Теплоход "Пионер Алтая" отправился в свой первый технический рейс
За 20 лет кто только ни пытался восстановить легендарный теплоход на Телецком озере, все тщетно. Пока за дело не взялся Иван Южаков
В детстве казалось: всех юных туристов называют не иначе как «медвежата» (потому как на маршруты они выходили с детской турбазы «Медвежонок»), журнал «Военно-морской флот» должен быть у каждого едва ли не настольной книгой, а «Пионер Алтая» неотъемлем от Телецкого озера, был на нем всегда и будет вечно.
Но время шло, страна менялась, число плановых туристов, достигнув пика к концу семидесятых, стало сокращаться: с конца восьмидесятых все больше соотечественников устремлялись уже не «за туманом и за запахом тайги», а «за быстрым рублем». Прогулочные теплоходы (у «Пионера» был «младший брат», пришедший на озеро несколькими годами позже и отличавшийся от него лишь некоторыми элементами окраски, «Яков Баляев»), ранее пользовавшиеся у гостей Иогача и Артыбаша огромной популярностью, в девяностые годы остались не у дел…
-18 сентября этого года совершивший первый после долгого простоя (технический) рейс, 30 октября был принят в эксплуатацию. Технические испытания и приемка проводились в присутствии эксперта Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра Александра Чернова. По словам гендиректора Инженерного центра судового проектирования Николая Нефедкина, это первый случай восстановления пассажирского судна за 31 год его работы.
Напомню: в 2009-м, когда предприниматель Иван Южаков выкупал «Пионер», не многие верили в успех его затеи, хотя первоначально он намеревался просто привести судно в порядок и поставить на бетонный постамент, чтобы организовать в нем музей. Идею полностью восстановить и вывести на воду подсказала сама природа: «Я очистил его, отшлифовал все железо, поменял часть несущих конструкций, произвел косметическую отделку. А потом во время наводнения теплоход поднялся, и стало понятно, что он на плаву. Два года он простоял на воде, осенью ложился на грунт. Когда стал покачиваться, я начал переговоры с регистром. Сначала эксперт посмотрел на мое желание со скептицизмом, но когда увидел фотографии того, что к тому времени уже было сделано, предложение поддержал: «Пионер Алтая» восстановили в списках как стоечное судно (эксплуатируется у берегов для организации кафе, выставок, проведения массовых мероприятий). Потом я нашел и выкупил в Новосибирске двигатели, разыскал необходимые детали, механизмы. Работа шла постоянно, но она не была видна снаружи — только узкой группе специалистов было понятно, что поменяли дно, валы… Люди поверили в то, что «Пионер» снова пойдет, лишь в этом году, когда при подъеме воды мы взяли его под борт и перетащили из Артыбаша в Иогач».
На теплоходе установлены навигационные системы GPS, GLONASS, АИС, основная и эксплуатационная радиостанции КВ и УКВ, навигационная радиолокационная станция, он оснащен всеми необходимыми средствами безопасности. На все заново установленное оборудование и изделия имеются сертификаты Российского речного регистра и акты соответствия требованиям технического регламента по безопасности объектов внутреннего водного транспорта. На сегодня это, по оценкам специалистов, самое безопасное и комфортное судно не только на Телецком озере, но и на всем юго-западе Сибири.
Весной следующего года после стандартной процедуры технического осмотра «Пионер Алтая» получит допуск к пассажирским перевозкам. Водить его по озеру будет капитан Сергей Стрельцов из Новосибирска: у него есть допуск к работе именно на этом типе судов, кроме того, именно Сергей Александрович с самого начала руководил процессом восстановления «Пионера Алтая». Рейсы теплоход будет совершать ежедневно, вне зависимости от количества пассажиров, заверил владелец судна Иван Южаков, а билет до водопада Корбу и обратно, если не поднимется в цене дизельное топливо, будет стоить порядка шестисот рублей. При этом Иван Валерьевич намерен вплотную работать с детскими и ветеранскими организациями, социальными службами. «Я хочу привлечь группы из нашей республики и соседних с нами городов — Бийска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка. Цену для них буду снижать настолько, чтобы это было выгодно партнерам, занимающимся организацией поездок на Телецкое озеро»
Первым встал на прикол «Яков Баляев». Вскоре, в 1992-м, настала очередь «Пионера». Оба более полутора десятков лет стояли на берегу разрушающимися памятниками советскому туризму: ржавели, теряли иллюминаторы (их выбивали), детали и механизмы (их попросту крали), бывало, становились прибежищем для ночевок не пойми кого. Справедливости ради надо отметить: к восстановлению «Пионера» в разные годы пытались приступить разные фирмы и люди. Безуспешно.
Судьба его решилась, когда по требованию прокуратуры пустили на металлолом «Якова Баляева». В тот момент иогачский предприниматель Иван Южаков понял: в отношении «Пионера» такого допустить нельзя, хотя бы один из двух легендарных теплоходов на озере должен остаться. «Изначально это не был бизнес-проект. Просто я вырос рядом с пристанью, «Пионер Алтая» швартовался у моего дома, каждое утро уходил оттуда в рейс, туда же каждый вечер возвращался. А потом я наблюдал печальное зрелище, как он, разрушающийся, стоял у турбазы «Золотое озеро». Когда в 2009-м узнал о судьбе «Якова Баляева», начал переговоры по поводу выкупа «Пионера». Бывшие владельцы пошли мне навстречу. Вообще все, что с ним связано, словно притягивает удачу. Разумеется, нужно много сил, средств и времени, но каких-то препон не возникает, все складывается одно к одному. Чувствуется, что его восстановление — действительно нужное дело», — рассказал Иван «МК» накануне технических испытаний. 30 октября в присутствии эксперта Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра Александра Чернова теплоход был принят в эксплуатацию. По словам гендиректора ЗАО «Инженерный центр судового проектирования» Николая Нефедкина, это первый случай восстановления пассажирского судна за 31 год его работы.
Когда в 2009-м Южаков выкупал «Пионер», не многие земляки верили в успех его затеи, хотя первоначально он намеревался просто привести судно в порядок и поставить на бетонный постамент, чтобы организовать в нем музей. Идею полностью восстановить и вывести на воду подсказала сама природа: «Я очистил его, отшлифовал все железо, поменял часть несущих конструкций, произвел косметическую отделку. А потом во время наводнения теплоход поднялся, и стало понятно, что он на плаву. Два года он простоял на воде, осенью ложился на грунт. Когда стал покачиваться, я начал переговоры с регистром. Сначала эксперт воспринял мое желание со скептицизмом, но когда увидел фотографии того, что к тому времени уже было сделано, предложение поддержал: «Пионер Алтая» восстановили в списках как стоечное судно (эксплуатируется у берегов для организации кафе, выставок, проведения массовых мероприятий). Потом я нашел и выкупил в Новосибирске двигатели, разыскал необходимые детали, механизмы. Работа шла постоянно, но она не была видна снаружи — только узкой группе специалистов было понятно, что поменяли дно, валы… Люди поверили в то, что «Пионер» снова пойдет, лишь в этом году, когда при подъеме воды мы взяли его под борт и перетащили из Артыбаша в Иогач».
А что же музей, в качестве которого (вкупе с кафе) теплоход проработал два года? Наряду с фотографиями и документами, рассказывающими об истории изучения озера, развитии судоходства и прибрежных сел и предприятий, там можно было увидеть интереснейшие фильмы. Например, «Золотое озеро» Владимира Шнейдерова — приключенческую картину, снятую в этих местах в 1935 году, документальный короткометражный фильм 1978-го, где главный герой — «начальник погоды Горного Алтая» Валентин Селегей, или другие, более современные. «Краеведа во мне воспитывали с детских лет. Моими учителями в этом деле стали преподаватели иогачской школы Лариса Спиридоновна Неверова и Галина Митрофановна Смертина, за что им огромное спасибо», — признается предприниматель. Теперь объединенный музейный комплекс, по его мнению, должен располагаться в Яйлю — центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника.
Логично, особенно если учесть, что в навигацию «Пионер Алтая» будет ходить туда ежедневно. И не «по набору», как это принято в случае лодок — водных такси, а по расписанию, как рейсовый автобус. Что касается стоимости экскурсий, то билет до водопада Корбу и обратно, если не поднимется в цене дизельное топливо, обойдется примерно в шестьсот рублей. Иван уверяет: теплоход будет совершать рейсы вне зависимости от количества пассажиров, хоть их наберется две с лишним сотни, хоть с десяток человек. Водить его, к слову, будет капитан Сергей Стрельцов из Новосибирска: у него есть допуск к работе именно на этом типе судов, кроме того, именно Сергей Александрович с самого начала руководил процессом восстановления теплохода. Сам владелец, приступив к ремонту «Пионера», окончил в Новосибирске курсы механика — помощника капитана: «Мне, как человеку, выросшему на берегу, все это безумно интересно и к тому же во многом знакомо».
Но интересно предпринимателю не только это. «Пионер Алтая» при всей его значимости и лично для Ивана, и еще для множества людей — лишь одно из звеньев в стройной системе развития туристского бизнеса и социально значимых проектов. Так, уже этой зимой Южаков намерен начать предметные переговоры с руководителями детских учреждений (и не только их, но и социальных служб, ветеранских организаций): «Я хочу привлечь группы из республики и соседних с нами городов — Бийска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка. Цену при этом буду снижать настолько, чтобы было выгодно партнерам, занимающимся организацией поездок на Телецкое озеро. Следующий проект, к реализации которого я собираюсь приступить в ближайшее время, — строительство детского развлекательного комплекса. Сказочный замок наподобие баварского Нойшванштайна (что в переводе означает Новый лебединый утес), но со своими особенностями, наполненный разнообразными развлечениями, будет располагаться на горе Тилан-туу, что возвышается над Артыбашем. Эта идея присутствовала давно, но окончательно я ее сформулировал во время ознакомительной поездки по Европе. Еще одно важное направление — агротуризм, им я тоже уже начал заниматься: выращиваю в подсобном хозяйстве хариуса, завел коней, посадил яблоневый сад».
В плане ведения туристского бизнеса нам еще многому предстоит учиться у европейских предпринимателей, считает Южаков: «Необходимо организовывать для местных жителей, желающих заняться турбизнесом, специальные ознакомительные поездки — не экскурсионные, по работе. У нас здесь великолепные условия, но многие не знают, как это использовать, у людей нет опыта. А на самом деле ведь нет ничего сложного, просто нужно увидеть перспективу, разработать стратегию и двигаться к цели».
Впрочем, о проектах и мыслях Ивана по поводу туристского бизнеса, несомненно, еще будет повод рассказать. Сегодня же на первом месте — легендарный теплоход. Весной следующего года после прохождения стандартной процедуры технического осмотра «Пионер Алтая» получит допуск к пассажирским перевозкам. За это всем, кто принимал участие в его восстановлении, скажут искреннее спасибо не только многочисленные пассажиры, у которых с его белым корпусом связаны романтические воспоминания о туристской юности, но и — особенно — те, кто имел к нему профессиональное отношение, кому было особенно больно видеть гордого красавца в роли грустного памятника. Это и капитаны «Пионера», на протяжении 24 лет сменявшие друг друга, и их помощники, и матросы, и многие специалисты Западно-Сибирского речного пароходства. Для одного из них, 75-летнего Владимира Ивановича Стрельникова, бывшего некогда идеологом развития водного туризма на Алтае (в начале шестидесятых в Новосибирском институте инженеров водного транспорта он защищал диплом по этой теме, а потом внедрял свои разработки на практике), выход «Пионера» на воду стал поводом вновь приехать на берега Телецкого озера. После 18-летнего перерыва.
Согласно заключению комиссии, «пассажирский теплоход «Пионер Алтая» соответствует базовому проекту и проекту восстановления, выдержал приемо-сдаточные испытания и считается принятым из восстановления в эксплуатацию. Оценка качества восстановительных и монтажных работ в целом - «хорошо».
В ходе испытаний «Пионер» совершил рейс по всей акватории Телецкого озера. Впервые за 20 с лишним лет он вновь увидел телецкие просторы - Яйлинскую террасу, хребет Корбу, кордоны южного плеса, мыс Кырсай, горы Туалок и Алтын-туу.
По словам, Николая Нефедкина, генерального директора новосибирского инженерного центра судового проектирования, за 31 год его работы это первый случай восстановления пассажирского судна. При этом попытка восстановить «Пионер Алтая» предпринималась в разное время как минимум 4 раза, и только Ивану Южакову удалось довести дело до победного завершения - теплоход «Пионер Алтая» обрел новую жизнь и на сегодняшний день является самым безопасным и комфортным пассажирским судном на Телецком озере и на всем Юго-Западе Сибири.
Весной 2014 года теплоход пройдет технический осмотр и будет допущен к пассажирским перевозкам, а значит тысячи гостей и жителей Республики Алтай смогут осуществить свою давнюю мечту - пройти по Телецкому озеру на белом теплоходе «Пионер Алтая».