Долина Каракольская. Для коренного населения Каракольская долина
издревле считается священной. Долина находится западнее райцентра
Онгудай и представляет собой вытянутое по обоим берегам реки Каракол
степное пространство. Помимо собственной удивительной и загадочной
красоты, долина богата многочисленными памятниками истории и археологии.
Особо охраняемая территория Республики Алтай.
Это очень красивое
степное пространство, вытянувшееся по обоим берегам р. Каракол, правого
притока р. Урсул, среди покрытых тайгой горных хребтов. Путешествуя по
Алтаю обязательно посетите устье долины, где на р. Урсул у Чуйского
тракта расположены поселки Каракол и Курата; в самой долине, на р.
Каракол - поселки Бичикту-Боом, Боочи и в дальней части долины - пос.
Кулада.
Религиозная деятельность жителей и выходцев из
Каракольской долины, а также окрестных поселков Онгудайского района
является одним из ключевых элементов современного развития духовной
культуры в Горном Алтае. В значительной мере они объединены народным
религиозным движением "Ак-Тянг" ("Белая вера"), неформальным лидером
которого является В.Б. Чекурашев из пос. Кулада. Это движение
рассматривается многими современными авторами как прямое продолжение
реформаторской религии Ак-Тянг, получившей в российской литературе
наименование "бурханизм", проявившей себя наиболее ярко в период событий
в долине Теренг в начале XX в. Такая позиция, однако, далеко не
бесспорна, что будет показано ниже.
Наши путешествия на Алтай в 2005 г. были
сосредоточены на изучении духовной культуры населения Каракольской
долины и ее окрестностей, поскольку именно "онгудайцы" возглавляют
наиболее авторитетное в республике религиозное движение, опирающееся на
традиционное мировосприятие сельского населения алтайцев. Их лидеры
происходят из деревенской среды и продолжают традиции древних алтайских
верований, в их религиозной системе отсутствуют спекулятивные
построения, свойственные религиозным лидерам из числа городской
интеллигенции, отсутствует стремление к саморекламе и "раскручиванию" в
целях финансового обеспечения. Религиозное движение Каракольской долины
отвечает, прежде всего, потребностям местного населения, сохранившего в
определенной мере традиционный уклад хозяйственной деятельности,
социальных отношений и мировосприятия.
Большинство населения Каракольской долины и ее
окрестностей принадлежит к числу алтай-кижи - (алт.) "алтайские люди,
алтайцы", преобладают сеоки (рода) майман и, в меньшей степени, тулёс.
Религиозные лидеры Ак-Тянга в соответствии с
традицией именуются тярлыхами. Кроме того, значительную роль в духовной
культуре населения долины играют камы (шаманы), кайчи (исполнители
традиционного эпоса), ясновидящие и целители. Все эти категории людей
рассматривают свою деятельность как службу обществу, священному Алтаю и
Богу (при некоторых различиях в терминологии и трактовке сакрального
начала). Никто из духовных лидеров Кара-кольской долины, с которыми нам
приходилось общаться и о которых мы слышали от местных жителей, не
пользуется своим даром и общественным статусом для улучшения
собственного материального положения. Статус религиозного лидера в
обществе почетен, но не отменяет активной хозяйственной деятельности его
носителя и не является источником финансового благополучия. Надо
отметить, что на нас, привыкших к городским "целителям" и "шаманам",
ориентированным на зарабатывание денег, это произвело потрясающее
впечатление. Люди, с которыми мы общались в Каракольской долине,
искренни в своих религиозных убеждениях и культовой деятельности.
По ходу работ в Каракольской долине и ее
окрестностях, в том числе в пос. Онгудай, мы общались со многими
местными жителями: пастухами, предпринимателями, административными
работниками, религиозными лидерами. Наиболее важная и подробная
информация была получена нами от следующих лиц: тярлыха пос. Каракол
Лазаря Танышевича Аилдашева из рода тулёс; камы и кайчи из пос. Курота
Аржана Михайловича Козерекова, по отцу русского; предпринимателя Олега
Танашевича Барнулова, уроженца пос. Онгудай из рода майман, внука
известного тярлыха начала XX века; ак-камы из пос. Кулада Ольги
Кедышевны Ирихоновой из рода майман; директора Каракольского (этно)
природного парка "Уч Энмек" Анатолия Маковича Унукова, уроженца
Каракольской долины из рода майман и директора муниципального
предприятия в пос. Онгудай Александра Ивановича Унукова, так же уроженца
Каракольской долины.
|