Долгое время главным археологическим памятником Алтая, известным во всем мире, были Пазырыкские курганы.
В конце XX века
славу Пазырыка разделила находка мумии "алтайской принцессы" на плато
Укок. Но мало кому известно, что в 1924 году открытие, всерьез потрясшее
мировое сообщество археологов, было сделано в урочище Кудыргэ в долине
реки Чулышман, в 15 км от берега Телецкого озера.
Появившееся в
1927 г. небольшое предварительное сообщение С.И. Руденко и А.Н. Глухова с
публикацией результатов раскопок могильника Кудыргэ на Алтае сразу
привлекло внимание широкого круга археологов. С того времени ни одна
работа, касавшаяся древностей раннего средневековья, не обходила этот
могильник.
Поставленный в
один ряд с источниками тюркского, а затем предтюркского периода истории
племён Алтая, он был включён в число памятников эпохи великого
переселения народов, времени появления близких по культуре племён в
Подунавье.
Как случайная
находка, здесь был раскопан погребальный комплекс более чем из 60
сооружений: оградок, каменных выкладок, курганов, датирующихся 6-7 вв.
В руки
археологов и историков культуры попал уникальный материал,
иллюстрирующий культуру и быт древних тюркских племен, населявших долину
Чулышмана.
В погребениях
были найдены остатки шелковых тканей, бусы из янтаря и сердолика. Все
это являлось не просто дорогими предметами, но завозимыми из других
регионов, их привозили купцы из далеких стран.
Древние жители
Чулышманской долины, по-видимому, отличались своей зажиточностью – на
пальцах погребенных сохранились серебряные и медные кольца. Серьги
носили как мужчины, так и женщины. Серебро – благородный металл, оно
было в особом почете у древних тюрок. Из него изготавливалось
большинство украшений, сосуды и даже бляшки для лошадиной сбруи.
Также среди
находок оказался валун-писаница с сюжетными рисунками, костяные накладки
на седло с этнической сценой охоты, и многое другое.
Рисунок: камень валун-писаница
Особый интерес вызвал именно валун: на одной его стороне было
изображено суровое лицо бородатого мужчины средних лет, а на другой -
сцена преклонения охотника, воина и "вельможи" перед женщиной в богатом
убранстве. Что означал этот рисунок, ученые так и не решили.
Различие могил по богатству инвентаря свидетельствует об
имущественном расслоении. Также раскопано погребение воина 13-14 вв.,
где были найдены китайское зеркало, обрывки шёлковых тканей и конская
сбруя. Экспонаты были вывезены в Музей этнографии г. Ленинграда, а затем
бесследно пропали во время блокады, в период Великой Отечественной
войны.
Более того, утрачены оказались практически все отчетные и
дневниковые записи, связанные с находками! А между прочим, название
"Кудыргэ" в одном из вариантов переводится как "священная жертва";
возможно, на этом месте существовало гораздо более древнее святилище.
Район могильника.
Нижнее течение реки Чулышман и её левого притока реки Башкаус, близ
слияния которых находится урочище Кудыргэ, представляет собой одно из
удобных для обитания мест восточного Алтая. Окружающие долину горы,
видимо, издавна затрудняли в неё доступ и создавали условия природной
крепости, защищённой горными хребтами от расположенной на востоке Тувы,
на юге — Монголии и на западе — центральной части Горного Алтая.
Рисунок: Карта распространения могил поздних кочевников, раскопанных в Горном Алтае. Типы
могил: а — одинцовский; б — берельский; в — кудыргинский; г —
катандинский; д — сросткинский; е — часовенногорский; ж — оградки; з —
каменные изваяния. Арабскими цифрами обозначены пункты раскопок.
Отроги гор, близкие по природным данным к высокогорным степям
Центральной Азии и Западных Саян, несмотря на скудный травяной покров,
обусловленный песчаной подпочвой, пропускающей влагу, вполне пригодны
для пастбищ.
Природной границей Горного Алтая являются таёжные области к северу
от озера Телецкого и находящиеся рядом с ними равнинные степи предгорий с
пастбищами, наиболее благоприятными для овцеводства, а в южных широтах —
для разведения верблюдов. Но своеобразие Алтая заключается в
чередовании разных ландшафтов при высотном распределении растительных
зон. Степи чередуются здесь с лесами.
Берега Телецкого и долина Чулышмана настолько богаты зверем и
дичью, что были избраны местом Алтайского заповедника. Могли привлекать
сюда людей и богатые рудные месторождения. Известны медные руды в
бассейне реки Башкаус и железные — в бассейне реки Чулышман.
Раскопки могильника
Урочище
Кудыргэ, или Кудырга, находится на правом берегу реки Чулышман, в 15 км
выше его впадения в озеро Телецкое и в 3 км ниже устья его левого
притока — реки Башкаус (иначе - в 10 км к юго-востоку от современного
села Балыкча, на первой правой надпойменной террасе реки Чулышман вдоль
береговой линии). Замкнутая прибрежными горами долина реки Чулышман
здесь несколько расширяется, и русло реки разделяется на два рукава —
основное русло и широкий проток. С севера вход в урочище затруднён
для пешеходов обрывом к реке — бомом. Скалистый берег отступает к
востоку. От падающего с восточных скал водопада берёт начало
оросительная сеть. Ею пользуются и до сих пор для орошения пашен,
находящихся у основания занятых могильником холмов.
Могильник находится в южной части урочища, на площади длиной около 1
км, шириной от 100 до 250 м, главным образом на всхолмлениях
надпойменной террасы, вытянутых цепочками в меридиональном направлении, и
на берегу, над обрывом к пойме реки.
Раскопки могильника, открытого А.Н. Глуховым в 1924 г., были
начаты в том же году экспедицией Этнографического отдела Русского музея,
руководимой С.И. Руденко, при участии А.Н. Глухова и студентов Б.А.
Борнемана и С.П. Суслова, и продолжены в 1925 г. А.Н. Глуховым.
В 1924 г. исследовались только могилы, в 1925 г. — могилы и обнаруженные на могильнике оградки.
В
результате раскопок была установлена разновременность кудыргинских
могил. Могильник Кудыргэ, считавшийся ранее памятником одновременным,
оказался местом погребения в течение двух периодов — в период тюркского
господства (VI-VII вв.) в основной его части и в период монгольского
господства (XIII-XIV вв.) в меньшей части (5 могил).
По внешнему
виду в Кудэргинском могильнике выявляются памятники двух типов —
овальные насыпи могил с выступающим иногда из-под дёрна овалом из
камней, с задернованной внутренней поверхностью, и квадратные оградки,
заметные снаружи по выступающим из-под дёрна краям вертикальных плит
(высотой до 30-40см), также с задернованной внутренней поверхностью,
малые — размером 2x2 м и большие — 4x4 м. Последние имеют обычно
скопления камней на поверхности, делающие их похожими на овальные
могилы.
Вообще расположение оградок главным образом в центральной части
могильника в то время как могилы находятся на окраинных холмах даёт
основание предполагать, что кудыргинские оградки сооружены раньше могил.
Всего на могильнике обнаружено около 40 овальных могил. Оградок на
могильнике около 60. В действительности оградок было больше, так как
раскопки показали, что часть оградок была полностью задеёрнована. Могилы
расположены главным образом на северном, западном и юго-восточном
всхолмлениях, оградки на центральных и у берега реки. В северной части
могильника каменный столб, на юго-западном всхолмлении — заброшенное
христианское кладбище. Крестов уже нет, но кое-где в земле видны их
остатки. Западнее каменного столба находился межевой столб от которого в
настоящее время остался только холмик с канавкой.
Вообще по внешнему виду конструкция некоторых объектов определяется трудно.
Все
оградки, как правило, сооружались из вертикальных плит и перекрывались
каменной засыпью из плит и овальных галек. Но находясь первоначально на
поверхности, они иногда разваливались под тяжестью засыпи, и их стенки
принимали или частично, или полностью горизонтальное положение.
Внутри оградок в центральной части иногда находятся ящики или ямки.
Смежные оградки пристраивались одна к другой, при этом иногда
пристраивались и каменные ящики к стенке ранее сооруженной оградки.
Можно предполагать, что смежные оградки — памятники семейные, а
пристроенные малые ящики сооружены для детей.
В каменных ящиках внутри оградки остатки оружия — лук, стрелы,
кинжал и обрывок панциря — указывают, что эти оградки сооружены для
воинов. Чаще положен или в ящик рядом с овальной галькой, или в оградку
железный нож, иногда серповидный. Под засыпью оградок встречаются иногда
от конской узды удила, от седла сохранилась пара подпружных пряжек и
найден ещё ряд роговых и металлических вещей неясного назначения.
Рисунок: Пряжка (Памятник Кудыргэ) - экспонат Музея "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета
Рисунок: Удила с псалиями (Памятник Кудыргэ) - экспонат Музея "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета
Остается неясным назначение ямок, заполненных камнями и
расположенных в центре оградок или иногда в каменных ящиках внутри
оградок.
Описанные оградки, несмотря на всё их своеобразие, относятся к
широко распространенной группе памятников, называемых тюркскими
оградками В настоящее время нет прямых данных о назначении
кудыргинских оградок — в них не обнаружено остатков трупосожжения, но
нет основания и для заключения, что оградки сооружались как памятники
поминальные в честь погребенных в соседних могилах людей.
Можно
предположить, что тюрки-тугю с переходом от трупосожжения к
трупоположению хоронили не в обычных курганах, как считалось ранее, а
продолжали сооружать около своих могил каменные изваяния или ряды
камней, как на кудыргинском могильнике, состоящем из оградок без насыпей
и с насыпями. В последних были найдены захоронения с трупоположением.
В 1924 г. было вскрыто 11 могил. В 1925 г. было вскрыто 10 могил с погребениями, 6 овалов из камней без могил и 6 оградок. Вскрытые памятники чётко разделяются на 3 группы:
1) наиболее ранними памятниками были оградки I-XV; к ним примыкает и
могила, где был найден известный кудыргинской валун; сооружались ранее
VI в. и до начала VII в;
2) следующая группа — могилы кудыргинского типа; сооружены не ранее конца VI в. и не позднее конца VII в.;
3) через 500 лет могильник стал кладбищем другой группы могил,
наиболее близкой к могилам на Часовенной горе близ Красноярска, поэтому
их и назвали могилами часовенногорского типа, XIII-XIV вв.
Могилы
кудыргинского типа различаются по ориентации сопроводительных
захоронений коней — головой на юг или на север; кроме того, различают
погребения человека с конём и без коня, одиночные погребения коней.
Это разнообразие иногда трактуют как неустойчивость погребального
обряда кудыргинских могил. Позже, однако, раскопки показали, что в 5-7 м
к юго-востоку от одиночных погребений людей всегда обнаруживаются
погребения коней в отдельной могиле. Это означает, что в состав
могильника входят не только типовые погребения всадника и коня в одной
могиле, но и раздельные погребения человека и коня в разных, но
стандартно соотнесённых ямах. Этот вариант всаднических могил
известен также в позднейшей сросткинской культуре. Далее, определённая
система обнаруживается при анализе конских погребений: при мужских
погребениях они ориентированы на юг, при женских — на север. Таким
образом, следует говорить не о неустойчивости, а, наоборот, о чёткой
системе погребального обряда Кудыргэ, причём не имеющей прямых аналогий
на Саяно-Алтае. Отсюда следует, что могильник Кудыргэ был кладбищем
компактной инокультурной и, вероятно, иноэтничной кочевой группы,
обитавшей на Алтае недолго.
Сегодня следы заброшенных раскопок поросли травой, и мало кто
помнит историю Кудыргинского урочища; без знающего проводника найти
место археологического памятника практически невозможно.
Долина Чулышмана хранит свои тайны.
|