1 октября в Горно-Алтайске состоялся совместный концерт Болота Байрышева и музыкантов из Японии – группы Hikashu во главе с Коичи Макигами. Они уже отыграли концерты в Москве и Кызыле, следующими в расписании тура идут Барнаул и Новосибирск.
В прошлом году Коичи и барабанщик группы Масахару Сато уже выступали вместе с Болотом на сцене горно-алтайского театра, в минувшие выходные они снова втроем исполнили песни с альбома «Токио-Тайга». Топшур и горловое пение Болота Байрышева, как выяснилось, могут быть отлично подзвучены джазовыми ходами. Второе отделение концерта было отдано во власть и разгром знаменитого авант-поп коллектива. Hikashu–группа с мировым именем без всякого преувеличения, и жаль, что до Горно-Алтайска не доехал ее клавишник Казуто Шимизо. Его вызвали для записи совместного альбома с патриархом современного музыкального авангарда Джоном Зорном.
Hikashu играет уже четверть века, в их послужном списке техно и нойз, импровизационная и сэмплированная музыка, авангардный джаз и фолк. Кто-то скажет, что Hikashu любит поиздеваться над зрителем атональными выпадами и абсурдом на сцене. Кто-то увидит ироничную улыбку в адрес пафосных и надменных музыкантов. Но при всей своей сложности музыка Hikashu удивительно мелодична. И все же в Горно-Алтайске они представили меньше авангарда. Когда я после концерта сказала Коичи, что публика в Москве была, вероятно, лучше подготовлена к его перфомансам, он засмеялся и подтвердил мои слова. Но это не значит, что здесь они выдали меньше драйва.
Если уж и подбирать определение их поведению на сцене в тот вечер, то наиболее подходящим словом будет именно «вытворяли». Собственно отделение Hikashu началось с того, что гитарист Мита Фриман стал разворачивать перед микрофоном кусок полиэтилена, используя подход «нашел звук — впиши в композицию». Басист Масами Сакайде на радость самому себе и зрителям достал простую столовую ложку и стал использовать ее как слайдер. А еще был применен резиновый пупсик с характерным писком.
«Давно вы ложкой на струнах играете?» — спросила я, ожидая услышать серьезную концептуальную историю. «Со вчерашнего дня», — счастливо засмеялся Масами. «А на этом?» — я показываю на пупсика. «Лет десять уже». В его арсенале была и детская погремушка. «Обычно я беру две, для настоящего стереоэффекта», — Масами трясет ею, я слышу звук русской «неваляшки», звук привычный и странный одновременно. И ловлю себя на том, что начинаю медленно понимать этот причудливый ход мыслей.
Но пытки звуками не случилось. Музыканты заиграли такой сочный рок-н-ролл шестидесятых, потом такой роскошный джаз, что зрители начали жалеть о невозможности встать с кресел и дать волю эмоциям. У гитариста выражение лица оставалось совершенно невозмутимым, но по сцене он бегал и прыгал как классический рок-герой. «Фендеру» Масами уже 30 лет, на нем принципиально не меняется затертый корпус. Масахару Сато на сцене – чистая экспрессия, подобных отношений с перкуссией и ударными, думаю, никто из присутствовавших в зале в своей жизни не видел.
Вряд ли кто-то мог рассчитывать на то, что Hikashu будет так уютно и расслабленно играть, переговариваться, шутить, посылать реплики в зал, будто на джеме в далеком японском клубе. Против этого трудно было устоять. Коичи Макигами обаял всех своей многоликостью: в его фирменных вокальных номерах были и голоса природы, и обрывки телефонных разговоров, и космические звуки недалекого будущего. Лукавые глаза, хитрая улыбка и магические танцы у терменвокса. Но оказалось, что он еще прекрасно поет в самом прямом смысле слова. И может быть серьезным – когда группа вместе с Болотом Байрышевым исполняла композицию, посвященную памяти всех, кого в Японии настигла этой весной катастрофа, сдержать слезы было невозможно.
На бис Hikashu сыграл бессмертный хит сестер Дза Пинац, и это был последний рубеж, который они перешли в тот вечер, став горно-алтайцам совершенно родными и близкими. Люди просили автографы, искренне пытаясь высказать слова признания и благодарности.
Музыканты пообещали перенаправить часть средств от российских концертов в поддержку пострадавших этой весной сограждан. Возможно, верить в то, что людей может спасти твой рубль, несколько наивно. Но попросить где-то там наверху, чтобы японцам хватило сил справиться со всеми своими кошмарами не так уж сложно. Ведь мы похожи даже больше, чем кажется на первый взгляд. Эмоции, которые к нам приходят от живой и настоящей музыки, только лишний раз это подтверждают.
Анна Ковшарь
|