3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык



Природная достопримечательность
информация обновлена: 10.07.2010
Информация об объекте Республика Алтай, Улаганский район


Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей.

Рельеф дороги Кату-Ярык  Рельеф дороги Кату-Ярык  Рельеф дороги Кату-Ярык 

Рельеф дороги Кату-Ярык  Рельеф дороги Кату-Ярык  Рельеф дороги Кату-Ярык 

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад. На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Рельеф дороги Кату-Ярык


От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. (FAQ По Автотуризму).Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. Следует также иметь в виду, что дорогу на перевале сильно размыло в конце мая 2010 года, и приведут ли ее в сносное состояние — покажет время. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или базы "Эзен". По прошлым годам можно было рассчитывать, что вас втащат на перевал силами УАЗика или ГАЗ-66 за 1000 рублей, но в начале 2010 года от хозяев базы "Кату-Ярык" проходила информация, что летом 2010 года они эту услугу оказывать не будут по причине большого числа желающих и износа техники, которая нужна им для других целей. Так что, гарантий никаких. [/left]

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Перевал Кату-Ярык, вид с увеличением

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад. На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман:

От Акташа идем на Улаган и далее на Балыктуюль. Перед Улаганом проезжаем Улаганский перевал (2.085 м). Перед самим перевалом, метров за сто, справа есть неплохая стоянка со съездом к озеру. В самом Балыктуюле смотрим мост по правую сторону по ходу движения, после въезда в село. Далее переезжаем его и у нас открывается вид на проселочные дороги. Так вот главное не поехать! по самой левой. Все остальные идут на перевал и через некоторое время соединяются.

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

До Балыктуюля дорога очень даже нормальная. Временами асфальт, временами гравийка, но скоростная. А вот после Балыктуюля дорожка похуже, а временами очень даже похуже Но едут все! В долине Чулышмана мы встречали: восьмерки, девятки, Газели, Соболя, Киа-Комби и даже ПАЗик!!! С нами была ВАЗ-99. Так вот он в прошлом году спустился и поднялся без сильных проблем, а вот в этом году сам подняться с трех попыток не смог. Водитель опытный, но мы все таки пришли к мнению, что те "гордые" алтайцы которые сидят внизу перевала около домика и держат на готове ГАЗ-66, что то все таки подкапывают в нижней части перевала (место знакомо для всех кто там был хоть раз). Больно уж рукотворно выглядят эти ухабы. Задний привод входит на перевал нормально. 4WD - само-сабой! Проблемы в начале подъема возникают у переднего привода. Передок разгружен, подъем крутой, валуны, в итоге встают все переднеприводные. И вот тут, если в группе нет 4WD, на помощь могут придти  алтайцы на ГАЗ-66. Подъем в прямую + 3 поворота стоит 1.000 рублей.

Еще про спуск с перевала: Рекомендуется идти первая машина на одном повороте, вторая на другом. На поворотах останавливаться и остужать тормоза. При нас спускались ребята, у них из четырех машин, тормозная жидкость закипела в трех машинах!
Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай
Перед спуском с перевала обязательно надо заехать на "смотровую площадку" для фото и видеосъемки самого перевала и долины Чулышмана. Это при подъезде к перевалу, перед щитом с описанием и названием перевала, надо уйти на лево с основной дороги и подняться метров 100-150. Дорога там есть и ее хорошо видно.

Перевал Кату-Ярык

После спуска есть очень много стоянок на берегу Чулышмана. Далее до стрелки Чульчи и Чулышмана, где очередная поляна, с местами похуже.

Теперь про броды: Первый брод будет перед селом Ко. Он самый глубокий. По основной дороге идет брод который преодолеют любые машины с высокой посадкой и 4WD. С низкой посадкой лучше преодолевать не по основному броду, а чуть Выше по течению реки, метрах в 50 от основного брода, есть еще один. Так вот по нему проезжают даже одноприводные легковушки. По этому броду надо двигаться чуть по левой дуге. Через несколько сот метров будет еще один брод. Но он меньше по глубине чем предыдущий. Но для одноприводных с низкой посадкой можно рекомендовать проход с правой дугой.

Для тех кто хочет выезжать на мыс Кырсай есть две дороги: Первая это после Былыкчи все время держаться левее. Вы попадете к пристани. Но вот что бы проехать по самому Кырсаю нужен хороший внедорожник. Однако можно попасть на Кырсай следующим образом. После Балыкчи, через несколько километров Вы увидите самодельный указатель "турбаза Кырсай 2.500 м" и стрелка направо. Идете по этому указателю. Упираетесь в ворота турбазы и едите далее по дороге налево вдоль забора турбызы. Огибаете турбазу и выходите на Кырсай с другой стороны чем описано в первом варианте. Здесь больше мест для палаток. Но админы турбазы просят за простой деньги: 100 с палатки + 150 с машины. Мы не отдавали. Без конфликтов объяснив, что мы распологаемся за территорией турбазы и плату они брать не имеют права. Они не стали настаивать предложили нам воспользоваться их баней, что мы и сделали. Цена бани по 150 руб с человека.


Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай  Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай 

Кату-Ярык (в переводе с тюркского - твердая трещина в горе, ущелье, теснина) уникальный перевал. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в примерно 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Снимок со спутника

Перевал Кату-Ярык - Путеводитель по Республике Алтай

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай") и трем бульдозеристам Ухановым. Работа, начатая в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала. Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Также на перевале д
ежурит вот этот Зверь:) Для тех,кто не сможет подняться вверх...

Дежурный на Кату-Ярыке..

Стоимость услуги 1000 рублей....За раз может взять на буксир до 2 автомобилей:) Сам видел....

Этот зверь на Кату-Ярыке

     


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Строительство объездной дороги
Категория: publ, Перевалы |
5-02-2011, 09:25
Просмотров: 21951

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник