На правом берегу Катуни, чуть ниже устья Чуи, есть бом (скала) под названием Бичикту-Кая, что на русский переводится как «скала с надписью».Она находится близ села Туекта в 2км от устья р. Каракол на левом его берегу. Название ее "Бичикту-Кая-Бом" (обрывистая каменная гора с надписями).
Весь южный склон горы состоит из плит, этажами громоздящихся друг на друга. Вдоль узких тропинок стоят гладкие коричневые, с красной патиной трех четырехметровые скалы. Почти на всех их есть рисунки. Здесь их огромное количество. На "нижнем этаже" рисунки невелики - от 5 до 15-20 см. В большинстве своем на них изображены олени, в разных позах: один из них спускается с горы, изогнувшись, другой лежит высокомерно подняв свою ветвистую голову. На одном из рисунков видна группа оленей, один из них, видимо, вожак, изображен в прыжке. При этом он высоко задрал голову, почти достав ветвистыми рогами до спины. Ниже два оленя, видимо самка и самец, обнюхивают друг друга. Есть несколько охотничьих сцен.
Всего здесь зафиксировано несколько сотен изображений, расположенных от подножья до вершины в несколько ярусов. Большинство изображений относится к средневековью, а часть - к периоду бронзы - раннего железа.
У алтайцев много старинных преданий и легенд, объясняющих происхождение тех или иных названий гор, долин, рек и урочищ. О Бичикту-Кая также сложено несколько легенд. Одна из них записана исследователем В.И. Верещагиным в начале XX в...
Легенда гласит, что когда-то давно монголы под предводительством
Сонака не раз вторгались на Алтай. Мужское население беспощадно
истреблялось, а женщины, дети и скот уводились в Монголию. Но однажды,
когда Сонак вел свои войска вниз по долине реки Чуи, алтайцы
приготовились к встрече врага. Они перекрыли наиболее тесные проходы
каменными заграждениями. Одно из них, согласно легенде, было устроено у
бома Бичикту-Кая, другое — у бома Бозоголу. Целое лето не мог Сонак
взять укрепление у Бичикту-Кая. Это ему удалось только тогда, когда он
обошел алтайцев с тыла в верховьях реки Иня. После этого, не дойдя
немного до укрепления Бозологу, Сонак разделил свое войско на два
отряда. С одним отрядом он остался около устья реки Сал-Дьяр, где и был
разбит алтайцами. Другой, более многочисленный отряд, не имея опытных
проводников, заблудился в горах и почти весь погиб от снежной бури.
Далее легенда гласит, что возвращаясь восвояси, Сонак на скале
первого укрепления написал проклятие калмыкам (то есть алтайцам) и
завещал своим потомкам не ходить более войною на Алтай. С тех пор скала
называется Бичикту-Кая. Надпись на скале, сообщал В.И. Верещагин, на
монгольском языке гласит: «Здесь проходили войска».
Имел ли в действительности отношение к бому Бичикту-Кая монгольский
предводитель Сонак, и в каком году происходили эти легендарные события,
сейчас сказать трудно. Однако в 2001 году удалось обнаружить там остатки
древней крепости!
Исследованная археологами линия обороны проходит с юга на север от Катуни
к хребту, перекрывая долину поперек. Обнаруженное каменное сооружение
явно предназначалось для обороны при наступлении противника со стороны
долины реки Чуи.
В настоящее время прослеживаются остатки кладки стены из рваного и
окатанного камня. Сплошной стены тут нет: идет чередование обрывов и
скальных выступов с каменной кладкой, переходящей в невысокий
задернованный каменный вал. Проход у самого берега реки закрыт двумя
участками стены, нависающими над дорогой и удобными для перекрестной
стрельбы. На седловине над бомом стена имеет выдающиеся вперед бойницы в
виде вертикально поставленных или сложенных камней.
Расположение участков укрепления на местности и умелое использование
особенностей рельефа доказывает, что строители крепости были хорошо
знакомы с правилами военного искусства. Данное военное укрепление
защищало долину Катуни по правому берегу, перекрывая проход из Курайской
котловины в Центральный Алтай. Левый же берег перекрыт естественным
образом: скалой на месте впадения реки Чуи в Катунь.