Примерно 45% территории Республики Алтай
занимают леса, в том числе на территории заповедников находится примерно
1 млн. га лесопокрытой площади. Из пяти млн га государственного лесного
фонда свыше миллиона представляют собой бывшие земли
сельскохозяйственного назначения, на которых до сих пор не проведены
кадастровые работы. Основной
ресурс, который мы берём в лесу, – это древесина. С 1988 года, когда в
Горном Алтае были запрещены рубки кедра, объёмы лесозаготовок с 1,5 млн
кубометров сократились до 500-600 тысяч кубометров в год. Причём, самая
большая лесосека теперь отводится под дровяной лес.
Главная проблема лиственничных лесов, расположенных в южной части
территории республики, заключается в том, что около 80 процентов из них
являются перестойными. В то же время подрост уничтожается домашними
животными в результате нерегулируемого выпаса, особенно вблизи
населённых пунктов. В хвойных лесах на северо-востоке республики другая
беда – ветровалы в местах, где когда-то были проложены лесовозные
дороги.
Всё лесное
хозяйство республики находится сегодня на попечении двухсот работников
лесничеств – примерно по десять человек на каждый район. На них
возложены поистине непосильные задачи – отпуск лесных делян, контроль за
соблюдением технологии рубок, борьба с пожарами и прочие мероприятия.
При всём этом они ухитряются вести ещё и лесовосстановление: площади
посадки молодых деревьев практически не отстают от площади рубок. В настоящее время работники лесного хозяйства встревожены сообщениями
из Москвы. Есть информация о том, что в ближайшее время министерство
лесного хозяйства будет упразднено и вместо него будет создано
министерство лесной промышленности и лесопереработки. Такое в нашей
истории уже было – полновластным хозяином в лесах еще четверть века
назад был человек с топором. Люди, призванные защищать леса, были в
штате леспромхозов, и вместо охраны лесов вынуждены были делать то, что
скажет лесоруб-директор, которого интересовало исключительно количество
заготовленных кубометров.
В
резолюции, принятой по итогам обсуждения, члены клуба констатировали,
что создание министерства лесной промышленности и лесопереработки с
одновременным упразднением службы лесного хозяйства нецелесообразно. Заявлено о необходимости создания на федеральном уровне
контрольно-надзорного органа, который будет следить за использованием
лесных ресурсов.
Предлагается возвратиться к конкурсному порядку выделения лесных
участков вместо аукционного, при котором главным аргументом является
сумма, которую готов заплатить арендатор. При этом главное внимание
следует уделить тому, чтобы максимально снизить антропогенную нагрузку
на участки вблизи населённых пунктов, транспортных магистралей и водных
объектов. Недревесные
лесные ресурсы, пищевые и лекарственные растения предлагается вывести из
долгосрочной аренды. Гораздо рациональнее предоставлять занятые ими
участки в краткосрочное (возможно, сезонное) пользование.
Зафиксирована также рекомендация о создании и развитии региональной и
межрегиональной кооперации по сбору, переработке и реализации
недревесных ресурсов. Предлагается провести в Республике Алтай межрегиональную конференцию о
роли горных лесов в оздоровлении экологической ситуации в
западно-сибирском регионе. Рекомендации переданы присутствовавшим на заседании Клуба депутатам Госсобрания – Эл Курултай республики.
|