Дорога к реке Чулышман проходит следующим образом: по Чуйскому тракту(М-52) до п. Акташ – Усть-Улаган – Балыктуюль – перевал Кату-Ярык , далее – налево дорога идет вдоль левого берега реки Чулышман до юга Телецкого озера.
В сторону озера Джулукуль дороги нет, вероятно, туда можно попробовать
добраться на стредствах повышенной проходимости или на лошадях.
Сначала от Горно-Алтайска по Чуйскому тракту (439км – отличное асфальтовое покрытие) до п.Акташ, Улаганский район
( начало Улаганского тракта). Далее – частично бетонное покрытие, в
некоторых местах дорога грунтовая. После села Усть-Улаган встречаются
труднопроходимые участки, самое опасное из них перевал Кату-Ярык (спуск – серпатин 3,5 км, пассажиры спускаются пешком). Далее вдоль реки Чулышман дорога нормальная, но в некоторых местах отсутствуют мосты через ручьи, которые после дождей становятся реками.
Передвижение по дороге желательно на автомобиле повышенной
проходимости. Периодически проводятся работы по ремонту дорог.
Разместиться путешественникам предлагается на базах отдыха или
палаточных городках.
Путешествуя по дороге вдоль реки, Вы
насладитесь прекрасными видами достопримечательностей природы. За селом
Акташ – Красные ворота, затем дорога пролегает вдоль Мертвого озера
(Чейбеккёль), далее по холмистой местности до Улаганского перевала, с
которого видны снежные вершины Курайского хребта.
Территория правого берега реки Чулышман относится к Алтайскому государственному природному заповеднику.
Разрешение на посещение заповедника выдают в селе Яйлю (оно находится
на севере Телецкого озера, поэтому из долины реки до него можно
добраться только по воде озера.)
Дорога Акташ-Усть-Улаган-Балыктуюль-Балыкча-Телецкое Минимальные системные требования* - легковой автомобиль, желательно заднеприводной, лучше 4WD. Рекомендуемые системные требования - УАЗ. *-относятся
к хорошей погоде без дождей, весной же на легковой можно доехать только
до деревни Коо, и то до самой деревни даже немного не доедете.
Акташ
- самый большой поселок Улаганского района, расположенный на тракте, но
райцентр Усть-Улаган находится в стороне от тракта и к нему идет
асфальтированная дорога из Акташа, общей длинной около 60 км. Чтобы
попасть на эту дорогу, нужно свернуть в Акташе с тракта налево, и,
проехав поселок, попасть в хорошо видимое с трассы ущелье. Там дорога на
несколько километров станет гравийной, начнется крутой подъем, ущелье
будет все сужаться, а река - становиться все более бурной, пока,
наконец, мы не подъедем к узкому проему между двумя скалами, сложенными
породами красного цвета - это место известно, как Красные ворота. Дальше
ущелье расширяется - мы проехали в узкое пространство между торцами
Айгулакского (слева) и Курайского хребтов и вступаем на Улаганское плато
- средние высоты здесь колеблются в пределах 1700-2100 м над уровнем
моря.
Плато поросше лиственницей, елью, на Улаганском перевале (2080м -
выше любой точки Чуйского тракта) кедры не хуже, чем на Семинском. На
плато - множество озер, правда, если вы выберетесь в те края на майские
праздники - вы их не увидите - все здесь еще сковано льдом, зато в конце
лета-начале осени, когда на Алтае хорошая погода, в них очень живописно
отражаются белые вершины Курайского хребта. Впрочем и закованные в лед в
хорошую погоду озера очень красивы.
Тут нужно отметить, что местное
начальство уже "арендовало" практически все озера и ловить рыбу в них
запрещено под предлогом ее там разведения, а к некоторым озерам подъезд
просто перекрыт, только издали можно посмотреть на построенные на них
коттеджи. Проехав
Улаган, двигайтесь по асфальтированной дороге на Балыктуюль - до этой
деревни остаеться еще около 10-15 км. По Улагану проезжаете очень просто
- шоссе пересекает по мосту Башкаус, идет прямо, с правым поворотом
входит в центр поселка, а затем поворачивает налево в сторону
Балыктуюля. В Балыктуюле можно повернуть на указателе в начале деревни
направо - через реку - летом брод легко проходим для УАЗа, если у вас
возникли сомнения - не сворачивайте к броду, а продолжайте ехать прямо
по деревне, пока не проедете лесок справа (в черте деревни), там
поворачивайте к реке вправо - должен быть мост, хотя, честно говоря, я
видел его только весной, когда он был вмурован в толщу льда и судить о
его состоянии летом не могу - но т.к. это прямо посреди деревни, мост
должен поддерживаться в нормальном состоянии.
Продолжайте удаляться от
реки и за горкой после деревни въедете во всхолмленную долину Пазырык.
Вдоль дороги попадаются и знаки и километровые столбы - сбиться вы не
должны, но дорога от Балыктуюля - обычная полевая и до конца ее вам
предстоит проехать более 120 км. Зато вас ждут наиболее красивые из
наиболее доступных мест Алтая. Итак, вы в Пазырыке - справа от дороги
вдаль уходит цепочка из 6-ти разрытых курганов - самый большой, по
законам Паркинсона - самый дальний - находится примерно в километре от
дороги и хорошо виден, самый ближний - в 50 метрах. Все дерево, что
лежит в курганах - остатки погребальных камер с возрастом около 2500
лет. Подробнее
о их истории поищите в сети - по идее обязательно должно быть. Скажу
лишь, что это скифские погребения, раскопанные в 30-х годах варварским
способам археологами, мумии и предметы из них растащены по музеям от
Улагана до Ленинграда.
Дальше дорога километров 30 идет все более
углубляясь в лес, по пути она вырывается на узкий карниз над пропастью,
где, далеко внизу лежит ярко-синее горное озеро; забирая все больше под
уклон, дорога проходит через лес и, вскоре, вы сможете увидеть впереди
слева высокие горы, прорезанные каньоном, где течет одна из великих рек
Алтая - Чулышман, образующий Телецкое озеро, и выходящий из него рекой
Бией. Этот берег, где находитесь вы - Улаганское плато, другой -
Чулышманское нагорье, территория самого большого заповедника Алтая.
Проехав еще с километр, самое время тормознуться у начала спуска на
перевале Кату-Ярык. Перевал на самом деле - это спуск с Улаганского
плато в каньон Чулышмана, серпантин из, если мне не изменяет память,
восьми петель перенесет нас более, чем на 600 метров вниз, причем общая
высота стен каньона достигает километра. Дорога на перевале позволяет
разъезжаться со встречными только на поворотах, где она несколько
расширяется. Самый последний спуск - самый длинный, и уходит на другую
часть склона. Он же и самый крутой - наш перегруженный УАЗ лезет на него
только на пониженной, хотя более энерговооруженные машины справятся и
так, но при этом придется держать и бОльшую скорость. После спуска до
Телецкого остается еще около 60 км по каньону. Дорога гравийная, идет по
очень красивым местам - со стен каньона срывается множество водопадов,
по дороге встретятся прижимы к реке, ее кое-где перегораживают огромные
валуны, примерно через 25 км ущелье расширяется, река становится
спокойнее, появляются широкие долины, в них есть даже яблоневые сады. Одна
из первых долин совпадает с местом впадения с правого берега в Чулышман
Чульчи. В 8 км выше устья по реке есть очень известный водопад, он
стоит того, чтобы несколько часов топать по склону ущелья, в 50-100
метрах над горной рекой, пересекая осыпи и притоки Чульчи. Дорога до
него такова: Остановитесь в долине, изображенной на фото. На другом
берегу Чулышмана есть зимовье, на весельной лодке вас перевезут на тот
берег, а заодно согласятся посторожить машину. Но можно переправиться и
на резиновой лодке, если у вас есть - в этом месте Чулышман быстр, но не
опасен. Так-так, а тут позвольте мне забрать свои слова обратно - в
прошедшие майские праздники в этом году мы попытались переплыть реку на
резиновой лодке "ЛГН", у нас не получилось, так что лучше не пытаться и
воспользоваться, если удасться, услугами перевозчика. Дальше топайте
через долину вперед, немного забирая направо по направлению к отдельным
соснам в дальнем углу долины.
(Если вы пойдете в ущелье слева, а не
справа, то сможете придти к известным каменным грибам - они совсем рядом
на склоне, их видно в бинокль с берега Чулышмана). Дойдя до конца
долины, поднимайтесь на склон - там идет хорошо набитая тропа, вам
предстоит перейти штук пять притоков, один из них образует водопад и
проходить его с рюкзаками довольно неприятно - приходиться идти по
трещине в скале. Вообще вся тропа идет недалеко от края обрыва к Чульче,
и потеряв бдительность с устатку туда можно и загреметь - будьте
осторожнее! Где-то на полпути, а то и раньше вы увидете впереди Учар. Он
так велик, что сперва покажется ближе, чем на самом деле. На фото
трудно передать его размеры и красоту, но я все же его привожу. Если
ехать дальше от места впадения Чульчи по долине Чулышмана, вскоре
появится небольшой хутор, а за ним - метрах в 500, большая деревня Коо.
Ее украшает маленькая церковь. Летом дорога незадолго перед Коо
разветвляется - одна идет поближе к реке и пересекает несколько
неглубоких бродов, а вторая - как говорят местные, весенняя дорога, идет
ближе к середине долины. Весной проезд по летней дороге невозможен, а
весеннюю пересекают несколько горных потоков, и на легковушке там в мае
пройти тоже едва ли удастся, нужен хоть какой-нибудь джип. Высота
воды доходит Уазу до брюха и камни на дне довольно большие.
Весной все
склоны покрывает цветущий багульник, растут желтые ирисы и множество
подснежников (прострел). По дороге непременно не раз увидите
журавлей-красавок и крупных ярких горных уток - огарей. Машину они
подпускают достаточно близко, чтобы с хорошим 10-кратным зумом можно
было сделать очень неплохие кадры. Балыкча - деревня в 5-6 км от берега
Телецкого, но озеро на своей южной оконечности довольно неуютное, там
стоит пара турбаз, к ним ходят катера из Артыбаша, побережье местами
заболоченное, с протоками, озеро видно в торец, поэтому оно не выглядит
очень величественным, как, например, в Яйлю, но все же заслуживает того,
чтобы заехать и посмотреть. Несколько более качественные фото из долины
реки Чулышман - размером 800 на сколько-то там вы сможете увидеть
кликнув по ссылке на фотоальбом, приведенной ниже. Обратите внимание на
размеры Чульчинского водопада в сравнении с забравшимися в трещину скалы
над водопадом людьми. На деле он производит впечатление еще более
грандиозного явления. На фото Кату-Ярыка можно видеть справа небольшой
участок серпантина.
|