3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Дорога на Телецкое озеро

Новосибирск – Артыбаш (север Телецкого озера) – 620 км.

Барнаул – Артыбаш – 420 км.

Бийск – мыс Кырсай (юг Телецкого озера) – 585 км.

Трасса Горно-Алтайск – Артыбаш(север Телецкого озера). Полотно дороги на всем протяжении асфальтировано.

Трасса Горно-Алтайск – мыс Кырсай (юг Телецкого озера). Проходит сначала по Чуйскому тракту (439км – отличное асфальтовое покрытие) до п.Акташ. Далее Улаганский тракт (Улаганский перевал)- частично бетонное покрытие, в некоторых местах дорога грунтовая. После села Усть-Улаган встречаются труднопроходимые участки, самое опасное из них перевал Кату-Ярык (спуск – серпатин 3,5 км, пассажиры спускаются пешком). Далее вдоль реки Чулышман дорога нормальная, но в некоторых местах отсутствуют мосты через ручьи, которые после дождей становятся реками. Передвижение по дороге желательно на автомобиле повышенной проходимости. Периодически проводятся работы по ремонту дорог. Разместиться путешественникам предлагается на базах отдыха или палаточных городках.

Трасса Бийск-Артыбаш – 254 км. Некоторые участки дороги в плохом состоянии. Недалеко от с.Турочак построен новый мост через р.Лебедь.

Трасса Таштагол – Турочак – Артыбаш 160 км. Протяженность дороги Таштагол – Турочак составляет 90 км. Трасса обслуживается дорожными службами регионов Кемеровской области и Республики Алтай. От Турочака до Артыбаша – 70 км. Дорога Турочак-Артыбаш асфальтирована на всем протяжении.

По дороге на Телецкое озеро Вы познакомитесь с достопримечательностями Алтая, Вам не будет скучно, Вы узнаете много нового, интересного.

Дорога на Телецкое озеро

Дорога на Телецкое озеро

Дорога Бийск - Телецкое озеро через Горно-Алтайск

Общая протяженность – около 260 км.  Из них:

    Расстояние Бийск – Горно-Алтайск - около 100 км (иногда указывается 103 км),
    Расстояние Горно-Алтайск – Верх. Бийск – 116 км,
    Расстояние Верх. Бийск – Артыбаш – 46 км.

Бензином лучше заправляться в Бийске. Здесь он процентов на 10 дешевле, чем дальше. Самые высокие цены – в районе села Чоя, а уже в Верх. Бийске – чуть дешевле. Заправки есть при въезде в Майму, в конце окружной дороги в Горно-Алтайске (длинный ряд гаражей, заправка «Салекс», автомагазин), при выезде из Горно-Алтайска («Газойл», обычно я ей и пользуюсь), при выезде из Кызыл-Озека, не доезжая пару километров до Паспаула у родника и домика для отдыха, две заправки в Чое (одна – на Чойском перевальчике, а вторая – сразу за селом, там же и кафе, которое работает не всегда, а зимой - никогда), за развилкой в районе Верх. Бийска метрах в пятистах от нее слева по дороге на Артыбаш, в самом Артыбаше.

Верх. Бийский перевал. Надпись на знаке: "Впереди опасный участок 1,3 км"Несколько слов о дорожных знаках. Наверняка существуют нормы и правила для их установки. Типа: радиус закругления дороги меньше стольки-то метров = крутой поворот. На практике я столкнулся вот с чем. То, что в горах ДПС называет поворотом дороги и ставит соответствующий треугольник, в степи трактуется как крутой поворот и обозначается знаком  >>>>>. Если же в Горном Алтае (не на Чуйском тракте, там со знаками все в порядке до самой монгольской границы) вы видите треугольник со змеей направо, то будьте готовы к повороту под углом градусов в 30. А если вы видите знак >>>>>, то можете быть уверены, что впереди поворот градусов под 60 - 90 - 120 (то есть, иногда и вовсе «тещин язык»), да еще и с ДВУСКАТНОЙ профилировкой дорожного полотна. Едучи впервые, предугадать заранее все это практически невозможно но, надо отдать должное местным гаишникам, если вы видите знак «обгон запрещен», то таки да, лучше не обгонять. Причем отмены этого знака может и не быть, но зато появляется разрешающая разметка.

Зима на Телецком озере  Зима на Телецком озере  Зима на Телецком озере

С точки зрения водителя участок Бийск – Горно-Алтайск особого интереса не представляет, за исключением того, что местная дорожная полиция очень любит контролировать скорость автомобилей в селах Быстрянка и Верх-Катунское. Деревни похожи тем, что растянулись вдоль Чуйского тракта на много километров, но при этом подковообразно изогнулись, и выходят к дороге концами подков. Получается, что едешь вроде как в чистом поле, нога сама давит на газ, а тут тебя дистанционно контролируют. Не шутка. Километра через три после сработавшей видеокамеры тебе вежливо предъявляют снимок твоей машины, которая шла со скоростью 104 км/час по населенному пункту.

Сростки, понятно, Шукшинское село. И там об этом забыть очень сложно. Плакаты, указатели, настрой людей. Во время «Шукшинских чтений» съезжается весь бомонд. К сожалению, все меньше. Конечно, дом-музей Шукшина и очаровательная кирпичная церковь в «русском» стиле. Начиная со Сросток, прямо на трассе продается «алтайский» мед. В самой деревне – целый «медовый» базарчик. А в Березовке продаются березовые веники. Несусветно дорого.

Где-то в районе Быстрянки справа начинает маячить гора Бабырган (чуть более 1 км высотой), а возле Долины Свободы к дороге справа же подходит Катунь.  Долина Свободы – последний населенный пункт Алтайского края.

Дальше - целых два памятных знака один за другим, обозначающих въезд в Республику Алтай. Здесь Катунь последний раз выглядит как равнинная река. Точнее уже не как равнинная, но еще и не горная. А только-только вырвавшаяся из предгорий. Всех, кто видит ее в первый раз, поражает ее стремительность (даже еще здесь) и бирюзовый с перламутром цвет. Если вы едете на Телецкое озеро, то лучше подойти к реке, поздороваться и попрощаться. Больше такой возможности не будет.

Перед селом Майма – КПП. Ограничение скорости до 20 км/ч. Для легковых авто – 2-й ряд. Грузовики полиция иногда притормаживает.

В Майме в центре села на площади на светофоре поворот налево  – на Горно-Алтайск через Майминский вал, а прямо – продолжение Чуйского тракта. По Горно-Алтайску едем по проспекту Коммунистическому, множество светофоров, ДПСников, ограничение скорости 40 км/час до моста через реку Майму. Сразу за мостом - пересечение с окружной, светофор, на котором ВСЕГДА стоят гаишники, стрелка направо на улицу Чорос-Гуркина. Нам туда.

Зима на Телецком озере  Зима на Телецком озере

Если нет желания тянуться по Горно-Алтайску – лучше свернуть в Майме не доезжая центральной площади, на предыдущем светофоре налево на окружную дорогу. Ориентир для поворота – светофор, справа –автомагазин, слева – край горы ну, и указатели, конечно. Знаки на собственно окружной невнятны. По логике – мы все время в черте Маймы (Горно-Алтайска). Тем не менее, время от времени появляются знаки, ограничивающее скорость до 60. Впрочем, здесь я на ДПС не нарывался ни разу. По окружной нужно ехать до того самого регулируемого перекрестка (первого на окружной!) с центральной улицей Горно-Алтайска - проспекту Коммунистическому (автозаправка «Салекс» остается справа, затем - проехать светофор для водителей и пешеходов). На перекрестке ВСЕГДА стоит ДПСник, (следить за перестроением в ряд! Ехать прямо - из среднего ряда), затем – прямо и, следуя улице Чорос-Гуркина, – налево. За комплексом магазинов «Разноторг» (справа)- еще один поворот направо на светофоре на стрелке, затем за базаром (остается слева) – еще один поворот направо через мост. Там вы попадаете на последний светофор. Скорость за светофором почти до самого Кызыл-Озека – 40 км/час. Бдят. То, что Горно-Алтайск закончился и начался Кызыл-Озек можно понять только по дорожным указателям. Город и село практически слились. Зато в Кызыл-Озеке скорость почти всюду – 60.

За Кызыл-Озеком и начинается дорога до Телецкого. За последние пять лет здесь построили несколько новых мостов и мостиков, кое-где заново уложили асфальт, но народ продолжает биться. В первую очередь – на Карасукском перевале (около 600 м над уровнем моря, подъем – около 2.5 км). Во вторую – на небольшом перевальчике перед Чоей. Особенно - весной и осенью после дождя (дождь в тени застывает на дороге гладким льдом) и зимой после снегопада. Последнее - как правило. В такое время езда по дороге напоминает компьтерную игру: слева и справа остается до десятка машин в кювете, количество жизней ограничено. Полиция может бдить в 4-х местах: в селе Сугул (40 км в час, и не напрасно. Местные пьяные жители обожают попадать под колеса, и меньше их почему-то не становится), Паспауле (60 км/час), при спуске в село Чоя (40 км/час), в Чое при повороте со второго моста (Мост через реку Ишу, 60 км/час, крутой поворот направо, но перед тем дорога через деревню ровная, открытая, так и тянет утопить педаль).

Лето на Телецком озере

На Карасукском перевале небольшая харчевня с очень вкусной грузинской кухней. Перед Паспаулом, рядом с заправкой, обустроенный родник, кафе. За Паспаулом (зразу за поворотом на Каракокшу) база отдыха «Солнечное сияние» - совершенно непонятно зачем нужная летом, зато зимой – подъемник, мягкая безопасная горнолыжная трасса. И там же – музей какого-то алтайского выдающегося человека. В Чое – три кафе и крохотная гостиница («Камелия», в центре села, за спуском с перевала 40 км/час – налево).

Кстати. Чтобы попасть на Телецкое озеро (едем от Горно-Алтайска) в Чое за первым мостом (через речку Чойку) надо поворачивать НАЛЕВО, а за вторым (через реку Ишу) – НАПРАВО.

Дорога до Верх.-Бийского перевала между Чойским и Турочакским районами (113 км от Горно-Алтайска) достаточно проста, а вот сам перевальчик зловреден. Несмотря на его небольшую высоту (около 560 метров над уровнем моря) и протяженность, он совершенно отвратительно извилист, имеет как минимум один «тещин язык» (на восточном склоне, со стороны Чои), разбитый асфальт и множество закрытых поворотов. Со стороны Чойского района с перевала начинается речка Иша, со стороны Турочакского – речка Ишпа. Бьются на перевале ежегодно. В том числе и насмерть. Каждую зиму в Чойскую ЦРБ привозят несколько живых пострадавших, знаю об этом не понаслышке. А мертвых, соответственно, не привозят. Но в Чойскую больницу – это если вы попали в аварию со стороны Иши. А если со стороны Ишпы – вас отвезут в Турочакскую ЦРБ. Статистики по тамошней больнице у меня нет. Но у них, говорят, есть.

От вершины перевала до моста через Бию километров 10. Сразу за мостом справа поворот на Верх. Бийск (1,5 км), а еще через пару километров – развилка. НАЛЕВО – Турочак - 25 км, НАПРАВО – Артыбаш (Телецкое озеро) – 45 км. Метров через 500 от развилки в сторону Артыбаша слева  – заправка. Ее можно и проскочить, так она здорово прячется в лесу. На обратном пути она видна издалека.

Туристические базы начинаются сразу после моста (да и до моста). Места эти недооценены. Холодная, стремительная, глубокая, прозрачная Бия ничуть не менее интересна, чем Катунь. Обычно сюда едут местные жители на рыбалку, иногда отсюда начинают сплавляться сплавщики с детьми (несколько порогов могут только приятно убаюкать), и туристов много меньше, чем в Артыбаше или на той же Катуни. Кстати, съездов к реке вовсе не так много (первый из них – сразу за мостом через Бию), и на каждом съезде – следы многочисленных многолетних стоянок и рыбацких ночевок.

Очень живописен участок от заправки до поворота на Тулой. Холмы, сосны, подъемы, спуски. После перевалов все кажется игрушечным, знаки расставлены. Наверное, если придерживаться знаков и ехать по своей стороне, то этот участок доставит удовольствие. Зимой удовольствия меньше. Как назло, асфальт оголен только на встречной полосе, поворачивать по своей полосе, если она идет снаружи от поворота стремно, а быстро тормозить еще стремнее. Сейчас там лежит хороший ровный асфальт, а я еще помню времена (лет 20 назад), когда автобус Львовского автобусного завода еще первых выпусков медленно и с трудом тащился через глубокие песчаные ямы и казалось, что эти качели не кончатся никогда.

Рыбыки на льду Бии возле села КебезеньПотом, до самой Кебезени дорога идет ровной стрелой, (за исключением нескольких поворотов) и только в самой Кебезени – не асфальт, а сплошное мучение, скорость ограничена местами до 20 км/час. Дорожная полиция в Кебезени пасется с большим удовольствием. Впрочем,  эти ограничения больше связаны с качеством дороги, а не с тем, что именно здесь Бия сильнее всего прижимается к скалам. Во всяком случае, Катунь зажимает Чуйский тракт много сильнее. Единственное исключение – весна, когда примерно в 8 км за Кебезенью река поднимается и подходит к самой дороге.  Тогда перекрывается проезд большегрузного транспорта, дорожная полиция внимательно бдит за всеми остальными.

То, что вы приближаетесь к Артыбашу, легко и просто понять по экспоненциально нарастающему Река Бия и самого истока. Мороз 20 градусов.количеству рекламных плакатов, палаткам на берегу Бии и бредущим по дороге туристам. Возникший почти внезапно справа мост через Бию, соединяющий Артыбаш и Иогач, говорит о том, что вы приехали на Телецкое озеро.

А из Бийска до Телецкого озера можно доехать на автомобиле следующими маршрутами:

Маршрут № 1: г. Бийск - г. Горно-Алтайск - с. Кызыл-Озек - с. Паспаул - с. Чоя - с. Ускуч - с. Верх-Бийск - с. Кебезень - с. Артыбаш.

Протяженность дороги - 254 км. Дорога на всем протяжении асфальтирована. По этому маршруту существует регулярное автобусное сообщение.

Маршрут № 2: г. Бийск - с. Усть-Куют - с. Озеро-Куреево - с. Турочак - с. Верх-Бийск - с. Кебезень - с. Артыбаш.

Протяженность дороги - 246 км. На сегодняшний день дорога в плохом состоянии. 100 км - щебеночное покрытие. Автобусное сообщение на отдельных участках маршрута отсутствует.

Маршрут № 3: до с. Верх-Бийск добраться по маршруту № 1 или № 2 (либо через Горно-Алтайск, либо через Турочак). На отрезке дороги с. Верх-Бийск - Артыбаш, не доезжая 35 км до с. Артыбаш, перед мостом через р. Тулой нужно свернуть влево и по хорошей щебеночной дороге через пос. Бийка доехать до пос. Яйлю. Расстояние от поворота дороги Турочак - Артыбаш до Бийки – 48 км, до Яйлю - 68 км. Автобусное сообщение на отдельных участках маршрута отсутствует.

Пос.Яйлю находится на территории Алтайского государственного заповедника. Для посещения поселка необходимо получить разрешение в администрации заповедника (г. Горно-Алтайск).

Маршрут № 4: г. Бийск - с. Майма - с. Усть-Сема - с. Шебалино - пер. Семинский - с. Онгудай - с. Иня - с. Чибит - с. Акташ - с.Усть-Улаган - с. Балыктуюль - пер. Кату-Ярык - с. Коо - с. Кок-Паш - с. Балыкча - мыс Кырсай (южный берег Телецкого озера).

Значительная часть этого маршрута проходит по Чуйскому тракту (г. Бийск - с. Акташ). Протяженность Чуйского тракта от г.Бийска до с. Акташ 439 км. От с. Акташ до с. Усть-Улаган - 56 км. Дорога частично бетонная, в некоторых местах подъемов и спусков грунтовая. Дорога от с. Акташ до южного плеса Телецкого озера дает представление о Горном Алтае как о стране нетронутой, красивейшей природы с богатой историей. На пути от с. Акташ вдоль р. Чибитки расположены Красные ворота - скалы красного цвета, памятник природы Республики Алтай. Здесь дорога пересекает р. Чибитку, далее следуют высокогорные u1086 озера: Узункель, Чейбеккель (памятники природы Республики Алтай). Дорога ведет на Улаганский перевал, впереди - оз. Балыктукель. Здесь дорога пересекает р. Башкаус, начинается с. Усть-Улаган – районный центр Улаганского района Республики Алтай. Недалеко от с. Усть-Улаган расположены Пазырыкские курганы. В с. Улаган работает историко-этнографический музей «Пазырык». После с. Балыктуюль насыпная дорога подходит к пер. Кату-Ярык. Начинается спуск в долину Чулышмана, который можно преодолевать только на надежном транспорте, управляемом бывалым и опытным водителем. Спуск серпантином. Пассажиры  спускаются пешком (3, 5 км). Далее от места спуска до южного берега Телецкого озера - 90 км. Общая протяженность маршрута от г.Бийска до мыса Кырсай - 585 км. Автобусное сообщение на отдельных участках маршрута отсутствует.

Близится к завершению строительство дороги Таштагол-Турочак, соединяющей Кемеровскую область и Республику Алтай.

Таким образом, в ближайшем будущем появится еще один маршрут на Телецкое озеро: Кемерово - Таштагол – Каяшкан –Турочак - Верх-Бийск - Кебезень - Артыбаш. На сегодняшний день на отрезке дороги Таштагол-Турочак со стороны Кемеровской области существует труднопроходимый участок около 20 км. Поэтому пока возможны путешествия только на транспорте повышенной проходимости и внедорожниках. Автобусное сообщение на дороге Таштагол-Турочак отсутствует.

Категория: load, Автостопом по Алтаю... |
13-06-2012, 17:03
Просмотров: 62390

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник