3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Могильник Кудыргэ

Долгое время главным археологическим памятником Алтая, известным во всем мире, были Пазырыкские курганы.
В конце XX века славу Пазырыка разделила находка мумии "алтайской принцессы" на плато Укок. Но мало кому известно, что в 1924 году открытие, всерьез потрясшее мировое сообщество археологов, было сделано в урочище Кудыргэ в долине реки Чулышман, в 15 км от берега Телецкого озера.
Появившееся в 1927 г. небольшое предварительное сообщение С.И. Руденко и А.Н. Глухова с публикацией результатов раскопок могильника Кудыргэ на Алтае сразу привлекло внимание широкого круга археологов. С того времени ни одна работа, касавшаяся древностей раннего средневековья, не обходила этот могильник.
Поставленный в один ряд с источниками тюркского, а затем предтюркского периода истории племён Алтая, он был включён в число памятников эпохи великого переселения народов, времени появления близких по культуре племён в Подунавье.

     

Как случайная находка, здесь был раскопан погребальный комплекс более чем из 60 сооружений: оградок, каменных выкладок, курганов, датирующихся 6-7 вв.
В руки археологов и историков культуры попал уникальный материал, иллюстрирующий культуру и быт древних тюркских племен, населявших долину Чулышмана.
В погребениях были найдены остатки шелковых тканей, бусы из янтаря и сердолика. Все это являлось не просто дорогими предметами, но завозимыми из других регионов, их привозили купцы из далеких стран.
Древние жители Чулышманской долины, по-видимому, отличались своей зажиточностью – на пальцах погребенных сохранились серебряные и медные кольца. Серьги носили как мужчины, так и женщины. Серебро – благородный металл, оно было в особом почете у древних тюрок. Из него изготавливалось большинство украшений, сосуды и даже бляшки для лошадиной сбруи.
Также среди находок оказался валун-писаница с сюжетными рисунками, костяные накладки на седло с этнической сценой охоты, и многое другое.

Рисунок: камень валун-писаница
 
Особый интерес вызвал именно валун: на одной его стороне было изображено суровое лицо бородатого мужчины средних лет, а на другой - сцена преклонения охотника, воина и "вельможи" перед женщиной в богатом убранстве. Что означал этот рисунок, ученые так и не решили.
 
Различие могил по богатству инвентаря свидетельствует об имущественном расслоении. Также раскопано погребение воина 13-14 вв., где были найдены китайское зеркало, обрывки шёлковых тканей и конская сбруя. Экспонаты были вывезены в Музей этнографии г. Ленинграда, а затем бесследно пропали во время блокады, в период Великой Отечественной войны.
Более того, утрачены оказались практически все отчетные и дневниковые записи, связанные с находками! А между прочим, название "Кудыргэ" в одном из вариантов переводится как "священная жертва"; возможно, на этом месте существовало гораздо более древнее святилище.

Район могильника.
Нижнее течение реки Чулышман и её левого притока реки Башкаус, близ слияния которых находится урочище Кудыргэ, представляет собой одно из удобных для обитания мест восточного Алтая. Окружающие долину горы, видимо, издавна затрудняли в неё доступ и создавали условия природной крепости, защищённой горными хребтами от расположенной на востоке Тувы, на юге — Монголии и на западе — центральной части Горного Алтая.

Рисунок: Карта распространения могил поздних кочевников, раскопанных в Горном Алтае.
Типы могил: а — одинцовский; б — берельский; в — кудыргинский; г — катандинский; д — сросткинский; е — часовенногорский; ж — оградки; з — каменные изваяния.
Арабскими цифрами обозначены пункты раскопок.
 
Отроги гор, близкие по природным данным к высокогорным степям Центральной Азии и Западных Саян, несмотря на скудный травяной покров, обусловленный песчаной подпочвой, пропускающей влагу, вполне пригодны для пастбищ.
Природной границей Горного Алтая являются таёжные области к северу от озера Телецкого и находящиеся рядом с ними равнинные степи предгорий с пастбищами, наиболее благоприятными для овцеводства, а в южных широтах — для разведения верблюдов. Но своеобразие Алтая заключается в чередовании разных ландшафтов при высотном распределении растительных зон. Степи чередуются здесь с лесами.
Берега Телецкого и долина Чулышмана настолько богаты зверем и дичью, что были избраны местом Алтайского заповедника. Могли привлекать сюда людей и богатые рудные месторождения. Известны медные руды в бассейне реки Башкаус и железные — в бассейне реки Чулышман.

Раскопки могильника

Урочище Кудыргэ, или Кудырга, находится на правом берегу реки Чулышман, в 15 км выше его впадения в озеро Телецкое и в 3 км ниже устья его левого притока — реки Башкаус (иначе - в 10 км к юго-востоку от современного села Балыкча, на первой правой надпойменной террасе реки Чулышман вдоль береговой линии). Замкнутая прибрежными горами долина реки Чулышман здесь несколько расширяется, и русло реки разделяется на два рукава — основное русло и широкий проток.
С севера вход в урочище затруднён для пешеходов обрывом к реке — бомом. Скалистый берег отступает к востоку. От падающего с восточных скал водопада берёт начало оросительная сеть. Ею пользуются и до сих пор для орошения пашен, находящихся у основания занятых могильником холмов.
Могильник находится в южной части урочища, на площади длиной около 1 км, шириной от 100 до 250 м, главным образом на всхолмлениях надпойменной террасы, вытянутых цепочками в меридиональном направлении, и на берегу, над обрывом к пойме реки.


Раскопки могильника, открытого А.Н. Глуховым в 1924 г., были начаты в том же году экспедицией Этнографического отдела Русского музея, руководимой С.И. Руденко, при участии А.Н. Глухова и студентов Б.А. Борнемана и С.П. Суслова, и продолжены в 1925 г. А.Н. Глуховым.
В 1924 г. исследовались только могилы, в 1925 г. — могилы и обнаруженные на могильнике оградки.

В результате раскопок была установлена разновременность кудыргинских могил. Могильник Кудыргэ, считавшийся ранее памятником одновременным, оказался местом погребения в течение двух периодов — в период тюркского господства (VI-VII вв.) в основной его части и в период монгольского господства (XIII-XIV вв.) в меньшей части (5 могил).

По внешнему виду в Кудэргинском могильнике выявляются памятники двух типов — овальные насыпи могил с выступающим иногда из-под дёрна овалом из камней, с задернованной внутренней поверхностью, и квадратные оградки, заметные снаружи по выступающим из-под дёрна краям вертикальных плит (высотой до 30-40см), также с задернованной внутренней поверхностью, малые — размером 2x2 м и большие — 4x4 м. Последние имеют обычно скопления камней на поверхности, делающие их похожими на овальные могилы.
Вообще расположение оградок главным образом в центральной части могильника в то время как могилы находятся на окраинных холмах даёт основание предполагать, что кудыргинские оградки сооружены раньше могил.
Всего на могильнике обнаружено около 40 овальных могил. Оградок на могильнике около 60. В действительности оградок было больше, так как раскопки показали, что часть оградок была полностью задеёрнована. Могилы расположены главным образом на северном, западном и юго-восточном всхолмлениях, оградки на центральных и у берега реки. В северной части могильника каменный столб, на юго-западном всхолмлении — заброшенное христианское кладбище. Крестов уже нет, но кое-где в земле видны их остатки. Западнее каменного столба находился межевой столб от которого в настоящее время остался только холмик с канавкой.
Вообще по внешнему виду конструкция некоторых объектов определяется трудно.

Все оградки, как правило, сооружались из вертикальных плит и перекрывались каменной засыпью из плит и овальных галек. Но находясь первоначально на поверхности, они иногда разваливались под тяжестью засыпи, и их стенки принимали или частично, или полностью горизонтальное положение.
Внутри оградок в центральной части иногда находятся ящики или ямки. Смежные оградки пристраивались одна к другой, при этом иногда пристраивались и каменные ящики к стенке ранее сооруженной оградки. Можно предполагать, что смежные оградки — памятники семейные, а пристроенные малые ящики сооружены для детей.
В каменных ящиках внутри оградки остатки оружия — лук, стрелы, кинжал и обрывок панциря — указывают, что эти оградки сооружены для воинов. Чаще положен или в ящик рядом с овальной галькой, или в оградку железный нож, иногда серповидный. Под засыпью оградок встречаются иногда от конской узды удила, от седла сохранилась пара подпружных пряжек и найден ещё ряд роговых и металлических вещей неясного назначения.

Рисунок: Пряжка (Памятник Кудыргэ) - экспонат Музея "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета

Рисунок: Удила с псалиями (Памятник Кудыргэ) - экспонат Музея "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета
 
Остается неясным назначение ямок, заполненных камнями и расположенных в центре оградок или иногда в каменных ящиках внутри оградок.
Описанные оградки, несмотря на всё их своеобразие, относятся к широко распространенной группе памятников, называемых тюркскими оградками
В настоящее время нет прямых данных о назначении кудыргинских оградок — в них не обнаружено остатков трупосожжения, но нет основания и для заключения, что оградки сооружались как памятники поминальные в честь погребенных в соседних могилах людей.

Можно предположить, что тюрки-тугю с переходом от трупосожжения к трупоположению хоронили не в обычных курганах, как считалось ранее, а продолжали сооружать около своих могил каменные изваяния или ряды камней, как на кудыргинском могильнике, состоящем из оградок без насыпей и с насыпями. В последних были найдены захоронения с трупоположением.


В 1924 г. было вскрыто 11 могил. В 1925 г. было вскрыто 10 могил с погребениями, 6 овалов из камней без могил и 6 оградок.
Вскрытые памятники чётко разделяются на 3 группы:
1) наиболее ранними памятниками были оградки I-XV; к ним примыкает и могила, где был найден известный кудыргинской валун; сооружались ранее VI в. и до начала VII в;
 
2) следующая группа — могилы кудыргинского типа; сооружены не ранее конца VI в. и не позднее конца VII в.;
 
3) через 500 лет могильник стал кладбищем другой группы могил, наиболее близкой к могилам на Часовенной горе близ Красноярска, поэтому их и назвали могилами часовенногорского типа, XIII-XIV вв.


Могилы кудыргинского типа различаются по ориентации сопроводительных захоронений коней — головой на юг или на север; кроме того, различают погребения человека с конём и без коня, одиночные погребения коней.
Это разнообразие иногда трактуют как неустойчивость погребального обряда кудыргинских могил. Позже, однако, раскопки показали, что в 5-7 м к юго-востоку от одиночных погребений людей всегда обнаруживаются погребения коней в отдельной могиле. Это означает, что в состав могильника входят не только типовые погребения всадника и коня в одной могиле, но и раздельные погребения человека и коня в разных, но стандартно соотнесённых ямах.
Этот вариант всаднических могил известен также в позднейшей сросткинской культуре. Далее, определённая система обнаруживается при анализе конских погребений: при мужских погребениях они ориентированы на юг, при женских — на север.
Таким образом, следует говорить не о неустойчивости, а, наоборот, о чёткой системе погребального обряда Кудыргэ, причём не имеющей прямых аналогий на Саяно-Алтае. Отсюда следует, что могильник Кудыргэ был кладбищем компактной инокультурной и, вероятно, иноэтничной кочевой группы, обитавшей на Алтае недолго.
Сегодня следы заброшенных раскопок поросли травой, и мало кто помнит историю Кудыргинского урочища; без знающего проводника найти место археологического памятника практически невозможно.
Долина Чулышмана хранит свои тайны.
Категория: publ, Археологические памятники |
15-02-2012, 09:33
Просмотров: 7191

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник