3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



 Плато Укок – священное место Алтая, а не площадка для газопровода!!!

Заявление Новосибирского Областного Отделения Петровской Академии Наук и Искусств по проблеме строительства магистрального газопровода в Китайскую Народную Респубклиу по территории Западной Сибири и Алтая Утверждено Президиумом НОО ПАНИ 19.04.2011, г Новосибирск . Строительство магистрального газопровода «Алтай» в КНР по территории Западной Сибири и Алтая, намеченное ОАО «Газпром», является сложной проблемой большого масштаба и вызывает споры заинтересованных сторон и общественности. К сожалению, информация об этом весьма ограничена и не выносится на широкое обсуждение. В связи с этим, а также с близостью даты возможного начала строительства газопровода, НОО ПАНИ считает необходимым выразить свое мнение по данной проблеме. 1. География и технические характеристики проекта Согласно проекту, газопровод «Алтай» будет подключен к компрессорной станции «Пурпейская» существующего газопровода Уренгой-Сургут, то есть, к известному Уренгойскому месторождению. Газопровод пройдет последовательно по территории Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского национальных округов, от Сургута на Томск, Кузбасс, Новосибирск, Барнаул, Бийск. В районе Бийска пересечет Обь и уйдет в направлении Белокуриха — река Песчаная — н.п. Теньге и далее, вдоль трассы Чуйского тракта, пересекая Катунь, пройдет до Кош-Агача, не доходя всего 50 км до Ташанты, после чего резко уйдет с проторенных путей, свернет на юго-запад и через 100 км бездорожья Чуйской степи и речных преград выйдет на плато Укок, и через него на российско-китайский перевал Канас. Там, через 300 км, он дойдет до г. Урумчи и вольется в китайский трубопровод «Запад-Восток», по которому газ дойдет до Шанхая. Протяженность российского участка трассы — 2622 км. Трубопровод пересечет верховые болота, тундру, территории с вечной мерзлотой и горные перевалы на высотах, достигающих 2600 м, при этом, согласно проекту, многократно пересечет речные преграды по подземным коридорам. Газопровод будет проложен в траншейном исполнении, преимущественно без выхода над поверхностью земли, на глубину 0.5 — 1 м. В зоне вечной мерзлоты планируется применить хладостойкую сталь, а прокачиваемый в зоне Ямала газ будет охлаждаться специальной станцией до отрицательных температур. В других местах предусмотрена теплоизоляция труб. При переходах через реки планируется дублирование трассы, в качестве антисейсмических мер планируются сейсмозащитные сооружения. Объём прокачки газа 30 млрд. кубометров в год на протяжении не менее 30 лет, с общим объёмом поставок около 1 трлн м3. Известная из СМИ стоимость строительства – 14 млрд. долларов, то есть около $5 млн. на километр трассы в среднем. Срок окупаемости проекта близок к 5 годам с начала поставок газа, или к 8 годам с начала строительства. 1.2. Выход на границу с Китаем Участок российско-китайской границы, протяженностью 54 км расположен между границами России с Казахстаном и Монголией и проходит по горному узлу Табын-Богдо-Ола. У подножия этого горного узла, на высоте около 2600 м над уровнем моря, ограниченная хребтами, как в чаше, лежит Бертекская котловина – центральная часть плоскогорья Укок. Здесь распространены характерные для Юго-Восточного Алтая тундрово-степные ландшафты с участками горных болот. Горный узел на границе четырех стран выполняет климатостабилизирующую функцию. Ледники Табын-Богдо-Ола питают реки, как текущие на север, в Северный ледовитый океан, так и стекающие в бессточную западно-монгольскую зону Центральной Азии. Газопровод на китайскую границу невозможно протянуть минуя плоскогорье Укок или где-то по его краю, поскольку для выхода на перевал Канас, на китайскую сторону, он должен быть проложен прямо по дну Бертекской котловины. Запланированная трасса газопровода проходит через сейсмоопасную зону, где в 2003 году произошло разрушительное землетрясение магнитудой 7,4 балла. 2. Обеспеченность газом, рентабельность добычи и транспортировки. Согласно www.gazprom.ru, Газпром обладает самыми большими в мире запасами газа около 30 трлн. куб. м, а их текущая стоимость составляет около 180 млрд. долларов. 50,2% акций Газпрома принадлежит государству. Гигантские месторождения газа в Сибири всё ещё обладают большими запасами: Уренгой (10 трлн. м3), Ямбург (5 трлн. м3), Заполярное (3,2 трлн. м3) и Ковыкта (1,9 трлн. м3). (Указаны остаточные объёмы газа согласно «Википедия».) Отсюда видно, что объёмы Уренгойского газа вполне достаточны для поставок и в Европу и в Китай. 3. Геополитические проблемы проекта газопровода через Укок 3.1 Прямой транспортный коридор как требование Китая. Наличие сопутствующего газопроводу прямого транспортного коридора в Россию выводят Китай на так называемые «материнские земли», которые на ряде китайских карт включают в себя значительные территории Сибири, вплоть до Урала. Достаточно сказать, что китайский пикет стоял на том же плоскогорье Укок вплоть до второй половины 19 века, а китайские сторожевые отряды доходили до Семинского перевала. Прямая транспортная магистраль Урумчи – Горно-Алтайск – Барнаул – Новосибирск создает перспективы для ненасильственного освоения китайцами южно-сибирских регионов России. Массовое – легальное и нелегальное – проникновение на эти территории дешевой, неприхотливой, трудоспособной и достаточно квалифицированной рабочей силы из КНР уже началось. Остановить многотысячные толпы беженцев из Китая в Россию по проложенной дороге не смогут никакие пограничные кордоны. Нынешняя нестабильная ситуация в мире и напряженная обстановка в самой КНР делает подобные сценарии вполне вероятными. Социально-экономическая, экологическая и межэтническая напряженность в районах с преимущественно не-ханьским населением (а Синьцзян именно такой регион) еще выше средней. В том же Синьцзяне, несмотря на все усилия и вложения, процессы опустынивания и наступления песков нарастают. Сокращение пахотных земель и массовое использование ГМО?семян, губительно влияющих на естественное биоразнообразие, делает эти катастрофические сценарии высоко вероятными. 3.2 Сибирь, как временно утраченные Китаем территории. (Цитата, Шунь Сяоцзин, «Два способа вернуть захватченные Россией китайские территории») «...Задача Китая сейчас состоит не в ядерном ударе с целью ликвидации 9 цинско-российских договоров, а в возрождении китайской нации в 21 веке. В ближайшие несколько десятилетий поддерживать российскую политику благоприятствования Китаю, одновременно увеличивая эмиграцию ханьцев, (самоназвание китайцев) с целью изменения состава населения Сибири. Когда спустя несколько десятилетий ханьское население здесь станет преобладающим, следует установить на этих территориях ханьскую национальную автономию. Спустя еще несколько десятилетий – провозгласить ханьскую республику. Затем данная республика путем референдума принимает решение об отделении от России, присоединяется к КНР и становится частью Китая, либо объединяется с КНР в новое федеративное государство». 3.3 Ухудшение геополитических позиций России в Монголии. Строительство в обход Западной Монголии будет воспринято монгольским населением и политической элитой страны как игнорирование Россией своего традиционного геополитического союзника. Это неизбежно вызовет дрейф Монголии в сторону США, как единственного в данном случае гаранта ее политической независимости и государственной целостности в отношениях с Китаем. Монголы очень хорошо помнят... и геноцид их предков джунгар (ойратов) со стороны Циньского Китая в 17-19 веках. За время циньской агрессии против алтайских народов только население Джунгарии сократилось в 10 раз. США давно выделяют Монголии деньги на перевооружение ее армии. Летом 2005 года в Западной Монголии уже состоялись совместные монгольско-американские учения и можно предположить, что вскоре после начала строительства прямого газопровода в Китай американский контингент сил быстрого развертывания будет дислоцирован в Западной Монголии, в зоне некогда нашего союзника. Прокладка прямого газопровода в Китай ослабит влияние России в стратегически значимом для нее регионе Центральной Азии и усилит геополитическое положение США и Китая. 4. Социально-экономический аспект проблемы Заявления о больших экономических и социальных выгодах для регионов, где проходит трасса газопровода (инвестициях, рабочих местах, местной газификации и т.д.) не обоснованы. Во-первых, газификация сибирских регионов идет по отдельной программе и для её реализации требуется многократно меньше газа, чем запланировано отправить в Китай. От газопровода «Алтай» газификация никогда не планировалась: это особая труба, с высоким давлением, предназначенная именно для прямого перегона газа на большие расстояния. Во-вторых, велик масштаб затрат на прокладку трубопровода и дороги в экстремальных условиях. Трасса газопровода пройдет по пастбищам местных жителей, поставив на том же Укоке под угрозу существование плантаций золотого корня, нерестилищ катунского хариуса, ареалов обитания снежного барса, аргали, улара, сокола и т.д. 5. Этнокультурный аспект Проекты строительства газопровода и дороги рассматриваются подавляющей частью местного населения, как посягательство на свои родовые земли и могилы предков. Плоскогорье Укок и господствующая над ней вершина Табын?Богдо?Ула испокон веков почитаются священными у центрально-азиатских народов, и прокладка газопровода по этим землям воспринимается многими алтайцами, и монголами, и казахами, и тувинцами, как прямое осквернение национальных святынь и попрание достоинства народов. Строительство газопровода может обострить межэтнические трения в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Теленгиты все категорически против прямого газопровода и дороги в Китай, отношение казахов гораздо менее радикальное. По данным зондирующих социологических опросов – свыше 68,5% населения Республики Алтай выступает против газопровода в Китай через плоскогорье Укок; 43,0% против газопровода в Китай по любым другим территориям Республики и 74% против автодороги в Китай. Большинство жителей Алтайского Края также выступает против такого проекта, не без оснований опасаясь китайской этноэкспансии. 6. Экологический аспект Укок представляет собой высокогорную тундру. По большей части это болота, расположенные на мерзлотах. Последствия воздействия на такие экосистемы хорошо видны на северных территориях, откуда начинается большая часть газопроводов и нефтепроводов Западной Сибири. Требуется около 30 лет, чтобы затянулся след от гусеничного трактора, проехавшего по такой территории всего один раз. А при регулярном движении транспорта в экосистемах происходят необратимые изменения. Северные территории располагаются, как правило, в устьях рек, тогда как Укок — это верховья, это мощнейший водосбор бассейна реки Катуни, составляющий 60% стока Оби. Таким образом, есть реальная угроза обмеления Оби, со всеми последствиями для гигантского региона Сибири. В проекте газопровода предусмотрена станция охлаждения газа при его транспортировке через мерзлоты Ямала, но такой станции не запланировано для прохождения через плато Укок. Поскольку Чуйская степь и плато Укок является сейсмоопасным регионом, то необходимы специальные исследования по безопасности трассы, которые проведены не были. 7. Альтернативные варианты. 7.1 Западный вариант через Ташанту и Монголию. Газопровод через территорию Западной Монголии в обход плато Укок, хорошо обеспеченный газом Уренгойского месторождения и проложенный по удобному коридору. 1) Значительно упрощается прокладка газопровода по территории России. Ведь от Кош-Агача до Ташанты всего 50 км обустроенной местности, дополненной автотрассой. По территории Западной Монголии на монгольско-китайской границе в настоящее время прокладывается дорога длиной 210 км. Маршрут, проложенный вдоль нее через Баян-Ульгийский аймак Монголии, немногим длиннее, но намного благоприятнее с точки зрения ландшафтных и климатических условий для прокладки трубопровода, чем путь через Алтайское высокогорье и бездорожье с российской и китайской сторон. Свёрток от Кош-Агача в бездорожье, на Чуйскую степь технически не обоснован и выглядит как чисто политическое решение, осложняющее отношения России с Монголией. 2) Вариант газопровода через Ташанту ранее был активно поддержан монгольской стороной. Предыдущий президент Монголии Энхбаяр уже предлагал этот вариант президенту В.В. Путину, но тогда получил отказ. Сейчас ситуация прояснилась и этот вариант может быть рассмотрен заново. В случае монгольского варианта никакой распределительной станции на территории Монголии ставить не нужно, ибо Чуйская КС прокачает газ прямо до Китая. Тогда невозможен будет и несанкционированный отбор газа монгольской стороной. 3) Принцип «мягкого буфера» традиционно использовался Россией в Центральной Азии, в том числе и во взаимоотношениях с Китаем. Прокладка газопровода по территории Монголии даёт возможность гибко реагировать на настоящие и будущие экономические и геополитические вызовы, позволяет брать паузу для принятия важнейших политических решений на государственном уровне. 7.2 Восточный вариант от Ковыкты в Находку. Ковыкта – месторождение, расположенное в Восточной Сибири, с запасами газа 1,9 трлн. М3, способно, на пределе, обеспечить в Китай нужные поставки газа - 1 трлн. м3за 30 лет. Это месторождение сложное по своей структуре и недостаточно обустроенное. Маршрут газопровода в одном «коридоре» с утверждённой трассой ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан (Находка)), то есть прокладка газопровода не в Синьцзян через Укок, а от Ковыкты в восточные районы Китая будет иметь протяжённость трассы, превышающую 4 тысячи километров, а её стоимость будет значительно больше, чем в Западном варианте (2600 км). Тогда срок окупаемости проекта, по-видимому, превысит 15 лет, что неприемлемо. Этот вариант активно поддерживается в Китае. Заключение Исходя из изложенных выше аргументов, заслушав на научном семинаре НОО ПАНИ доклады д.ф.н., А. В. Иванова, д.ф.н М. Ю. Шишина, главы общины теленгитов РА А. А. Шонхорова , изучив доклад член-корр. ПАНИ Гетманова В.Н., Президиум НОО ПАНИ заявляет: 1. Вполне рациональным выглядит вариант прокладки магистрального газопровода Уренгой - Китай через республику Алтай, при условии отказа от свёртка трассы газопровода от Кош-Анача на Укок. Газопровод должен быть направлен на Ташанту, и далее на границу с Монголией. Этот вариант, с длиной трассы около 2600 км, хорошо обеспечен газом Уренгоя, использует инфраструктуру его добычи и транспортировки. Такой вариант послужит укреплениюэкономических связей не только с КНР, но и с Монголией, снимет многие технические проблемы прокладки газопровода через высокогорье, вечную мерзлоту и сейсмически опасную территорию, исключит протесты коренных жителей Горного Алтая и снизит опасность демографических потоков из Китая в малонаселенные районы южной Сибири и Алтая. Сверток газопровода от Кош-Агача на Укок, вблизи от Российско-Монгольской границы уход трассы газопровода из удобных, снабженных автотрассой территорий на бездорожье Чуйской Степи, с последующим подъёмом на высоту 2600 м и выходом на плато Укок, перевод трассы газопровода в зону весной мерзлоты и чрезвычайно высокой сейсмичности, выгладит как чисто политической решение, которое устарело и должно быть пересмотрено в ходе переговоров трех сторон: России, Китая и Монголии. Этот вариант должен быть также экономически обоснован ценой за поставки газа. 2. Строительство магистрального газопровода «Алтай» через заповедную зону – плато Укок недопустимо, поскольку противоречит национальным интересам коренных народов России. Технологические трудности прокладки газопровода, их экологические последствия и сейсмическая опасность трассы всерьёз публично не обсуждались. Без такого обсуждения и положительного заключения государственной экспертизы и научной общественности реализация такого проекта недопустима. 3. Плато Укок - мощный водосбор бассейна реки Катунь, которая составляет большую часть стока Оби. Нарушение экологии плато в ходе прокладки трассы газопровода несёт в себе угрозу обмеления Оби. Реальная угроза повторения недавних мощных землетрясений с магнитудой 7,4 балла делает его объектом чрезвычайной опасности. 4. Проект строительства чисто автомобильной трассы через плато Укок не только несёт в себе все указанные выше опасности, но и экономически несостоятелен, так как не сможет конкурировать с перевалкой грузов по железной дороге через равнинный Казахстан. 5. Российское плато Укок ещё в 1998 году было включено в список объектов международного природного значения ЮНЕСКО, наряду с четырьмя другими территориями Горного Алтая. В настоящее время природные парки Монголии и Китая, примыкающие к плато Укок, уже на своём государственном уровне подали документы на включение их в объекты ЮНЕСКО, а в Казахстане аналогичные документы находятся на стадии подачи заявки. В этих условиях проекты строительства через плато Укок, выглядят недопустимым ударом по уникальному природному комплексу. 6. Вариант прокладки газопровода в восточный Китай от месторождения Ковыкта в коридоре ВСТО обеспечен газом «на пределе» и предполагает значительно более длинную трассу, около 4 тысяч км, что делает его спорным. Он может быть реализован только при выборе другого, более короткого маршрута и при бесспорно выгодных для России экономических условиях поставок. 7. При любых вариантах должна быть сохранена особая программа газификации Новосибирской и Томской областей, Алтайского края и малонаселённых территорий Республики Алтай, от месторождений Западной Сибири, которая не требует прокачки на юг Сибири и в Алтай огромных объёмов газа и строительства дополнительного, крайне дорогого магистрального газопровода. Председатель Президиума НОО ПАНИ, Академик, Вице президент ПАНИ, д.ф.-м.н. Сычев А.В. Председатель научного семинара НОО ПАНИ, Член Президиума НОО ПАНИ, Академик ПАНИ, д.ф.-м.н. Пинаев А.В. Главный учёный секретарь НОО ПАНИ, Член Президиума НОО ПАНИ, член-корр. ПАНИ, к.т.н., Будянов В.П. Члены Президиума НОО ПАНИ Гетманов В.Н., Немцев А.Е., Мартышев Е.Ф., Калантаев П.А., Туманик А.Г., Шамина Н.В.



Категория: Новости Республики Алтай |
9-01-2012, 16:00
Просмотров: 4497

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник