«Кедровая тайга занимала особое место в самосознании тубаларов и их соседей, других таёжных народов. Кедру, который веками был кормильцем народа, тубалары поклонялись как святому дереву. Его нельзя было рубить, использовать кедровые брёвна при строительстве домов, бань, хозяйственных построек».
«Неписанные законы составляли основу не только экологической культуры, они в целом воспитывали любовь, высоконравственное отношение ко всей земле. Живя в гармонии с окружающим миром, тубалары, как и их соседи челканцы, шорцы и кумандинцы, были экологически воспитаны. Бережное и любовное отношение к природе у них закладывалось с молоком матери»(Тарбанакова С. Н. «Экологическая культура тубаларов» // «Тубалары», 2008, Горно-Алтайск. С. 195).
Таким было отношение тубаларов к окружающей природе. Что же произошло в 20 веке? Антирелигиозная идеология государства, гегемония человека над природой (человек властелин природы) интенсивная вырубка лесов, укрупнение населённых пунктов, ликвидация неперспективных деревень за несколько поколений уничтожили экологическую культуру тубаларов. Обряды и обычаи остались лишь в памяти некоторых представителей старшего поколения. Как пишет Тарбанакова: «Сейчас стоит задача возрождения и адаптации к современным условиям экологического опыта культуры прошлого», с этим нельзя не согласиться. Но как происходит это сегодня?
Где-то с 1995,1996 года Сакова М.В. начала своё благородное дело по возрождению культуры тубаларов Чойского района. Собрала активных женщин вокруг себя, и первое, что она сделала - предприняла создание музея Улагашева в с. Каракокша. Затем развила бурную деятельность против рубки кедра Каракокшинским леспромхозом. Провозгласила себя аймак-башчы Чойского района, пригласив на собрание всех своих родственников из республики, чем обусловила большинство голосов за свою кандидатуру. Но как говорится, «Благими намерениями дорога устлана в ад». Её дальнейшая деятельность перешла в другое русло.
Полученные деньги на создание музея ушли в неизвестном направлении. Для вида повесив в комнате несколько экспонатов, и, продержав помещение выделенное для музея около года, она его прикрыла. Музея не стало, зато появилось уголовное дело о хищении денег. Деятельность по запрету рубки кедра закончилась консолидацией с лесопромышленниками. Все её действия и слова о сохранении священного кедра в Чойском районе оказались лишь провокацией, направленной для шантажа лесхоза и получения возможности заняться самой рубкой кедра. Может быть, изначально Мария Сакова имела цель по сохранению среды обитания, но закончилось всё получением возможности урвать кусок от пирога «рубки кедра».
Используя своё положение аймак-башчи, она вымогала деньги у лесопромышленников якобы для проведения праздников, в частности для празднования Тюрюк-Байрам. Куда затем уходили деньги - неизвестно.
Три года назад, когда поднимался вопрос о создании ТТП (территории традиционного природопользования) в Чойском районе, она обманула тубаларов, сказав, что этим занимается Правительство РА. Тем самым погасила инициативу местного населения.
Два года назад она сама проявила инициативу о закреплении озёр Чойского района за общинами тубаларов. Возглавив это движение, она всячески затягивала подготовку документов, когда же прошли сроки сдачи документов по инициативе самих тубаларов, аренда озёр была приостановлена. Что произошло с арендой озёр, неизвестно.
После падения ракеты Сакова М.В созвала координационный совет, где создали инициативную группу по выявлению последствий ракетопада. Когда М. В. поняла, что Росавиакосмос без боя не отдаст ни рубля (ей посоветовали замолчать, иначе она не получит для валки больше ни куба кедрача), она начала обвинять членов инициативной группы в излишней ретивости, мешая работать.
При распределении субсидий она всегда стоит на позиции администрации Чойского района, переадресующей финансовые средства на латание дыр в бюджете, поэтому деньги не выделяются для развития общин тубаларов.
Из вышеизложенного вытекает, что Сакова М.В. является «провокатором» среди тубаларов, поэтому она не может быть аймак-дяйзаном тубаларов Чойского района, дискредитирует тубаларов и всячески вредит, а не помогает тубаларам из –за своих корыстных целей. Мы выражаем недоверие Саковой М.В.. И считаем, что аймак-дяйзаном Чойского района должен быть другой человек, не являющийся лесозаготовителем.
Оргкомитетом было собрано семьдесят две подписи тубаларов о недоверии Саковой Марии Викторовне. 4 ноября 2011 года в Усть-Кане был проведён курултай Алтайского народа. На нём было принято решение об изменении названия Аймак- башчи на Аймак –дяйзан. 9 декабря было организационное собрание по созданию рабочей группы для подготовки съезда представителей КМН, который планируется провести 28 января 2012 года. Чтобы не повторился казус предыдущего съезда, когда съезд был признан Министерством юстиции РА нелегитимным из-за отсутствия полномочий делегатов нескольких районов, в том числе Чойского,оргкомитет решил провести собрания в сёлах, выбрать делегатов на районный съезд. Районный съезд должен выбрать делегатов на Республиканский съезд. Сакова М.В, являясь аймак - башчи тубаларов в Чойском районе, данную работу не проводит. Поэтому тубаларами была создана инициативная группа, которая занялась этой работой. 25 декабря 2011года в селе Чоя было проведено собрание представителей КМН Чойского района. На этом собрании было выражено недоверие аймак-башчы Чойского района Саковой Марие Викторовне. Создана рабочая группа из 7 человек по созыву собрания тубаларов Чойского района и перевыборам Аймак – башчи 15 января 2012 года.
Петургина Н.А.
Ельденова М.И.
Трошина Л.В.
И ещё 72 подписи.
|