|
|
|
|
Аржан на Нижнем Инегене
|
Родник (аржан) на реке Нижний Инегень. Расположен
на левом берегу реки Нижний Инегень примерно в 1 километре от устья.
Находится непосредственно под деревом и выходит практически в реку. Используется
местными жителями в лечебных и культовых целях. Местная женщина
заверила нас, что источник серебросодержащий и используется в лечебных
целях. Проехать до источника можно на автомобиле. Рядом есть много
ровных площадок для установки туристского лагеря. Респондентам был задан вопрос: «Какие, по Вашему мнению, природные или
культурно-исторические объекты на территории парка "Аргут” имеют особое
(религиозное, сакральное, лечебное и т.д.) значение для местных жителей и
их необходимо оградить от посещения туристами?».
Отдельно также были опрошены старожилы и представители интеллигенции села. По
результатам опроса выяснилось, что историко-культурных объектов,
являющихся среди местного населения особо почитаемыми, на территории
природного парка «Аргут» нет.
Из природных объектов были отмечены два: 1.
Родник (аржан) на р. Верхний Инегень. Расположен на левом берегу реки
примерно в 5 км от села вверх по течению. Используется местными жителями
в лечебных и культовых целях. 2. Родник (аржан) на р. Нижний
Инегень. Расположен на левом берегу реки в 0,8 км от устья. Также
используется местными жителями в лечебных и культовых целях.
Данные
природные объекты (аржаны) были названы в 50 % анкет. При этом 39,6 %
респондентов считают, что посещение аржанов туристами можно осуществлять
только в сопровождении проводника из числа местных жителей либо гида,
знакомого с местными традициями, а 10,4 % опрошенных считают, посещение
данных родников туристами нужно запретить вообще.
В ходе опроса
выяснилось, что многие местные жители используют родниковую воду для
лечения болезней глаз, желудочно-кишечного тракта, очищения организма,
поднятия душевных сил, сердечных заболеваний, головных болей, болезней
легких, суставов, простудных заболеваний и ряда других.
Использование
целебных источников (аржанов) сопровождается также традиционным
ритуалом, который заключается в ряде требований и ограничений.
Наиболее
распространенными и выполняемыми элементами такого ритуала по данным
опроса являются: соблюдение тишины, чистоты, разведение огня,
заваривание чая; повязывание кыйра, окропление молоком, произношение
благопожеланий; подношения хозяину (у истока кладутся монеты, ценные
вещи, продукты собственного приготовления, в том числе фигурки из
быштака), к аржанам не подпускают скот; не употребляют спиртное,
являются на источник трезвыми. Иногда достаточно «спешиться, снять
шапку, преклонить колено и произнести благопожелание».
Выдержки из текста "К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНЫХ И
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОРЕННЫХ
ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ"
(на примере с. Инегень Онгудайского района) Л.В. Байлагасов, Т.В. Манышева
Алтайский региональный институт экологии.
|
Категория: publ, Источники
|
| 6-06-2012, 16:30 |
Просмотров: 6163
|
|
|
|
|
|
|