2013 год в России проходит под эгидой года охраны окружающей
среды. ЮНЕСКО объявило 2013 год – годом водного сотрудничества. Цель
которого – объединить усилия для того, чтобы водные ресурсы стали
доступными для всех жителей планеты. В рамках этого в Центральной
районной библиотеке прошел круглый стол под названием «Вода – сокровище
Алтая». В его работе приняли участие библиотекари, специалисты
Катунского заповедника, Роспотребнадзора, школьники.
По данным ООН, свыше 40% земного шара испытывает дефицит питьевой воды.
Из 6 млрд землян каждый пятый лишен доступа к безопасной питьевой воде.
Что ж, эти данные, которые привела ведущая круглого стола, библиограф
Светлана Тюнина, в очередной раз доказывают, насколько является ценной
народная мудрость: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет
источник». Поэтому
не случайно на Руси все народы, ее населяющие, в своих обычаях,
традициях, культуре хранили, берегли, передавали из поколения в
поколение чистоту, красоту, богатство рек, озер, морей.
И сегодня много говорят об экологии. Но как заметила С. Тюнина, спроси
любого, что ему известно об экологии как науке – мало что, кроме
рекомендаций не сорить и убирать за собой. А между тем здесь есть свои
суровые законы, нарушение которых непредсказуемо. Вот только некоторые:
все связано во всем; все должно куда-то деваться; природа знает, что
лучше; ничто не проходит напрасно (за все надо платить).
Как отметил специалист эколого-просветительского отдела Катунского
заповедника Семен Звонов, массовое скопление воды находится в ледниках. В
нашем районе находится самый мощный в Сибири Западно-Катунский центр
современного оледенения, который насчитывает около 148 ледников общей
площадью 79,8 кв. см. После ледников идут озера на Катунском хребте, их
400, на территории заповедника – 135. Все реки в районе относятся к
бассейну реки Катунь. Протяженность речной сети составляет 1200 км.
Ежегодно проводится мониторинг уровня воды, скорости и так далее.
Экологическое просвещение детей, знание традиций, обрядов нашего народа,
изучение водных источников района являются приоритетными в работе наших
краеведов.
«Вода – основа жизни» – так назывался доклад педагога дополнительного
образования ДДТ Галины Зыряновой. Она говорила о разных свойствах и
памяти воды и привела отрывок из книги «О системе врачебной науки
Тибета», в которой дается следующая характеристика воды: «быстротекущая с
гор вода очень полезна, вода, текущая медленно, заражает организм и
служит источником цинготного расстройства и расстройства сердечной
деятельности. Вода, протекающая в тени деревьев и соленая, служит
причиной различного вида расстройства. Холодной водой следует лечить
обморочных, утомленных пьяниц, людей, подверженных головокружениям, с
повышенной температурой и так далее. Кипяченая теплая вода улучшает
пищеварение и усвоение пищи, приносит пользу при икоте, препятствует
вздутию живота, уменьшает отрыжку и предохраняет от различных зараз. Но,
простояв сутки, она делается вредной и может служить причиной
отравления и причиной различных расстройств».
В течение многих лет Галина Зырянова с детьми изучает источники
окрестностей Усть-Коксы. В начале 2000 года их было 11, сейчас осталось
всего 5, и те летом уходят в землю. Причина этого, считает педагог –
неправильное отношение к ним людей.
«С детства мы читаем сказки о живой и мертвой воде. И наука сегодня
подтверждает это. Кипяченая вода считается мертвой, так как в ней нет
органических соединений. Она лишена памяти, и употреблять ее можно
только в течение двух часов.
Мы живем в богатейшем районе, который обладает огромными водными
богатствами. Активно у нас развивается и туризм. Туристов водят на
экскурсии, в походы, и вот здесь задача местного населения – дать им
информацию о водных источниках и как себя на них вести, чтобы они не
навредили и себе, и природе», – подчеркнула Галина Зырянова.
Обеспечение пресной водой достойного качества и количества становится
проблемой и для нашего района, об этом говорила в своем выступлении о
колодцах учащаяся Верх-Уймонской школы, член Клуба друзей Катунского
заповедника «Навигатор» Анна Бурнашева. «Наши предки относились к воде с
благоговением, поскольку всегда была источником жизни, а проблему
водоснабжения решали просто, устанавливали возле дома колодец и черпали
оттуда воду. В Верх-Уймоне колодец всегда был основным источником
питьевой воды, сейчас же многие из них выполняют только роль памятников
архитектуры. Потому что вода уходит из колодцев. Это стало проблемой и
исчезновение небольших источников рядом с селом. Связывают это явление с
землетрясением 2003 года.
Для своих наблюдений они выбрали один из самых старых колодцев села.
Дом, рядом с которым он стоял, был построен в 1870 году, где после
землетрясения резко сократился уровень воды. Тогда было решено
периодически проводить наблюдение за уровнем и температурой воды в
колодце. Исследования проводились на протяжении 7,5 лет. С 2005 года
уровень воды в колодце заметно стал понижаться. Были случаи, когда вода в
колодцах исчезала совсем.
Изменение климата, аномальные температуры зимой и летом также влияют на
осушение водоемов. Проблема водного кризиса стала глобальной. Отмечается
истощение самых ценных и доступных источников пресных вод, примером
может служить исчезновение воды в ручных колонках и колодцах. Одним из
решений этой проблемы является проведение водопровода в 2008 году.
Кроме того, вместе с членами клуба «Навигатор» проводятся мероприятия по
очистке водоемов, разъяснительная работа среди школьников об охране
окружающей среды».
Любые воспитательные программы тогда успешны, когда опираются не только
на знания, но и на чувства, эмоции, совесть человека.
Чувственно-эмоциональная сторона отношений человека с природой имеет как
эволюционные, так и исторические, этнокультурные корни. Об этом
говорила в своем выступлении научный сотрудник музея старообрядческой
культуры Раиса Кучуганова: «Жизнь в долине всегда была крепко связана с
водой. С рекой Катунью было связано много сказаний и у алтайского, и у
русского народа. Вода считалась святой, купание осмыслялось как второе
рождение, возвращение к изначальной чистоте. Вода и огонь очищали
человека, обновляли его духовное и материальное естество. После
наступления темноты нельзя было брать воду ни из колодцев, ни из речек.
Есть много параллелей между алтайской культурой и русской: по отношению к
воде нельзя шуметь, громко разговаривать, пить воду, наклонившись к
воде. Надзора не было, а воду берегли. Сами хозяева собирались и чистили
русла речек, канавок; женщины, дети наперечет знали ключики, помнили о
целебной силе.
Староверы ходили, поклонялись к тем же источникам, где совершали свои
обряды алтайцы. Губить природу, возвышаться над нею они не смели. От
бестолкового, неразумного отношения к природе людей сдерживало слово
«Грех».
Велика значимость взаимоотношений человека и природы. В районе
сохранились обряды традиции рационального природопользования. В
традициях хозяйствования всегда представлялась возможность для
самовосстановления природы и места в ней человека.
Ученик Кастахтинской школы Шуну Кыпчаков прекрасно об этом рассказал,
взяв для своего исследования лишь один объект, жизненно важный в
культуре алтайцев, это коновязь. По мировоззрению алтайского населения
коновязь (чакыр) – это модель мира, которая символизирует будущее
человека, его настоящее и прошлое. Делает неразрывной его связь не
только с миром материальным, но и духовным. А отсюда воспитывает в нем
уважение и почитание ко всему, что его окружает, и особенно к природе.
Вообще выступление школьников показало, какие грамотные и профессиональные у нас растут краеведы.
О том, что источники считаются священными для алтайского народа,
говорила и Галина Тунтешева, заведующая Талдинской библиотекой и
руководитель фольклорного ансамбля «Амаду». Она ведет огромную работу по
сохранению традиций и обычаев. «Если говорить об экологическом
мировоззрении алтайцев, то у нас широко развит культ водного
пространства. Вода является одним из сакральных объектов и проводником
духовной информации. Насчитывается до 12 видов водного пространства:
аржан-суу – незамерзающий целебный источник, тонмок суу – родник,
немного протекая исчезает, т.е уходит под землю; кутук суу – источник с
необычайно лечебной, живительной силой; кара суу – проточные ручьи,
далеко текут, впадают в реки; ак суу – белая вода – встречается крайне
редко. Она из-под земли бьет ключом и падает туда же, откуда выходит.
Агын суу – река; сас – болото; кол – озеро; учар суу – водопад; алай –
море; теннис – океан; коолмок – лужа, карьерная вода.
Существует жестко регламентируемый обряд поклонения всем видам водного
пространства. Обряд совершается с 3 новолуния до 4 старолуния каждым
человеком, достигшим 12 лет. Человеком, который не соблюдает поминальные
40 дней или 1 год по усопшим родственникам. Обряд совершается с
новолуния мая по ноябрь, зимой все находится в состоянии покоя, и нет
возможности установления контакта с природой».
Рассказала и показала, как совершается обряд, о том, как к нему
готовиться, как повязывать jалама – ритуальные ленточки белого цвета,
которые освящают духов трехликого Алтая (небо, землю и мир предков):
«В назначенный день готовится национальная еда, колют барана. Мясо
(грудинка, сердце, маленькое ребрышко по сердцем – суме кабырга) слегка
варится, не солится.
Место, где проводится обряд, должно быть полностью освещено лучами
солнца. Глава семьи делает из трех камней очаг, разжигает костер. Очаг
окуривается парным арчыном со словами благодарности за то, что окружает
человека. Угощение костра начинается с окропления молоком специальной
культовой ложкой. Цельные продукты – сырчик, быштак – отламываются по
солнечному кругу с числом 4-6 и преподносятся алтарному огню. Все дары,
то есть угощения, сопровождаются благопожеланиями. Мясо преподносит
мужчинка, который отрезает его ножом вверх. Этот вид отрезания мяса
означает рост, расцвет. Затем глава семьи просит оберег для своей семьи,
все остальные, кто пришел вместе, тоже могут просить помощи.
После этого повязывается jалама (еще говорят «ставится»). Эта часть
обряда отражает индивидуальные моменты причащения, так как это исповедь
перед духом аржана. После повязывания jалама глава семьи умывается
родниковой водой и выпивает родниковой воды. В данном случае пиалой
служит – собственная ладонь. Воду надо черпать обязательно против
течения.
При умывании и питье родниковой воды соблюдается очередность. С водой у
каждого должен быть индивидуальный контакт. Если вы взяли воду в сосуд,
то следует два раза отлить воду обратно в аржан. Это означает
возвращение суу кежик, то есть восстановление магнитного поля воды.
После совершенного обряда и посещения аржана следует соблюдать «бай» –
не употреблять спиртное, сквернословить, ругаться».
Завершающим аккордом Круглого стола стало исполнение ансамблем «Амаду» – благопожелания аржан суу.
Круглый стол в очередной раз показал, что природоохранных знаний и
традиций нам много перешло от наших предков, главное, чтобы мы о них
помнили, действовали сообразно им и не забывали, что вода – это основа
жизни на Земле.
|