Само положение
исследуемого района является пограничным, буферным между зоной степей и
гор, этим и объясняется это явление. Сообщениями об уникальной находке в
захоронении – глазчатых стеклянных бус, сходных по внешнему облику с
древнеегипетскими, еще долго пестрили местные газеты. Безусловной
заслугой работы данного отряда является реконструкция уже исследованных
курганов. То есть после раскопок каменная насыпь восстанавливалась в том
виде, в каком она была в момент ее сооружения, две с половиной тысячи
лет назад. Летом на памятнике работают археологи, проводятся экскурсии.
Интересным
объектом Манжерокского археологического комплекса является древнее
городище, расположенное на юго-восточной окраине села Манжерок, на
высокой надпойменной террасе. В настоящее время поверхность террасы,
занятая городищем, поросла кустарником и соснами. По периметру городища
сохранились остатки фортификационных сооружений в виде рвов и валов.
Один из рвов проложен вдоль кромки террасы реки Манжерок и протянулся
почти на 100 м. Общая длина городища составляет около 500 м, ширина —
100–120 м.
В течение нескольких лет археологами ведутся работы по программе
гранта «Культура населения скифского времени нижней Катуни»,
поддержанного Президиумом СО РАН. В этом сезоне в одном из
захоронений в окрестностях села Манжерок обнаружена уникальная
находка из листового золота с рельефом фантастического рогатого
хищника.
В мифологии, эпосе и искусстве многих народов мира широко
известен фантастический персонаж — химера. У древних греков это
чудовище имело голову и шею льва, туловище козла и хвост дракона.
Судя по археологическим находкам на территории южной Сибири во
второй половине I тыс. до нашей эры также была известна своя
«версия» химеры.
В этом полевом сезоне Центрально-алтайским археологическим
отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (под
руководством автора) продолжались исследования на курганной
группе Чултуков Лог-1 в северных окрестностях села Манжерок
(Майминский район Республики Алтай). Традиционно в экспедиции
принимают участие студенты исторического факультета
Новосибирского государственного педагогического университета и
школьники историко-археологического объединения «Икар» Дома
детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска.
Нам удалось раскопать семейную курганную группу, представляющую
собой цепочку из шести курганов, размещенных в шахматном порядке.
Курганные насыпи расположены по линии запад-восток, поперек
долины реки Катунь недалеко от скального склона. В цепочку
входили два детских кургана и четыре кургана взрослых людей, один
из которых был кенотафом, а в другом находилось вторичное парное
захоронение. За пределами курганов с южной стороны расположены
ритуальные каменные выкладки. Все погребения были оставлены
населением пазырыкской культуры, проживавшим на северном Алтае с
V-III вв. до н.э.
Во время раскопок в могилах обнаружены интересные находки
сопроводительного инвентаря — бронзовые и железные кинжалы,
ножи, чеканы, зеркала, керамические сосуды с резным орнаментом.
Среди украшений встречены оловянные и серебряные серьги,
стеклянные и сердоликовые бусы, парные железные гвоздевидные
заколки для женских причесок.
|
Золотая пластина с изображением фантастического хищника. |
В одном из женских захоронений в этом сезоне обнаружена изогнутая
пластина из листового золота размером 3,5×4 см (толщиной до
0,3 мм), на которой техникой тиснения по металлу выполнен рельеф с
изображением фантастического рогатого хищника. Золотая пластина
крепилась при помощи отверстий для пришивания. Большинство из них
было проколото с внешней стороны, одно с внутренней. Контур
изображения на золотой пластине был прорезан ножом. Этот образ
выполнен с соблюдением основных принципов линейной перспективы и
трехмерности пространства.
У фантастического животного изображены четыре когтистых лапы и
два ветвистых маральих рога. Два надглазничных отростка рога
сильно выступают вперед. Остальные отростки имеют «S»-видное
очертание. Этот признак сближает данное изображение хищника с
оленными бляшками тагарской культуры и скифской торевтикой.
Изображение «объемных» рогов на золотой пластине из Чултукова
Лога-1 имеет аналогии в находках Филипповских курганов (южное
Приуралье). У этих животных туловище выполнено в одной плоскости,
а ветвистые рога в другой. Симметричное изображение рогов
известно среди резных деревянных изделий из Берельского некрополя
в Казахском Алтае.
Образ рогатого хищника, голова которого увенчана маральими
рогами, широко распространен на юге Западной Сибири начиная с
середины I тыс. до н. э. Наиболее близкую аналогию изображению из
Чултукова Лога-1 можно найти в материалах курганной группы
Кызыл-Джар. На золотой бляшке из этого погребального комплекса
изображение рогатого фантастического хищника выполнено менее
тщательно, чем на предмете из Чултукова Лога-1. Очевидно, что для
двух этих вещей существовала одна матрица, степень проработки
которой серийных предметов могла быть различной. Золотая пластина
из Чултукова Лога-1 с изображением фантастического рогатого
хищника входила в состав головного украшения, где присутствовали
еще бусы бордового и голубого цвета и две железных гвоздевидных
заколки. Принадлежность этого украшения к головному убору,
видимо, была традиционной, поскольку и в кургане-1 Кызыл-Джара-V
золотая пластина с отверстиями для пришивания, декорированная
изображением рогатого фантастического хищника, также была найдена
с железной булавкой.
В металлопластике Верхней Оби (Притомье, Новый Шарап-1,
Новоалтайск), гравировках Тувы (Саглы-Бажи-VI), кожаных
аппликациях Горного Алтая (Пазырык) скифского времени образ
фантастического рогатого хищника во второй половине I тыс. н.э.
распространен достаточно широко. Он был не менее популярен, чем
грифон, ставший еще в античности своеобразной «визитной
карточкой» азиатского мира скифской эпохи.
В древнегреческой мифологии химера являлась чудовищем,
опустошавшим все вокруг. Позднее, в готическом искусстве эпохи
позднего средневековья (скульптуры основания башен собора
Парижской богоматери) химеры олицетворяли пороки силы и зла.
Для скифского времени вполне обосновано связывать изображение
химер — рогатых хищников, как схематическое воспроизведение сцен
терзания. Именно эта композиция, когда хищник (волк, тигр, барс,
грифон) нападает на копытное животное (олень, лось, конь)
является одной из наиболее распространенных в скифо-сибирском
стиле. Однако общий смысл сцены терзания был далек от охоты
одного животного на другое. В индоиранской мифологии эта схватка
олицетворяла борьбу сил добра и зла, мрака и света, в итоге
которой наступала стабильность и обновление мироздания.
Использование изображения химеры в украшениях женского головного
убора или прически так же не случайно, поскольку женские волосы и
головные уборы имели сложную символику и были связаны с
ритуалами, охраняющими жизнь и обеспечивающими благополучие
древних родовых коллективов. На севере (Чултуков Лог-1) и юге
(Кызыл-Джар-V) горного Алтая замужние женщины времен пазырыкской
культуры явно неспроста носили одинаковые головные украшения.
Такие особенности были связаны с общим происхождением,
родственными связями, и, возможно, общей этнической
принадлежностью различных групп населения горного Алтая скифского
времени.