70 лет, исполнилось почти забытому событию – прибытию в Бийск «верблюжьего конвоя» с помощью жителей Монголии воюющей тогда Красной Армии. Грандиозная экспедиция, пересекла в тяжелейшее зимнее время безжизненные пустыни, покрывшиеся ледяными торосами горные перевалы и продуваемые ветрами предгорья Алтая.
Причем погонщики – молодые монгольские патриоты испытывали жесточайшие трудности, однако с честью выполнили свой долг. Братская Монголия одной из первых стран вступила в войну на стороне Советской России. Летом 1942 года в Ховдском аймаке (Западная Монголия) был организован сбор подарков для бойцов Красной Армии. Заготавливали сушеную говядину, баранину.
Мужчины охотились на маралов, женщины шили шапки теплые шубы из овчин, меховые варежки и сапоги. Все это монголы делали бесплатно и добровольно, вспоминая, какую помощь оказали им русские солдаты под Халхин-Голом. Для транспортировки грузов со всей Западной Монголии собрали более 1200 (!) лучших верблюдов.
Грандиозный караван отправился в Бийск из Ховда 17 сентября 1942 года. В конечной точке маршрута груз надо было перегрузить на эшелоны. А затем двинуться в обратный путь. Общая протяженность маршрута следования каравана составляла более 1000 км (около 400 км на отрезке Ховд – Ташанта и 630 км от Ташанты до Бийска).
В зимних горах за день удавалось пройти 25-30 км. Вставали засветло, до зари и становились на ночевку только в сумерках.
В Бийск прибыли зимой 1943 года, разгрузились несколько дней. Отдохнули и в обратный путь. Несмотря на продовольственные трудности военного времени, бийчане дали монголам пшеницу, крупы, муку и сахар. Вернулся караван в Ховд 5 мая 1943 года. Таким образом, в пути караван находился в общей сложности почти 8 месяцев, потратив 200 с лишним дней на преодоление Недавно группа российских энтузиастов, ученых и деятелей искусств - культурологов, скульпторов и архитекторов, выступила с инициативой увековечить память легендарного каравана, восстановить это забытое героическое событие в исторической памяти российского и монгольского народов. Разумеется, это способствовало бы укреплению дружбы между народами. Архитектурный проект так и назвали «Дружба – Найрамдал». А разработан он был на средства гранта губернатора Алтайского края Александра Карлина. Проект представляет собой 3-частную композицию из 3 памятных знаков, расположенных по пути следования каравана.
Первый – близ Ховда, откуда начал свой путь караван...
Затем на перевале Чике-Таман, в Республике Алтай, на самом сложном участке пути...
И, наконец, последний, третий памятный знак – возле Бийска.
Ведущей художественной темой для проектирования стел стал символ острия копья, игравшего роль древка в знаменах «сульдэ». Стела (по конструкции) каждой из частей триптиха запроектирована в монолитном железобетоне с последующей облицовкой мраморной плиткой. Подиум – монолитный железобетон из гранита темных и светлых тонов.
Авторы проекта: Главный архитектор проекта – Сергей Поморов, директор Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Координатор проекта – Михаил Шишин, культуролог, замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Скульптор – Михаил Кульгачев, доцент Института архитектуры и дизайна АлтГТУ и др. Монгольскую сторону проекта представляют кульутролог из Улан-Батора Н.Цэдэв, дизайнер, завкафедрой дизайна и рисунка Ховдского университета Д.Гантулга.
|