Дорога на Южно-Чуйский хребет и Последствия Чуйского землетрясения. Путешествие к высочайшим вершинам Алтая на автомобиле. Юг
Алтая - сложное переплетение горных хребтов, возвышающихся над
обширными плоскогорьями. Одно из таких плоскогорий - огромная Чуйская
степь, Возвышающаяся на 2000 м над уровнем моря - окружена цепью хребтов
- Курайским с северо-востока, его высота достигает 3446 м, но ледников
на его вершинах немного и с чуйского тракта они не просматриваются -
только с дороги на Улаган, пограничным с Тувой и Монголией хребтом
Чихачева с максимальной высотой 4029 м с востока и юго-востока, хребтом
Сайлюгем с юга (высота 3499, хребет - целиком приграничный с Монголией),
параллельно приходящими с запада Южно- (3936 г.Иикту) и Северо-Чуйским
хребтами (4177). Снега и ледники Северо-Чуйского первыми встречают
путешественника на чуйском тракте, на смену им за Чаган-Узуном приходят
снежные вершины Южно-Чуйского, который является естественным
продолжением на запад за реку Аргут Катунского хребта, которому
принадлежит Белуха. Из Ортолыка у нас открывается завидная возможность
попасть к подножию величайших ледников Южно-Чуйского хребта. Сразу
за деревней вправо указана дорога на печально известное село Бельтир -
до него от тракта 29 км по асфальту, переходящему в снег, ну я хотел
сказать, в гравий. Как водится, нужно упомянуть о "минимальных системных
требованиях". До Бельтира доедет все, что способно хоть как-то крутить
колесами. Дальше нужно определиться с тем, что нам нужно. Дело в том,
что известное Чуйское землетрясение 2003 года оставило в 4-х километрах
от Бельтира 9-бальные разрушения - на склоне произошел впечатляющий
оползень, затронувший часть лиственничного леса и весь необлесненный
склон горы, явно на мой дилетантский взгляд представляющей из себя
гигантские моренные отложения колоссального ледника, занимавшего
современные долины рек Акколя и Чагана. До оползня легко доехать
опять-таки на любом автомобиле. Для этого нужно проехать Бельтир
следующим образом: проехать прямо до центра деревни, за двухэтажным
зданием, стоящим вдоль главной улицы слева, налево и повернуть,
подняться на горку, повернуть направо и подъехать к стадиону. Если
заблудитесь - стадион вам всякий покажет. Оставляя стадион справа пройти
вдоль его длинной стороны и подняться на горку, за которой покажется
деревянный мост через реку Акколь. Смело езжайте через него. Теперь
влево от вас отходит долина Акколя, а вправо пойдет дорога в долину реки
Чаган. Направляйтесь вперед вдоль Чагана, и через километра 4, на
склоне хребта, скрывшего от вас долину Акколя, то есть по левую руку от
вас, едущих по правому берегу реки Чаган вы увидите подковообразный
оползень. Извините меня за через чур частое употребление местоимения
вас, но тут главное - не ошибиться. Не ищите оползень с лупой в руках -
явление это столь впечатляюще, что мимо него не проехать. Но если наши
возможности в плане проходимости превосходят средние - можно попробовать
проехать к Софийскому леднику. УАЗ проходит там за милую душу, крузер с
пажерой, хоть и рискуют помять свои буфера, но тоже пройдут. Раздатка
нужна определенно - тягунов здесь хватает, оцените свои запасы по
топливу - нам нужно сделать более 30 км по бездорожью туда, и,
желательно, столько же обратно. Не греется ли у вас, часом, машина в
тяжелых условиях? Воды на тягунах достать будет негде, имейте запас
охлаждающей жидкости и литров тридцать воды. Так, на случай. Места не
больно-то обжитые, если машина сломается - это станет серьезной
проблемой.
Мы везде привыкли ходить на одной машине, да в таких местах "на
веревочку" и на двух машинах сильно не понадеешься - подъемы и спуски
будут очень круты. Все же лучше в таких местах иметь УАЗа, а не джип -
запчастей тут не густо - сожжешь сцепление, и - ага. Ну ладно, попугать я
вас попугал, да и как же без этого, теперь, ВПЕРЕД!
|