1 день:
Старт из Барнаула. Первые несколько часов езды по федеральной трассе могут показаться скучными: равнинная часть Алтая
мало чем отличается от подобных пейзажей средней полосы России. Однако
уже через 250-300 километров пути начинаются предгорья, а затем и сами
«Золотые горы Алтая». Маршрут экспедиционного тура будет проходить по
легендарному участку трассы М-52 «Чуйский тракт».
Покрытые густой тайгой горы, чистейшие реки, наскальная живопись и
древнейшие курганы, вот то, что нам предстоит увидеть. Остановка в
районе Чуйской котловины – в одном из самых сухих мест в Сибири на
высоте 1800 м. н.у.м. Ночёвка в уютных казахских юртах, баня.
2 день:
Ранний подъём, завтрак. Переезд до пограничного перехода, около 100
километров. В это утро мы пересечем Чуйскую котловину, на окраине
которой, посёлок Ташанта – последний населённый пункт на Чуйском тракте.
Переломный момент нашей экспедиции, вместе с этим посёлком
заканчивается асфальт. Перевал Дурбэт-Даба (2695 м.) – пересечение
российско-монгольской границы. КПП Ташанта – Цагаан-Нуур – международный
пропускной пункт, между Россией и Монголией. Далее уже по грунтовой
дороге 150 километров до живописнейшего озера Толбо-нур, ночёвка в
палатках.
3 день:
Переезд до крупнейшего города западной Монголии, столицы Ховдского
аймака, города Ховда. Меняем деньги, пополняем запасы продуктов и
топлива. Переезд до озера Дурген-нуур. Уже здесь чувствуется горячее
дыхание Гоби: озеро с востока ограниченно огромным песчаным массивом – Монгол-Элс.
Вечером, когда солнце на миг замирает, барханы и дюны отбрасывают
длинные тени, прекрасное время для фото и видеосъемки. Ночёвка в
палатках у подножья песков.
4 день:
Переезд до города Говь-Алтай. Посещение развалин буддийского монастыря
Онги. Рядом с ним открыт музей. Монастырь Онги долгое время был одним из
крупнейших буддийских монастырей Монголии и служил пристанищем для
сотен паломников на их пути в Тибет. Ночёвка в палатках.
5 день:
Переезд по степному участку. Все вокруг напоминает о приближении к крупнейшей пустыне Центральной Азии – Гоби.
Поселки встречаются все реже, одинокие юрты разбросаны на огромном
расстоянии и совсем нет воды, только сухие русла рек, точнее, русла
временных водотоков – сайры. Дорога идет вдоль хребта Гичгэний-нууру,
это самый восточный отрог Монгольского Алтая, теперь большая часть
увиденных нами гор – Гобийский Алтай. Ночёвка в палатках, у подножья
горы Жинст-Уул (2557 м.).
6 день:
Ранний подъем, завтрак. Нам необходимо пополнить припасы: закупить
продукты, набрать воды и заправить топливо. Начинается автономный
переход в самое сердце Заалтайской Гоби, маршрут экспедиции пройдет
через черные пески к северной оконечности каньона Хермин-Цав.
Здесь нам предстоит провести несколько дней, исследовать песчаные
лабиринты и вплотную заняться съемками. Костер в пустыне удивительное и
чарующее зрелище, но прежде предстоит собрать топливо – сухие ветки и
корни саксаула. Ночёвка в палатках.
7 день:
Ранний подъем, фото и видео съемка на рассвете. Первые солнечные лучи скользят по поверхности Гоби
остывшей за ночь, вместе с ними начинает просыпаться жизнь. Завтрак, и
сбор лагеря, впереди сложный участок дороги и спуск в каньон Хермин-Цав.
Стены каньона сложены красноватым песчаником, за тысячи лет ветер –
главный архитектор пустыни вдоволь здесь поэкспериментировал, создав
удивительные формы: сфинкс, пирамида, индеец, хотя, наверное, каждый
увидит в этих фигурах что-то свое. Ночевка в палатках на дне каньона в
небольшом зеленом оазисе.
8-9 день:
Установка базового лагеря. Все дни посвящены фотографии и видеосъемке,
на рассвете и закате радиальные выходы по дну каньона. Днем отдых в тени
тополей и зарослей тамарикса. Каньон Хермин-Цав интересен не только
эстетическим аспектом, это еще и удивительный палеонтологический
памятник. Слоистая и мягкая структура песчаника хранит в себе
удивительные артефакты – частички и мгновения прошлых эпох. Именно здесь
был сделан ряд важных палеонтологических открытий прошлого века.
Повсеместно можно найти этому подтверждение: окаменелые раковины
моллюсков, мелкие кости и зубы. Внимательный исследователь может сделать
и свое открытие, прогуливаясь по дну каньона Хэрмен-Цав.
10 день:
Покидаем урочище Хермин-Цав, сегодня нам предстоит пересечь впадину
Немегт. Дни, насыщенны впечатлениями и открытиями. Нэмэгт – огромная
котловина, ограниченная с севера и юга невысокими горами. Впадина
некогда была крупным водоемом, сейчас донные отложения выдуваются и
развеваются ветрами особенно сильными зимой. Дно котловины напоминает
марсианские ландшафты знакомые нам по журналам и фильмам, остановка для
фото и видеосъемки. Ночевка в палатках в живописном месте.
11-12 день:
Пересекаем впадину Нэмэгт, вокруг необычные изваяния из песчаника, так
называемые эоловые ландшафты. Особенно живописно здесь на рассвете и
закате, днем над черной пустыней висит горячее марево. Во второй
половине дня над горизонтом вздымаются горы, которые делят долину с
запада на восток – это Хонгорын Элс, крупнейший песчаный массив
Монголии, эти дюны самые высокие в Заалтайской Гоби. Особенно красива
пустыня на закате, фото и видеосъемка. Ночевка в палатках.
13 день:
Переезд в город Даланзадгад – столицу Гоби.
Сегодня непростой день, среди песков нужно найти правильную и
безопасную дорогу, часто маршрут перегораживают сайры – сухие русла рек.
Даланзадгад крупнейший город в этом районе, меняем деньги, закупаем
продукты и топливо. Ближе к вечеру экспедиция прибывает в Баянзаг.
Удивительное по красоте место, красноватые обрывы (напоминают чинки -
Устюрта), бескрайняя степь и безграничное голубое небо. Ночевка в
палатках.
14 день:
Сегодня нам предстоит долгий переезд на Север, к городу Арвайхээр.
Дороги становятся лучше, все меньше и меньше встречается песка. Здесь
начинается федеральная трасса, которая проходит через всю Монголию с
запада, на восток. Дорога идет вдоль реки Онгиин-гол, периодически
переходя с берега на берег. Ночевка в палатках на берегу небольшой реки.
15-18 день:
Ранний подъем, становится теперь нормой. Впереди долгая и утомительная
дорога в Россию, участникам экспедиции предстоит преодолеть более тысячи
километров, по степям, пустыням и горам Монголии. По пути города
Баянхонгор, Гоби-Алтай (Алтай), Ховд, Баян-Ульгий. Экспедиция движется с
учетом остановок для фото - видеосъемки и ночевок.
19 день:
Переезд по Чуйскому тракту, по уже знакомой дороге. Только теперь
становится ясно, какой в России прекрасный асфальт и дороги. В Барнауле
размещение в гостинице, вечером заключительный ужин все командой,
подведение итогов экспедиции.
20 день:
Ранний подъем, завтрак. Трансфер в аэропорт.