Одна из самых популярных рек Алтая - Чуя... "Для желающих недорого и фотогенично свести счеты с жизнью на Чуе есть Мажой..."
Дорога над Мажойским каскадомДорога над Мажойским каскадомДорога над Мажойским каскадом
Дорога над Мажойским каскадом
Мажойский каскад - 17 километровый
участок Чуи от устья реки Маашей и до поселка Чибит. Каньён насчитывает
54 порога 5 и 6 категорий сложности. По
этому участку реки Чуи проходит разделительная граница между Улаганским
и Кош-Агачским районами. Мажойский каскад на реке Чуя считается
классической Алтайской "шестёркой".
участок реки Чуя в районе Мажойского каскада
Этот
участок реки предназначен прежде всего для людей, у кого мало времени,
но при этом хочется получить максимально острые ощущения. Мажойский
каскад (или как иначе его называют – каньон) – популярное место среди
водников – экстрималов, неудивительно, что многие из них открывают сезон
именно с этого участка реки. Начиная с 2003 года, именно на этом
участке Чуи проводят экстремальные соревнования среди профессионалов
бурной воды.
Мажой - это
20-километровое угрюмое ущелье, вверху которого снег лежит даже летом.
Ущелье имеет каньонообразный характер, в нижней части переходит в каньон
с обрывистыми стенками высотой 100 - 150 м.
Чуя ревет мощнейшим потоком, продираясь через частокол камней,
вспениваясь валами высотой до 4-х м и падая в водопадные сливы. Недалеко
от устья Мажоя есть деревянный мост, с которого можно полюбоваться на
буйство стихии — Мажойский каскад, который представляет собой
впечатляющее зрелище.
Мажой – он бессмертный и хмурый. Вечно шумный. Да не просто шумный.
Мажой — это такой суперкомпрессор с миллионно-летним ресурсом и при нём
неутомимая проходческая бригада, проходящая тысячами отбойных молотков
огромное циклопическое ущелье. И впереди у этой слепоглухой бригады
нескончаемая сизифова смена, без перекуров и расслабухи. Вот всё глубже и
глубже вгрызаются ударники каторжного труда в чрево гор перемалывая их в
муть. Чтобы когда нибудь в будущем потекла река успокоено и плавно в
своих сложенных из камней и глины уставших берегах…
Мажойский каскад на реке Чуя считается классической Алтайской "шестёркой".
В самом начале Мажойского каскада идут пороги средней сложности,
имеющие характер прижимов. Начальный участок завершают два сложнейших
порога "Суровый"
порог "Суровый"
порог "Пирамида"
"Суровый" пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий. Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог "Гарнитур".
порог "Гарнитур"
Это начало сложнейшей части Мажоя. 17 порогов на 5 км требуют тщательной разведки и надежной страховки. Пороги "Сито",
порог "Сито"
порог "Приманка"
Порог "Недотрога"
непроходимы в малую и среднюю воду.
Плотность препятствий очень высока, иногда в день преодолевается по 500 м.
порог "Коварный"
Каскад заканчивается длинным красивым порогом Зайсан, за которым
горы расступаются и Чуя выходит в долину. Сложность нарастает
постепенно,от абсолютно гладкой воды вначале, до следующих один за
другим порогов высшей категории сложности в глубоком и недоступном
каньоне в кульминационной части. Для каяков (каноэ) Мажойский каскад, начинается от порога Президиум.
порог "Президиум"
Хорошие подъезды к началу сплава явились причиной того, что этот
маршрут был освоен туристами-водниками одним из первых среди сложных рек
этого региона. Еще в августе 1976 года группа спортсменов-водников
состоявшая в основном из выпускников Томского университета — томичи,
барнаульцы, новокузнечане и кемеровчане, совершила первопрохождение
Мажойского каскада порогов на реке Чуе. Руководил прохождением Михаил
Колчевников, ныне один из самых именитых путешественников России,
Заслуженный мастер спорта.
Русские старожилы Алтая назвали Мажойское и предшествующее ему Менское ущелья «Дикой Чуй». И в самом деле, куда уж дичее…
Неоднократный
чемпион мира, немец Тони Прийон, проехавший-пропрыгавший на каяке в
1989 году часть каскада (весь не довелось — возникла надобность
спасательных работ, закончившихся, к сожалению, неудачно — спасаемый,
это был спортсмен из Нижнего Тагила, все же погиб), поставил Мажой в ряд
самых сложнейших и опаснейших водных маршрутов планеты. Около Колорадо и
Замбези. Янцзы и Чулышмана. Через запятую с порожистыми артериями
Коста-Рики и Непала.
Августом 1976 года, после нескольких
попыток предшествующих лет, попыток, нередко завершавшихся трагедиями,
Мажой был покорен. Лоцман Колчевников провел свою команду
двадцатикилометровым извилистым, ревущим, аки зверь, каньоном, набитым
базальтовыми глыбами, словно колбасная кишка салом, без потерь и с
минимумом технических ошибок.
Позже этот спортивно-туристический
подвиг был не раз повторен. Сначала им самим. Вновь на классическом
камерном плоту. И была составлена подробная лоция — по ней уже шли
последователи.
Со временем Мажой поплыли на надувных плотах новых
конструкций — «сажневском» (это когда палуба опущена между баллонами,
что придает плоту большую устойчивость — автор конструкции известный
новосибирский мастер Сажнёв), «чекстере» (четыре баллона разнесены
попарно на раме, впрочем не это главное, а то, что экипаж не гребями
правит, но орудует простыми веслами) и даже американской «падле» (столь
неблагозвучное слово проистекает от английского «paddle», что означает
всего-навсего «лодка»). И, наконец, на самых малых надувных судах
водно-спортивного класса — катамаранах, «четверках» и «двойках».
После Тони Прийона и международного « Чуя-ралли » 1989 года,
организованного американцем Джибом Эллисоном и все тем же Колчевниковым,
— на каяках.
|