Улаганский
перевал находится на участке дороги от Акташа до Усть-Улагана после
озера Узун-Коль на 26 километре Улуганского тракта.
Этот перевал
является одним из самых высоких на Горном Алтае, но в силу своей
пологости он не особенно выделяется среди окружающей местности.
Высота его 2080 м над уровнем моря. Именно поэтому на Улаганском перевале в любое время года довольно прохладно.
Длинный,
кажущийся бесконечным подъем заканчивается и вот вы на перевале. Места
здесь довольно пустынные и даже мрачноватые, энергетика – специфическая.
Но с дальнего
края перевала видно далеко – вдали встают величественные горные хребты.
Так с перевала открываются прекрасные виды на заснеженные вершины
Курайского хребта и Восточного Алтая, на долину реки Сарыачик и
холмистую местность покрытую тайгой - Улаганское плато.
Многие туристы
отмечают, что тот ландшафт, который окружает Улаганский перевал, очень
напоминает шотландский своим внешним видом.
Склоны перевала украшены разными представителями высокогорной
породы. Здесь и лиственница, кедр, карликовая береза, можжевельник и
многие другие представители высокогорной флоры. Воздух здесь
необыкновенный, напоенный кедровым смолистым запахом и озерной влагой.
Район
Улаганского перевала украшают многочисленные озера. Среди них имеется и
чистейшее Узун-Коль, имеющее одноименную турбазу на своем берегу.
Вообще, как до перевала, так и за перевалом на берегах многочисленных озер располагаются разнообразные турбазы.
Наверно, это
единственный перевал, где путешественников предупреждают не об
опасностях пути, а о правилах поведения в священном месте. Здесь
поклоняются духам, поклоняются самой земле Горного Алтая. Именно об этом
нас предупреждают надписи на плакате на подъезде к перевалу.
Местные жители считают Улаганский перевал священным. Здесь не стоит
шуметь, кричать, петь песни и, таким образом, тревожить духов.
Вершину перевала украшает множество деревьев с белыми ленточками, а также находится беседка для отдыха.
Очень интересно смотрится деревянный идол (чем то похожий на индейского) в ограждении из камней.
На специальном
стенде путешественникам объясняют, как эти ленточки привязывать, какого
они должны быть цвета. Обязательно – светлые, белые, голубые, желтые.
Вообще по алтайской традиции в священных местах на деревьях и
кустарниках повязываются ленточки из светлой материи (кыйра) или светлые
волосы из конской гривы (ялами, дьялама, джалама). В местах, где нет
деревьев, складывают каменные пирамиды (туры, обо, обоо таш). Это
символы обряда почитания духов местности. Привязал ленточку, попросил
благословения, мира, здоровья, удачной дороги – успокоил духов, с
алтайской землей договор заключил. И будет тебе удача в дороге и успех
во всех делах. И рыба ловиться будет и погода хорошая. И болеть не
будете – исцелят довольные духи. Можно еще монетку на счастье оставить. И – с покоем в душе – можно ехать дальше. По древней земле Горного Алтая.
|