Перевал
Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, за перевалом Семинским.
Это подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень, начинающийся от
села Хабаровка. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако
из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. Посмотришь в
одну сторону - вверх уходят высокие скалы, взглянешь в другую -
великолепные горные панорамы и глубочайшие обрывы, самые опасные
участки которых огорожены бетонным барьером. У тех, кто проезжаете по
этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги,
крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто
захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от
передвижения по горному серпантину.
Чике-Таман (Уленгем, «Прямая подошва») – памятник природы республиканского значения. Вершина перевала находится на высот 1295 м, подъём 7 км, спуск 4 км. Полотно перевала проходит по срезу крутого склона горы, прорубленному в скальных гранитных массивах. Вершина перевала находится на 663 км Чуйского тракта. Дорога перевала идет горным серпантином. В начале XX века дорога проходила в другом месте. С полотна тракта на его вершине виден старый путь, который изначально был конно-тележной тропой. В то время подъем перевала состоял из 34 крутых поворотов. В районе современного перевала видны следы древней дороги, существование которой по некоторым данным относят к X-XII векам. Работы по прокладке дороги через этот горный хребет
поистине колоссальны. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году.
Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия
специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта
идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не
там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь,
ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Прямо с седла перевала по
северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее
часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью. Большая высота перевала,
серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами,
привлекают особенно много автотуристов.
На седловине Чике-Тамана
стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так
называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на
перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в
благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет
впереди.
Большие ремонтные работы
на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был
проложен по новой трассе. Новая дорога, по которой ездят сегодня, была
пущена в строй в 1984 г., и уже трудно представить, что еще несколько
десятилетий назад этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных
испытаний для путников. С перевала Чике-Таман открывается великолепный
вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую
внизу.
Географическое название "Чике-Таман" происходит от алтайских слов "Чике"
- прямая, "таман" - подошва. Это второй перевал после Семинского на
трассе Бийск-Ташанта. В 1978 г. как памятник природы Горно-Алтайской
автономной области утвержден сессией Алтайского краевого Совета народных
депутатов. В 1996 г. статус памятника природы подтвержден
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 г. Горный
перевал Чике-Таман расположен в Центрально-Алтайской
физико-географической провинции, на восточном отроге Теректинского
хребта и является водоразделом p. Урсул и Большой Ильгумень. Через
перевал проходит Чуйский тракт - главная автомагистраль Горного Алтая.
Полотно Чуйского тракта проходит по срезу в отвесных гранитных массивах.
Подъем протяженностью 7 км начинается вблизи села Хабаровка,
Онгудайского района, спуск к с. Купчегень составляет 4 км. Высшая
отметка полотна дороги 1250 м над уровнем моря. Горный перевал
Чике-Таман находится в пределах Ануйско-Чуйской структурно-формационной
зоны, сформировавшейся в герцинскую эпоху складчатости, сложен
девонскими гранитами. Основной генетический тип морфоструктур данной
территории - складчато-глыбовое среднегорье с глубоким расчленением
массивно-гребневых форм, с амплитудой поднятия от 100 до 1500 м.
Крутизна склонов северо-западной экспозиции меньше по сравнению со
склонами юго-восточной. Перевал находится в зоне
умеренно-континентального типа климата, годовое количество солнечной
радиации на перевале составляет около 100 ккал/см2. Средние температуры
воздуха в январе -17 градусов С, в июле 14 градусов С, причем на склонах
юго-восточной экспозиции температура воздуха как в зимнее, так и в
летнее время года на 1-2 градуса С выше, чем на склонах северо-западной.
Среднегодовое количество осадков не превышает 450 мм . Наиболее
распространенными типами почв данного комплекса являются горнолесные, а
также маломощные горно-каштановые и горно-луговые черноземовидные. Особенности
растительного покрова определяются набором взаимосвязанных растительных
сообществ, формирующихся под влиянием природных условий, определяемых
своеобразием рельефа, климата и экспозиции склонов. В районе перевала
произрастают лиственничные, моховые, кустарниковые и крупнотравные леса,
где они занимают склоны теневых, реже световых экспозиций различной
крутизны .
К доминирующей лиственнице незначительно примешиваются
береза и кедр. Подлесок развит хорошо и образован таволгой
дубравколистной с небольшим участием жимолости алтайской . В травянистом
моховом ярусе преобладают зеленые мхи с папоротниками; голокучником
трехраздельным, фегоптерисом связы-вающим; злаками: вейником
тупоколосым, бором развесистым; мелкотравьем: кислицей, ясколкой
малоцветковой . По склонам световых экспозиций развивается крупнотравье
из борца Крылова, скерды сибирской, марьина корня, чины Гмелина,
овсяницы красной, мятлика сибирского. Лиственничные осочковые и
разнотравные леса занимают склоны южной экспозиции. Кустарниковый ярус
образован караганой древовидной, таволгой дубравколистной, кизильником
черноплодным. В травянистом ярусе произрастает осока большехвостая,
молочай волосистый, клевер люпиновый и др. Травинистые каменистые степи
(петрофитньк варианты настоящих и луговых степей) отмечаются на самых
теплых местообразованиях. В редком травостое присутствуют: житняк,
тонконог, остролодочник, копеечник Гмелина, эспарцет, люцерна, полынь,
тимьян, горноколосник , лапчатка бесстебельная, астра альпийская и др.
Каменистые осыпи, отвалы грунта от строительства дороги постепенно
покрываются иван-чаем , чистотелом, полынью Гмелина, барбарисом
сибирским, шиповником иглистым и др. Динамика этого процесса интересна
для науки как пример восстановления естественной растительности в горных
условиях.
На Перевале...
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и
степных сообществ. Ввиду сильного антропогенного воздействия крупные
млекопитающие отсутствуют. В каменных россыпях, образованных при
строительстве дороги, поселяются: алтайская пищуха, реже красно-серая и
красная полевки. В разреженных лесах и кустарниках вместе с лесными
полевками обитают полевки, лесная и алтайская рыжая мышовки. С обеих
сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая
мышь. Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно
увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и
три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки , токование которых
можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных,
встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка,
щитомордник и два вида ящериц - живородящая и прыткая. Из насекомых
привлекают внимание разнообразные дневные бабочки, среди них особенно
крупные перламутровки) из семейства нимфалид; сатир дриада, парусники.
Последние встречаются вблизи осыпей на остепненных склонах. Среди
голубянок обычны: лучеголубянка дамон, a также голубяики. Изредка можно
встретить экзотичных: асколафа - и муравьиного льва. Организация, ответственная за охрану.
Вокруг Чике-Таман в свое время велось множество споров. Да и само
название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить
написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное
название Чике-Таман - "Плоская подошва".
Из истории...
В районе перевала Чике-Такан Чуйский тракт в прежние времена был очень
сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками
"Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов". В этом все
сказано, вылито все негодование наругавшегося донельзя человека,
замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь.
Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в
1927 г. тракт был проложен по новой трассе. До 1984 года Дорога на
Чике-Тамане была в одну полосу с карманами для разъезда, поэтому
водители на перевале постоянно сигналили, что другие водители могли
заранее узнать о приближении встречной машины и остановится в кармане
для разъезда. В 1984 году была закончена прокладка новой трассы на
Чике-Тамане, теперь это хорошая асфальтированная двухполосная дорога.
Однако старая дорога сохранилась, и говорят, что по ней до сих пор можно
проехать. Старая и новая дороги соединяются на вершине перевала.
С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады
горных хребтов и массивов. Туристы не мало удивлены разницей между
существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Прямо с
седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога,
верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.
На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь
архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги стоит лиственница,
на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое
шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у
ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность
духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.
Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые
звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в
высокогорной зоне.
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных
сообществ. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый
суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с
обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида
каменок, несколько видов овсянок, коньки, токование которых можно
наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся
по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два
вида ящериц - живородящая и прыткая.
16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного
собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман
объявлен памятником природы республиканского значения.