порядок, мы сами узнали о случившемся только дома. Итак, мы двинулись в сторону Кош-Агача.

Потихоньку докатили до Курая и тут неожиданно, не долго совещаясь поехали в сторону Кызыл-Таша. Дальше дорогу ни кто не знал, атлас был забыт на базе, а навигатору Александра тоже не было особого доверия, так как общее направление он показывал, но по нему мы иногда ехали то по озеру, то по болоту, хотя вокруг была степь или горы. Двигаясь против течения Чуи, через полчаса мы все-таки выехали к деревянному мосту. Мостик на вид довольно крепкий, не знаю, как его может снести рекой. Неужели здесь бывает такое мощное половодье?! За мостом выехали в ровную, как стол степь. Остановились на фотосессию у каких-то могильников, их там было штук десять, разбросанных на большой площади.

Навстречу нам подъехал босой алтаец на телеге. Кое-как объяснил нам куда нужно двигаться и на что ориентироваться. Сам, как он признался, только что с гор спустился и не знает, что в мире происходит.

На первой развилке километра через четыре мы все-таки ухитрились повернуть не туда. Выехали к какому-то броду или к чему-то отдаленно напоминающему брод, но соваться в него не выявил особого желания даже Александр на своем Дайхатсу. Повернули назад и через пару километров нашли незамеченный ранее левый поворот.

Эта дорога опять привела нас к бродам, но теперь уже гораздо более <приятным>. Здесь река под названием Тюте, разлившаяся где-то выше на несколько рукавов, опять сходилась в одно русло. Первые два рукава я проехал даже не замочив порогов, а в третьем Александр геройски одев <болотники> показывал мне дорогу, где помельче. Как говориться, у страха глаза велики. Дальше дорога уходила влево вдоль маленького ручья под названием Чичке, по левому краю лысых, без единой травинки, выжженных солнцем холмов, с развалившимся геодезическим маяком на одном из них. Вообще, если ехать от моста через Чую, то можно ориентироваться на эти маяки. Их всего два и надо всегда держать путь на маяк, а потом первый оставить чуть левее, а второй чуть правее.

Потихоньку выжженные холмы сменились постоянным, но некрутым подъемом, поросшим лиственницей. Когда до перевалки оставалось метров пятьсот (как выяснилось позже) дорогу преградили приличного размера камни. Времени на форсирование преграды уже не было, вечерело и с Северо-запада надвигались грозовые тучи.

Мы со своими девочкам остановились  на обедо-ужин, а Александр все-таки доехал до перевалки, быстренько все сфотографировал, и вскоре вернулся.

Расположились мы у подножия какого-то бугра, похожего на огромный вал. И все время за ним слышался странный шум, наверное, ветер шумит в верхушках деревьев, подумали мы. Но все-таки поднялись на этот <вал> и ...

Какое было у нас удивление, когда за ним, внизу в ущелье, среди лиственниц мы увидели бушующий горный поток Актру. Мощная река здесь ни как не похожа была на Чую в ее равнинном течении. Спускаться на берег мы не стали. Тучи приближались и буксовать на ночь глядя по Курайской степи не очень то хотелось.

Обратный путь до Чуйского тракта показался короче. Мы торопились.

Дождь застал нас, когда мы уже выезжали по асфальту из Курайской степи. Набрали воды на Менах перед Акташом, <затарились> в Акташе шашлыками и пивом и поехали <домой> через Красные ворота.

Александр с Мариной ухитрились еще и заскочить на какое-то безымянное озеро справа от Улаганской трассы. Дорога до озера - сплошные камни. Приехали поздно.

Шашлыки мы жарили уже в темноте и под дождем, точнее под зонтиком, ну куда было деваться, не пропадать же мясу. Запили их пивом и улеглись спать.

21.08.08.

Этот день изначально предполагался как матрасный, хотели ни куда не ездить, сходить в баньку, попить пивка, короче побалдеть, но разве мы усидим на месте. С баней договорились на часа четыре, и что же оставалось делать все остальное время?

Выдвинулись пешком на местную <смотровую площадку> километрах в трех-четырех от базы, находящуюся на высоте 2238 метров на месте старого геодезического маяка. Хорошо, что день выдался не жаркий. Тащились мы туда, благодаря дочери часа два с половиной. Она у меня, выросшая почти в городе, ходить не любитель - папа всю жизнь на машине возит. И вот на середине подъема я уже подумал, что придется вернуться. Отказалась идти дальше и все тут. Спасибо Александру с Мариной - уговорили они ее.

По дороге, почти перед самой вершиной обнаружили вот такую штуку. Определенно что-то напоминает, но что? И очень правильных форм.

Жена говорит, что эта штука похожа на пробку от гигантской бутылки. И где же тогда эта бутылка?

С маяка открывается красивый вид на Улаганский перевал, на озера по обе его стороны, на Курайский и Айгулакский хребеты и на белоснежные вершины Северо-Чуйского вдалеке.

С противоположной стороны - уходящий вдаль на несколько десятков километров голубой Алтай и Улаганское плато. Который раз убеждаюсь, что с высоты всегда открываются более величественные картины, чем с земли, снизу. Все-таки в глубине душе каждый человек мечтает летать, и от этого его стремление забраться повыше и офигеть от увиденного.

Дорога обратно, как это ни странно, далась легче. Успели к обеду и к бане. Выпили, как полагается по стакану пива после баньки. Но до вечера еще было далеко. И опять шило в одном месте оказалось у всех. Уселись на мою Спаську и покатили на разведку на озеро Талдукель километрах в четырех от Улаганской трассы.

Поворот на него находится почти сразу за Мертвым озером возле моста через Чибитку. До Талдукеля мы не доехали, потому как свернули на другое безымянное озеро перед Талдукелем.

Озеро довольно красивое, находится у подножия Айгулакского хребта. На берегу база, но сервис покруче, чем на <Узун-Келе> и цены повыше. 800 р с человека. Есть моторные лодки, гусеничный вездеход. В озере есть форель, но со слов хозяев, не ловится! Говорят, что даже в сети не идет. А может ее там и нет? Проверять не стали. Побродили немного по базе, устроили фотосессию, взяли визитку у хозяина. Сказал, что может принять и зимой, потому, как печки есть и так как сам бывший дорожник, дорогу расчистит. Только надо заранее позвонить.

Весь оставшийся вечер Александр занимался рыбалкой. Это был последний наш день на Улаганском перевале. Нужно было собираться домой.

22.08.08.

В этот день наши пути с Александром и Мариной разошлись. Экипаж Rocki собирался остановиться на один денек на базе <Янтарный сад> перед селом Хабаровка на берегу Урсула, а мы хотели свозить дочь на <Бирюзовую Катунь> да и самим немного поматрасничать.

Опять Чике-Таман, Семинский  с короткими остановками. Уже все до боли знакомое и почти родное.

Заехали  на каменные бабы возле Ини, а то сколько раз ездили и все мимо. Остановились опять на базе <Батыр>. Опять шашлыки и сопутсвующие напитки.

23.08.08.

На следующий день по плану объехали как обычно все <злачные>  места с сувенирами по трассе до Горно-Алтайска - ну любят женщины все эти побрякушки, что тут поделаешь. Потом решил завезти их в Горно-Алтайск - отметиться, а то все мимо да мимо, да и меду прикупить нужно было. На трассе местные знакомые брать не советуют, а в Горно-Алтайске два или три <Пчело-Центра>. Один возле кафе <Фортуна> на Старом Музее (кто знает). Там и <затарились> продуктами местного пчеловодства.

Остановились в центре города возле нового театра. Прогулялись по парку, устроили фотосессию на центрально площади перед Куралтаем (типа нашей Думы), заехали в пару магазинов. Кстати, городок не большой, но зеленый и чистый. Создает приятное впечатление. В самом центре всего две параллельные улицы, зажатые между двух гор: Тугаей и Комсомольской. От одной до другой идти пешком минут десять медленным шагом.

Двинули назад. Уже на подъезде к Аржан-Суу небо заволокли тяжелые тучи и полил дождь. <Плакала> наша <Бирюзовая Катунь>. Да и черт с ней! Дочь, в общем-то, не особо и расстроилась, еще успеет накупаться на Обском море.

Весь вечер с короткими остановками лил дождь и вроде всю ночь тоже. Ну может это и к лучшему, чтобы не так грустно было уезжать. Ведь каждый год, становится грустно, когда приходит время возвращаться домой. Хочется, что бы все продолжалось - и дорога, и горы, и новые впечатления, и, конечно же, новые друзья...

Мы еще вернемся сюда! И все будет хорошо!

 

P.S. Как обещал. Куда же пропали экипажи бийчан?

Может правда, а может и нет, решайте сами. Но что-то в этом есть.

По дороге с Кату-Ярыка дернул черт Аню отломать кусочек древней лиственницы, лежащей в одном из Пазырыкских курганов. Ну просто на память отломала. Ни что не предвещало беды. На следующий день, когда мы с Александром уже выдвинулись в Акташ, ей вдруг резко сплохело. И настолько сплохело, что пришлось везти ее в больницу в Акташе. Конечно, сделали ей там укол, но продолжать путешествие уже не было особого желания и  ребята поехали домой. Алексей позвонил мне через несколько дней и рассказал эту историю.

Пройдено по маршруту 2258 км.

Категория: blog |
19-01-2011, 13:27
Просмотров: 5425

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник