Денисова пещера находится в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4 километрах от деревни Черный Ануй. Денисова пещера находится на высоте 600 метров над уровнем моря - единственный памятник Алтая, содержащий многометровые толщи культурных отложений, своеобразный "соленый пирог", включающий более 20 культурных слоев и представляющий таким образом разные эпохи развития человечества.
Существуют две версии относительно названия пещеры. Согласно первой, в конце XVIII века в пещере поселился святой старец-старообрядец Дионисий, ведший отшельнический образ жизни. Согласно другой, неподалеку от пещеры были угодья пастуха Дениса, укрывавшегося здесь во время непогоды.У коренного населения (алтайцы) пещера носит название Аю-Таш (Медвежий камень).По древней легенде, здесь жил черный шаман, который, разозлившись на местных жителей, наслал дождь, который шел, не переставая, несколько лет. Расстроенные люди обратились за помощью к доброму белому шаману, который изгнал злодея, а все дожди скатал в один комок, превратил его в камень и спрятал в толще Денисовой пещеры.
По этому поводу жители соседних деревень шутят: "Вот пришли археологи, начали копать, и снова пошли дожди!" Сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях XIX века: о пещере как не представляющем никакого интереса объекте писал миссионер В. И. Вербицкий. В 1926 году во время путешествия по Алтаю пещеру посетил выдающийся русский художник и археолог Н. К. Рерих. Для археологии пещера была открыта в 1977 году Николаем Оводовым, которым были заложены два первых разведочных шурфа и сделаны обмеры пещеры. В 1978 г. пещеру осмотрела группа археологов во главе с академиком А. П. Окладниковым. В 1982 г. принято решение начать комплексное исследование памятника силами ИИФиФ СО АН СССР.
С того момента и по настоящее время в пещере проводятся археологические раскопки. Вблизи пещеры создан стационарный археологический лагерь института археологии Сибирского отделения РАН. Большинство из найденных при раскопках предметов (а всего их около 50000!) хранятся в запасниках в Новосибирске, небольшая часть коллекции содержится в Бийском краеведческом музее, в школьных музеях в селах Солонешное и Черный Ануй. На вершине пещеры было смотровое окно, за счет которого обеспечивалось естественное освещение (сегодня наиболее самоотверженные путешественники смогут вскарабкаться наверх и полюбоваться прекрасным видом), в пещере имелся и дымоход, благодаря которому внутри можно было разводить костер, обогревать жилище, не беспокоясь о вентиляции. Представители афанасьевской культуры (IV-III тыс. до н.э.) использовали пещеру как убежище для пастухов и скота. Для содержания скота в пещере отгораживали ненужные ниши и гроты.
Пастухи питались в основном мясом диких животных, мясо овец из стада ели, когда охота была неудачной. Об этом свидетельствуют обнаруженные наконечники стрел и дротиков. В керамических сосудах, осколки которых найдены в большом количестве, хранили жидкости и готовили пищу. Каменные орудия, нужные для разделки туш и обработки шкур, изготовляли тут же - сохранились отходы производства. Сохранились и другие вещи, утерянные афанасьевскими пастухами: бронзовый нож, кельт, костяные застежки, подвески, сосуды, применявшиеся как жировые лампы.
Мало изучен характер использования пещеры носителями культуры эпохи развитой бронзы. Для скифского времени характерны мощные культурные отложения, что указывает на длительное пребывание человека в пещере. Пещера использовалась ими в качестве хранилища пищевых припасов - мяса, зерна и молочной пищи, так как здесь сохранялась достаточно низкая температура.
Пещеру использовали также гунны и тюрки, в том числе - для обрядовых церемоний. В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае российские археологи нашли кость последней фаланги мизинца человека, жившего там 30–50 тыс. лет назад. Анализ выделенной из кости митохондриальной ДНК показал, что мизинец, скорее всего, принадлежал не сапиенсу и не неандертальцу, а третьему виду людей. Какому именно — пока сказать трудно; возможно, это были представители поздних архантропов. Не исключено, что все три вида проживали на этой территории совместно и могли контактировать друг с другом. Остатки материальной культуры, обнаруженные в том же слое пещерных отложений, демонстрируют смесь признаков, характерных для среднего и верхнего палеолита.
|