Beчная мерзлота обеспечила хорошую сохранность всего положенного в могилу.
Так были
найдены бальзамированные тела мужчины и женщины обработанные с особой
тщательностью, погребённые в колодах-саркофагах из цельного 5-ти
метрового ствола лиственницы. Мужчина умер в возрасте 55 лет и имел рост
176 см. По предположениям ученых, мужчина был знатным воином или вождем
племени, а женщина, скорее всего, его наложницей.
В их черепах
были проделаны отверстия для изъятия мозга, а затем их заполнили травой.
Были также удалены внутренние органы и мускулы, вместо них набиты сухие
травы, затем тела зашили конским волосом.
В целях гигиены
в каждом кургане была установлена тренога, накрытая шелковой тканью, на
которой стоял тазик с семенами конопли, «выветривавшими» дурной запах.
Сохранились также и трупы лошадей (в том числе низкорослые монгольские
лошадки), захороненных в полной упряжи (а в одном из курганов
запряженных в повозку) на накате из бревен к северу от могильной ямы,
вне погребальной камеры. В одном из курганов было обнаружено около 10
лошадей, у 4 из которых на морды были надеты кожаные маски с рогами.
Наибольший
интерес представляют находки самого большого, пятого Пазырыкского
кургана. Археологами были обнаружены прекрасно сохранившиеся персидский
ковер и еще один ковер, предположительно местного производства, на
котором изображен всадник на коне.
В этом же кургане были найдены разборный шатер, фрагменты повозок, четыре упряжные лошади и китайская колесница.
Извлеченные из Пазырыкских курганов ценности в настоящее время
хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) в отделе первобытной культуры. Они
представлены в семи залах, посвященных искусству и культуре Сибири, и
соседствуют с богатствами скифско-сарматского искусства из Северного
Причерноморья, из Минусинского района и европейских степей. Такое
соседство дает возможность оценить духовную близость большой группы
народностей.
Так, в Эрмитаже можно видеть целиком перенесенный сюда из Пазырыка
огромный сруб, в котором был похоронен алтайский вождь, его высохшие,
почерневшие останки и останки его боевых коней прекрасной породы,
напоминающей нынешнюю ахалтекинскую.
Вот изготовленная из березы повозка, высотой около 3 м. и длиной
более 6 м. (вместе с дышлом), была помещена в могилу в разобранном виде.
Также эрмитажная экспозиция включает в себя и самые древние из
дошедших до нас ковров, древнейшие художественные изделия из дерева и
войлока.
Войлочное полотнище шатра изготовленного из тонкого белого войлока толщиной 3 мм. и общей площадью около 30м2,
обнаруженного в одном из Пазырыкских курганов, покрывает стену музея от
пола до потолка, производя впечатление огромной росписи. Но это не
роспись. Крученой сухожильной нитью к ковру пришиты крупные фигуры,
вырезанные из цветного войлока изображающие горделивых всадников
перед сидящими загадочными богинями. Возможно, здесь запечатлены сцены
неизвестного нам эпоса.
Но, пожалуй, еще изумительнее мелкие предметы из курганов
Пазырыка. Вот крохотный деревянный олень с вырезанными из толстой кожи
рогами, которые больше его самого.
Кажущиеся исключительно мощными, они образуют необыкновенно
гармоничный ажурный узор. В этой 12-сантиметровой фигурке глубокое
чувство пропорций доведено просто до совершенства!
Фантастическими
масками, изображающими головы оленей или грифонов, древние алтайцы
украшали коней, как бы превращая их в таинственные божества. Деревянные,
кожаные и войлочные украшения, чепраки, сбруйные и поясные бляхи — все
эти изделия превращены в настоящие произведения искусства и полны редкой
выразительности. Особенно интересны аппликации со вставками литого
золота, меха или крашеного конского волоса, изображающие голову оленя,
рогатого юлка, фантастического петуха, горного козла, крылатого тигра.
Одна из аппликаций на седле изображает тигра, терзающего лося. По
драматизму, силе и совершенству эта композиция представляет собой
вершину древнего искусства.
А сколько изящества в войлочных фигурках лебедей, некогда украшавших шатер алтайского вождя!
Отдельные находки Пазырыкских курганов можно увидеть также в
краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска. Пазырыкский мир являет нам
один из удивительных ликов скифского, а точнее — алтайского «звериного
стиля», декоративно-утонченного и изящного.
Эти изделия — одно из замечательных достижений всего мирового декоративного искусства.
Рассмотрим подробнее культуру того времени.
|