Священные места почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Культовые места сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Большая часть культовых мест имеют большое научное значение, как лучшие образцы культурных ландшафтов. Сильные природоохранные компоненты и почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай.
Природоцентричное восприятие мира местным населением сформировало своеобразную экологическую культуру, ряд нравственных ценностей и философскую картину мира. Простой образ жизни кочевника и минимализм вещей формировал непритязательность, умение довольствоваться малым. Все это приводило к мудрости, широте души и к гостеприимству. Главное в мировоззрении алтайцев одухотворенность Алтая, его живая энергия и красота.
За тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Многими поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны нормы морали, запреты по отношению к природным явлениям, к богатству животного и растительного мира. Сегодня эти знания принято называть традиционными знаниями или традиционными экологическими знаниями.
Согласно российскому законодательству, наиболее подходящим к определению «священных мест» является понятие «достопримечательные места». В Республике Алтай к объектам культурного наследия относятся памятники, ансамбли и достопримечательные места, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, священными объектами также являются археологические и культурно-исторические памятники, то есть объекты, сотворенные человеком, а не только природой. К таким объектам относятся каменные стелы, наскальные рисунки, петроглифы, курганы и могильные комплексы разных исторических эпох. Курганы Каракольской долины в парке «Уч-Энмек» и парка «Зона покоя Укок», как сами долины, горы и плато почитаются как священные места. К группе священных мест и объектов, также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.
На Алтае определенные горы являются священными местами для представителей алтайских родов (алт.: сеоков). Правила поведения на культовых объектах и на прилегающих территориях всегда регулировались общиной, родовой группой и семьей. По отношению к водным источникам (алт.: аржан-суу), считающимся целебными, существует целый комплекс правил и запретов. Некоторые из священных мест коренного населения можно узнать по традиции подвязывания лент из ткани (алт.: jалама или кыйра) и скоплению повязанных лент светлых тонов. Привязывание однотонных лент на ветви деревьев с целью оказания почтения к духу местности. По представлению местного населения белый цвет - это светлые мысли, благопожелания. Желтый цвет - связан с землей. Голубой - небо, вода.
Привязывание узлов из носовых платков, футболок и проч. неприемлемо и равносильно осквернению местности и несет в себе негативные последствия для «осквернившего» на более высоком, ментальном уровне. Помните, в горах, как нигде, срабатывает «закон бумеранга» и отдача адекватна привнесенному. Если вы не придерживаетесь духовно-религиозных представлений местного населения, лучше воздержитесь от повязывания ленточек и совершения других обрядов, но если вы с чистыми помыслами хотите повязать ленту, обратитесь к сотрудникам ООПТ, они с удовольствием вам расскажут и покажут, как правильно все сделать. При уважительном подходе к традиционным знаниям коренного и местного населения, любой посещающий Алтай человек может почерпнуть кладезь информации о природе и культуре Алтая, понять простые истины и этику поведения на горной природе, которые помогут безопасно путешествовать и получить удовольствие пребывания на Алтае.
Правила посещения священных мест и объектов
Узнайте о традициях, обычаях и религии, исповедуемой жителями, проживающими на территории, выбранной для путешествия.
Не разбивайте лагерь и не оставляйте следов своего пребывания в местах, считающихся священными у коренного и местного населения, возле источников или на горных перевалах.
Не ломайте и не рубите дрова, не собирайте камни и растения на территориях.
Не нарушайте спокойствие местности, особенно в вечернее и ночное время шумными возгласами, громким пением и музыкой, позвольте господствовать звукам Природы, говорите как можно тише и постарайтесь уменьшить любой шум.
При посещении мест и памятников культурной важности, не совершайте какие-либо действия, приводящие к изменению их вида и ландшафта.
Не пытайтесь самостоятельно воспроизводить местный ритуал (повязывание лент, совершение обрядов и др.), не зная его истинного значения и правил поведения.
В населенных пунктах, у объектов культурного наследия не ходите в купальниках или в обнаженном виде.
На перевалах и вершинах гор не шумите, и не разжигайте костры. Не стойте и не перешагивайте изголовье почитаемого родника, не оставляйте мусор и не берите вещи оставленные другими людьми.
Не справляйте нужду у почитаемых объектов.
Не оставляйте после себя надписи на скалах, камнях и деревьях. Такие автографы - недобрая «память» на долгие времена.
Узнайте у местных жителей, своего гида или сотрудников ООПТ, можно ли проводить фото- или видеосъемку в выбранном вами месте или интересующего вас объекта.
Уважайте других посетителей, которые совершают паломничество и традиционные ритуалы на священных для них местах.
Будьте уважительны и дружелюбны к местным жителям, и они ответят вам тем же.
Помните, что местные традиции основаны на законах Природы и сосуществования Человека и Природы.
|