3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Горный туризм на Алтае

Алтай еще недавно считался малоинтересным районом для любителей трудных горных походов. По мере проникновения все большего числа туристов в глубинные места края это мнение изменилось.

К настоящему времени на территории Горного Алтая известно более 1300 ледников общей площадью около 900 квадратных километров. Среди них такие крупные, как Талдуринский, Софийский и Ядринцева в Южно-Чуйском хребте, Актру и Маашей в Северо-Чуйском, Сапожникова и Родзевича в Катунском хребте. Многие из них больше 4000 м.

На Алтае сейчас разведано и классифицировано более 200 перевалов с категорией сложности от 1А до ЗБ. Они связали многие долины по путям, считавшимся ранее совершенно не проходимыми.

Сейчас в Алтайском горном регионе можно планировать маршруты любой категории сложности.

КАТУНСКИЙ ХРЕБЕТ
Маршруты I категории

106. С. Б. Яломан — р. Б. Яломан — пер. Ветреный (1А) —с. Катанда — с. Тюнгур — р. Кучерла — оз. Кучерлинское — пер.Кара-Тюрек (1А) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Это единственный горный маршрут, захватывающий Теректинский хребет. Перевалы Ветреный и Кара-Тюрек несложны, но требуют при прохождении осторожности и навыка хождения по крупной осыпи.

107. С. Тюнгур — р. Кучерла — пер. Кара-Тюрек (1А) —оз. Ак-Кемское — р. Ярлу — пер. Текелю (1А) — р. Текелю —р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

При прохождении надо обратить особое внимание на переправу через Ак-Кем. Обычно в устье Текелю всегда можно переправиться по бревну. Но если его нет, то лучше подняться к Ак-Кемскому озеру и там переправиться.

На реке Текелю очень красив водопад с высотой падения 60 м.

Предлагаемые ниже три маршрута имеют несложную пешую часть, но требуют хороших навыков в наведении переправ через реки. Маршрутно-квалификационным комиссиям рекомендуется на эти маршруты выпускать группы только после проверки на местности этих умений.

108. С. Мульта — р. Мульта — оз. Крепкое — пер. Перевальный (1А) — р. Собачья (Тихая) — р. Собачья (Быстрая) — р. Собачья (Проездная) — пер. Болынереченский (н/к) — р. Тихая —оз. Тайменье — руч. Обходной — пер. Хазинихинский — р. Хазиниха — р. Ниж. Кураган — с. Катанда.

Поход знакомит с красивейшими озерами западной части Катунского хребта — Мультинским и Тайменьим.

Маршрут сложен в ориентировке, поэтому в группе необходимо иметь опытного ориентировщика и достаточно точные карты. Главные трудности возникают при переправе через реки Оси-новку и Ала-Аскыр, для чего нужны основная и вспомогательная веревки.

Обязательны предпоходные тренировки по переправам.

109. С. Тюнгур — пер. Кузуяк (н/к) — р. Ак-Кем — пер. Кара-Тюрек (1А) — р. Иолдо-Айры — пер. Немыцкого (1А) —пер. Иолдо (1А) — р. Ниж. Кураган — с. Катанда.

Маршрут знакомит с Белухой, которая особенно величественно выглядит с севера, с озерами Ак-Кемским и Кучерлинским, связывая вместе речные системы Ак-Кема, Кучерлы и Ниж. Курагана. Необходимо обратить внимание на переправы через притоки Курагана — Хазиниху, Осиновку, Ала-Аскыр. Обязательно наличие основной и вспомогательной веревок, карабинов и других предметов снаряжения.

Чтобы поход прошел успешно, нужны предпоходные тренировки.

110. С. Катанда — р. Ниж. Кураган — пер. Иолдо (1А) —р. Верх. Кураган — пер. Обской (1А) — р. Капчал — пер. Ниж.Седло (н/к) — р. Белая Берель — с. Язовка.

Туристы движутся через центральную часть Катунского хребта сравнительно несложным путем. Основная трудность в начале маршрута — переправы через притоки Курагана. Катунь следует перебродить выше устья Капчала, где она разливается на несколько рукавов. Брести лучше «стенкой».

 
Маршруты II категории

111. С. Катанда — р. Ниж. Кураган — р. Ала-Аскыр — пер.Суровый (1Б) — р. Акчан — пер. Куйгук (1А) — р. Куйгук —оз. Мультинское — пер. Мультинский 3 (1Б) — оз. Тайменье —р. Хайрюзовка — р. Тихая — р. Катунь — с. Кайтанак.

На маршруте сложное ориентирование в районе Мультин-ских перевалов, поэтому необходимо иметь хорошее описание перевалов. Переправа через Катунь вброд возможна только в сухое лето, поэтому лучше спускаться до Кайтанака и там переправляться лодкой.

Удобнее идти в обуви с подошвой «вибрам»; в походе группе пригодятся один-два ледоруба и две основные веревки.

112. С. Тюнгур — оз. Кучерлинское — пер. Кара-Тюрек(1А) — лед. Родзевича — пер. Дружба (1Б) — лед. Сапожникова — пер. Карачик (1Б) — оз. Ак-Кемское — р. Ак-Кем — пер.Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Маршрут проложен по самому большому леднику Катунского хребта — Сапожникова (Мен-су) — проходит почти вплотную у километровой аккемской стенки Белухи. Наиболее сложные перевалы — Дружба и Карачик. Редкое лето на них нет снега.

113. С. Мульта — р. Мульта — оз. Верх. Мультинское — пер.Абитуриентов (1Б) — р. Тихая (Большая) — р. Хайрюзовка —оз. Тайменье — пер. Хазинихинский (1А) — р. Ниж. Кураган — р. С. Иолдо — пер. Джалама (1Б) — оз. Кучерлинское —с. Тюнгур.

Туристы посещают озера Мультинское, Тайменье, Кучерлинское, проходят пер. Джалама в непосредственной близости от Белухи. Необходимо иметь обычную горную технику и уметь передвигаться по крупной осыпи, которой изобилует пер. Джалама.

114. С. Тюнгур — пер. Кузуяк (н/к) — р. Ак-Кем — пер. Кара-Тюрек (1А) — оз. Кучерлинское — р. Тигеек — пер. Омских политехников (1Б) — р. Абиак — р. Ниж. Кураган — р. Л. Осиновка — пер. Серегин (1Б) — р. Солоуха — р. Тайменька — пер.Норильчан (1Б) — р. Мульта — с. Мульта.

Тропа идет через два перевала, разведанных в последние годы. Они позволяют связать долины Кучерлы и Ниж. Курагана, а также Ниж. Курагана и системы озера Тайменье иным, чем прежде, путем.

115. С. Тюнгур —оз. Кучерла —пер. Кара-Тюрек (1А) —лед. Родзевича — пер. Дружба (1Б) — лед. Куркуре — пер. Кок-кольский (1Б) — р. Кок-Коль — пер. Алтайский Буревестник(1А) — р. Орочаган — р. Коксу — с. Аргут.

Маршрут интересен сквозным прохождением Катунского хребта в его высокой части. При запасе времени можно вместо Алтайского Буревестника пройти через перевал Верх. Лагерь и осмотреть остатки обогатительной фабрики и рудника. Здесь в 50-е годы добывали и обогащали вольфрамо-молибдено-вый концентрат.

Трудности вызовет отъезд после окончания маршрута. Вниз по Аргуту можно идти только пешком.

116. Пос. Тюнгур — р. Кучерла — пер. Кара-Тюрек (1А) —оз. Ак-Кем — пер. Дружба (1Б) — лед. Сапожникова — р. Иедыгем — р. Куркуре — пер. Коккольский (1Б) — р. Белая Берель —пос. Язовка.

Путешествие знакомит туристов с главным узлом оледенения Катунского хребта и высочайшей вершиной Сибири — Белухой, которую маршрут обходит почти вокруг. Путь сравнительно нетрудный, но требует начальной горной подготовки. Довольно сложен перевал Коккольский — при подъеме приходится преодолевать глубокий бергшрунд и производить некоторую обработку пути в верхней части. Из специального снаряжения требуются основные веревки на каждую связку, ледорубы и кошки.

117. Пос. Курай — р. Актру — пер. Купол трех озер (1Б) —р. Джело — пер. Карагем (н/к) — р. Иолдо-Аиры — р. Карагем —р. Абыл-оюк — пер. Абыл-оюк (1Б) — оз. Шавлинское — р. Шавла — с. Чибит.

Этот маршрут знакомит с Северо-Чуйским хребтом, обходя главные ледники. С вершины Купол трех озер открываются прекрасные панорамы гор, а в конце путников ждет награда — озеро Шавлинское, «чемпион красоты», как назвал его известный альпинист академик Б. Н. Делоне.

Перевал Купол трех озер при относительной несложности имеет высоту 3500 м, на перевале Абыл-оюк в некоторые малоснежные годы можно встретить мощные ледовые участки.

Необходимо иметь ледорубы, кошки и, конечно, веревки.

 
Маршруты III категории

118. С. Тюнгур — р. Кучерла — пер Кара-Тюрек (1А) — пер.Титова (2А) — пер. Туристов (2А) — пер. Коккольский (1Б) —р. Кок-Коль — пер. Верх. Седло (1А) — р. Капчал — пер. Обской (1А.) — пер. Иолдо (1А) — р. Нине. Кураган — с. Катанда.

Этот интересный маршрут ведет вокруг Белухи, проходит через перевалы, известные туристам более 15 лет. Его можно рекомендовать в качестве учебного для горных школ, дающих среднюю туристскую подготовку.

Личное снаряжение: отриконенные ботинки, ледорубы, альпинистские пояса, карабины. Групповое снаряжение: 2—3 пары кошек, веревка основная — по числу связок, крючья ледовые —2—3 и скальные — 3—4, молоток. Может понадобиться примус.

119. С. Усть-Кокса — р. Мульта — пер. 3. Мультинский(1Б) — оз. Тайменье — пер. Мрачный (1Б) — пер. Долгожданный(2А) — р. М. Хазиниха — пер. Неудачников (1А) — р. Айгары —пер. Семерых (1Б) — пер. Немыцкого (1А) — оз. Кучерлинское —пер. Буревестник (2А) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) —с. Тюнгур.

Давний маршрут, но с открытием. нескольких новых перевалов он приобрел особую прелесть. Он проходит через красивейшие горные озера.

120. С. Тюнгур — пер. Кузуяк (н/к) — оз. Ак-Кемское — пер.Надежда (1Б) — лед. Родзевича — пер. Титова (2А) — лед. Сапожникова — пер. Туристов (2А) — пер. Коккольский (1Б) — р. Белая Берель — пер. Верх. Седло (1А) — р. Капчал — пер. Капчальский (1Б) —оз. Кучерлинсксе — р. Кучерла — с. Тюнгур.

Еще один кольцевой поход вокруг Белухи, но через другие перевалы. Он проще маршрута 118 из-за отсутствия трудных переправ. Его можно использовать в учебных целях.

121. С. Мульта —оз. Поперечное — пер. ПГПИ (1Б) —р. Осиновка —р. С. Иолдо —пер. Иолдо (1А) — р. Верх. Кураган — пер. Обской (1А) — пер. Капчальский Западный (2А) —р. Кони-Айры — оз. Кучерлинское — пер. Рига-турист (1Б) —оз. Ак-Кемское — лед. Родзевича — пер. Дружба (1Б) — лед. Сапожникова — р. Тургеньсу — пер. Волга (2А) — р. Текелю — пер.Текелю (1А) — р. Ярлу — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к)—с. Тюнгур.

Маршрут проходит вдоль большей части Катунского хребта, захватывая западный и центральный узлы оледенения, через крупнейшие ледники района.

Может потребоваться примус.

122. Пос. Тюнгур — оз. Кучерлинское — пер. Буревестник(2А) — лед. Родзевича — пер. Дружба (1Б) — пер. Турист (2А) —пер. Коккольский (1Б) — р. М. Кок-Коль — р. Белая Берель —с. Язовка.

Этот маршрут логичнее начинать из с. Язовка. Тогда самый сложный перевал — Буревестник — будет в конце пути, когда группа будет уже слаженным коллективом.

 

 
Маршруты IV категории

123. С. Тюнгур —р. Кучерла —р. Тигеек — пер. Омских политехников (1Б) — р. Абиак — р. Айгары — пер. Айгары (2Б) — р. Верх. Кураган —р. Катунь — jiep. Динамо (1А) — р. М. Кок-Коль — пер. Коккольский (1Б) —пер. Туристов (2А) — пер. Делоне (2Б) — р. Ак-Кем — пер. Буревестник (2А) — оз. Кучерлинское — р. Текелюшка — пер. Кара-Тюрек (1А) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Маршрут проложен вокруг горы Белухи через довольно сложные перевалы Делоне, Айгары и Буревестник. Прохождение двух последних требует большого скального опыта. Спуск с пер. Айгары идет по разрушенным скалам, необходима максимальная осторожность, потребуется 5—6 скальных крючьев.

С Кучерлинского озера на Кара-Тюрек можно пройти либо по долине Текелюшки, либо напрямую, через плато Сарыбель.

124. С. Мульта — оз. Верх. Мультинское — пер. В. Мультинский (1Б) — оз. Тайменье — р. Громотуха — пер. ТАКТ (2А) —р. Хазиниха — р. С. Иолдо — пер. Джалама (1Б) — р. Кони-Айры — пер. Капчальский (2А) — р. Катунь — пер. Динамо (1А) —лед. М. Берельский — пер. Цирк (2Б) — пер. 50 лет КПСС (2Б) —пер. Дружба (1Б) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Этот давно известный маршрут после включения новых перевалов ТАКТ и Цирк стал более спортивен. На перевале Цирк при спуске может потребоваться предварительная обработка пути и крючьевая страховка. В некоторые годы перевал бывает сложнее на полкатегории.

125. С. Катанда — р. Ниж. Кураган — р. Л. Осиновка — пер.Осиновский (1А) — р. П. Осиновка — пер. Долгожданный (2А) —р. Айгары — пер. Айгары (2Б) — р. Ю. Иолдо — пер. Кони-Айры(2А) — оз. Кучерлинское — пер. Буревестник (2А*) — лед. Родзевича — пер. Дружба (1Б) — лед. Сапожникова — пер. 50 летКПСС (2Б) —р. Тургеньсу — пер. Карачик (1Б) — р. Ак-Кем —пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Маршрут обходит Белуху с севера. Сложны спуски с перевалов Айгары и Буревестник. Требуется хорошая скальная подготовка.

126. Пос. Катанда — р. Ниж. Кураган — пер. Джалама(1Б) — оз. Кучерлинское — пер. Буревестник (2А) — оз. Ак-Кемское — лед. Родзевича — пер. Делоне (2Б) — лед. Сапожникова —пер. Туристов (2А) — лед. Куркуре — пер. Цирк (2Б) — лед. М. Берельский — р. Белая Берель'— пос. Язовка.

Сложны водные переправы через притоки Ниж. Курагана. Труден перевал Буревестник, особенно при спуске. На перевалах Делоне и Цирк потребуется крючьевая страховка. Неизбежны ночевки выше зоны леса.

 

 
Маршруты V категории

127. С. Мульта — оз. Поперечное — пер. Таймений (1Б) — оз. Тайменье — р. Громотуха — пер. ТАКТ (2А) — р. Айгары — пер. Айгары (2Б) — р. Верх. Кураган — пер. Обской (1А) —р. Капчал — пер. Капчальский 3 (2А) — оз. Кучерлинское —• пер. Рериха (ЗА) — пер. Делоне (2Б) — р. Тургеньсу — пер. Волга (2А) — р. Текелю — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к)—с. Тюнгур.

На маршруте потребуется весь арсенал горной техники. Часть пути проходит на высоте более 4000 м.

Малопосещаемый перевал Рериха требует скальной подготовки при подъеме. На спуске встречаются 200-метровый участок льда с уклоном до 60° и два широких бергшрунда.

Необходимы примусы или газовые плиты.

128. С. Катанда — р. Ниж. Кураган — пер. Иолдо (1А) —р. Верх. Кураган — пер. Мрия (2А) — р. Иолдо-Аиры — оз. Кучерлинское — пер. Рериха (ЗА) — лед. Родзевича — пер. Делоне +Б. Берельское седло (ЗА) — р. Кок-Коль — пер. Цирк (2Б) — пер.50 лет КПСС (2Б) — пер. Волга (2А) — пер. Ярлубоч (1А) —р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Связки перевалов Делоне и Б. Берельского седла требуют траверсирования на высоте до 4000 м.

Обязательны запасные варианты на случай непогоды.

 

 
Маршрут VI категории

129. С. Мульта — р. Мульта — оз. Поперечное — пер. Раздельный (1А) — пер. Норильчан (1Б) — оз. Тайменье — р. Громотуха — пер. Академический (1Б) — р. Ниж. Кураган — р. Айга-ры — пер. Айгары (2Б) — р. Верх. Кураган — пер. Кони-Айры(2А) — лед. братьев Троновых — пер. Вектор (ЗБ) — пер. Динамо(1А) — пер. Берельское седло (ЗА) — р. Тургеньсу — пер. Волга(2А) — р. Текелю — пер. Звездочка (связка 1А) — р. Ак-Кем —пер. Рериха (ЗА) — оз. Кучерлинское — р. Кучерла — пер. Кара-Тюрек (1А) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Маршрут связывает западный и центральный ледниковые узлы Катунского хребта и включает в себя сложнейшие из известных сегодня перевалов Алтая. Среди них не так давно открытый перевал Рериха и совсем новый перевал экстра-класса Вектор. Он соединяет верхнее поле ледника братьев Троновых и ледник Черный. Главное препятствие — мощный 700-метровый ледопад на леднике братьев Троновых. Большой ледопад Сапож-никова и на Б. Берельском седле.

Необходимо полное горное снаряжение.

 

 
ХРЕБЕТ СЕВЕРО-ЧУЙСКИЕ БЕЛКИ
Маршруты I категории

130. С. Чибит — р. Орой — плато Ештык-Коль—р. Шабага—р. Шавла — пер. Куранду (1А) — р. Куранду — р. Юнгур — пер.Разведочный (1А) — р. Куранду-оюк — р. Карагем — р. Иолдо-Айры — пер. Карагем (н/к) — с. Чаган-Узун.

Технически маршрут несложен, почти на всем протяжении (кроме участка Юнгур—Куранду-оюк) есть хорошие тропы.

Самое сложное препятствие маршрута — река Карагем. Переход ее возможен рано утром в низкую воду в районе урочища Болтырь. В высокую воду можно навести только воздушную переправу. Маршрутные комиссии при выпуске на этот маршрут должны обязательно проверить на местности владение техникой переправ участниками группы.

131. С. Курай — р. Актру — пер. Учитель (1А) — лед. М. Ак-тру — пер. Актру-Джело (1А) — р. Тюте — с. Курай.

Поход знакомит с одним из мощных узлов оледенения Се-веро-Чуйского хребта. Впечатляющая картина всех ледников узла открывается с перевала Актру-Джело.

132. С. Чибит — р. Орой — р. Шабага — р. Шавла — пер. Куранду (1А) — р. Юнгур — р. Чибит — пер. Чибит (1А) — р. Чибитка — р. Карагем — с. Аргут.

Середина маршрута проходит по местам, где природа, почти не тронутая человеком, радует и поражает своей первозданностью.

Трудно проходить скальный прижим на правом берегу Ка-рагема. Для страховки понадобится основная веревка.

 
Маршруты II категории

133. С. Чибит — р. Орой — р. Шавла — пер. Куранду (1А) —р. Юнгур — пер. Николаева (1Б) — оз. Шавло — пер. Нижнешавлинский (1А) — р. Маашей — р. Карасу — р. Орой — с. Чибит.

Этот кольцевой маршрут по Северо-Чуйскому белку проходит живописнейшим Маашейским ущельем и урочищем с озером Шавло.

Подъем на пер. Николаева плохо виден из долины Юнгура, поэтому нужно иметь хорошее описание этого перевала.

134. С. Курай — р. Актру — пер. Учитель (1А) — пер. Купол трех озер (1Б) — р. Джело — пер. Карагем (н/к) — р. Карагем —р. Абыл-оюк — пер. Абыл-оюк (1Б) — оз. Шавло — плато Ештык-Коль — с. Чибит.

Маршрут давно известен, его можно рекомендовать как учебный.

В отдельные годы на перевале Абыл-оюк бывают значительные ледовые участки, поэтому могут потребоваться ледорубы на каждого участника и одна-две пары кошек на группу.

135. С. Чибит — р. Шавла — пер. Куранду (1А) — р. Юнгур — пер. Медик Кузбасса (1Б) — р. Карагем — пер. Терешковой(1Б) — р. Юнгур — пер. Москвич (1Б) — р. Шавла — плато Ештык-Коль — с. Чибит.

На перевале Москвич труден спуск по одноименному леднику, сильно изорванному, с множеством поперечных трещин по всему нижнему полю. Обязательны основные веревки по числу связок.

136. С. Чибит — плато Ештык-Коль — оз. Шавло — пер. Куранду (1А) — р. Юнгур — пер. Москвич (1Б)—оз. Верх. Шавло—пер. Нижнешавлинский (1Б) — р. Маашей — с. Мены.

По сравнению с маршрутом 133 данный маршрут выглядит технически несколько сложнее за счет прохождения перевала Москвич.

Это компенсируется некоторым сокращением протяженности в конце маршрута.

 

 
Маршруты III категории

137. С. Белый Бом — пер. Ачик (н/к) — р. Шавла — пер. Николаева (1Б) — р. Юнгур — пер. Туманный (2А) — р. Камрю —пер. Весенний (2А) — пер. Абыл-оюк (1Б) — оз. Верхнешавлинское — пер. Нижнешавлинский (1Б) — р. Маашей — с. Мены.

Трудные участки маршрута — спуск с перевала Николаева по крутой осыпи и разрушенным скалам, подъем на перевал Туманный, где приходится преодолевать бергшрунд, спуск с перевала Весеннего.

138. С. Курай — р. Актру — пер. Купол трех озер (1Б) —р. Джело — пер. Карагем (н/к) — р. Карагем — р. Куганду-оюк —пер. Лена (2А) — р. Юнгур — пер. Туманный (2А) — р. Камрю —пер. Весенний (2А) — р. Абыл-оюк — пер. Абыл-оюк (1Б) —оз. Шавло — р. Шабага — р. Орой — с. Чибит.

Маршрут построен в обход узла Биш-Иирду, дважды пересекает Главный хребет, а также южную и северную его цепи. С перевала Купол трех озер можно полюбоваться на восточную часть ледникового центра хребта.

Необходимо обратить внимание на страховку при переправах через Карагем и Шабагу.

139. С. Чибит — р. Орой — р. Шавла — пер. Москвич (1Б) —пер. Молодых (2А) — р. Юнгур — пер. Туманный (2А) — р. Камрю — пер. Весенний (2А) — р. Абыл-оюк (1Б) — пер. Нижнешавлинский (1Б) — р. Маашей — с. Мены.

Маршрут также пересекает северную и южную цепи хребта и Главный хребет западнее узла Биш-Иирду. С Нижнешавлинского перевала можно увидеть западную часть центра оледенения, находясь в непосредственной близости от его высшей точки Маашей-баши (4173 м).

140. Пос. Акташ — ущ. Маашей — пер. Верхнешавлинский(2А) — пер. Абыл-оюк (1Б) — р. Абыл-оюк —р. Карагем —р. Камрю —пер. Туманный (2А) — р. Юнгур — пер. Москвич-1-Орбита (1Б) — оз. Шавлинское — р. Шавла — пос. Чибит.

Маршрут знакомит путешественников с узлом Биш-Иирду, далее идет у подножия самой высокой вершины Северо-Чуйских белков Маашей-баши с преодолением двух перевалов категории 2А и связки перевалов 1Б. Горная часть кончается на Шавлинском озере, откуда следует 42-километровый переход до пос. Чибит.

 
Маршруты IV категории

141. С. Белый Бом — р. Эбелю — пер. Ачик (н/к) — р. Шавла — пер. Николаева (1Б) — р. Юнгур — пер. Зелинского (2Б) —оз. Верхнешавлинское — пер. Верхнешавлинский (2А) — лед. Маашей — пер. Маашей (2Б) — лед. П. Актру — пер. Радист (2А) —лед. Б. Актру — пер. Купол трех озер (1Б) — р. Джело — р. Чаган-Узун — с. Чаган-Узун.

Маршрут интересен тем, что пересекает главный орографический узел хребта по его крупнейшим ледникам.

На перевале Зелинского сложен спуск, перегороженный тремя ледопадами. На перевале Маашей труден подъем, где пригодится скальный опыт. Снаряжение нужно рассчитывать на лед и скалы. Возможны одна-две холодные ночевки.

142. С. Курай — р. Актру — пер. Купол трех озер (1Б) —р. Джело — пер. Карагем (н/к) — р. Карагем — пер. Тамма+Маашей (2Б) — лед. Маашей — пер. Надежда (2Б) — р. Абыл-оюк —" пер. Весенний (2А) — р. Камрю — пер. Туманный (2А) — р. Юнгур — пер. Москвич (1Б) — оз. Шавло — р. Шавла — пер. Ачик (н/к) — р. Эбелю —с. Белый Бом.

Трудный, но впечатляющий поход. Туристам запомнятся траверс перемычки Передового хребта, переход через Главный хребет рядом с высшей его точкой. Интересный траверс перевалов Маашей и Тамма в непосредственной близости от вершины Буревестник — главные вехи маршрута.

Почти половину пути можно предварительно изучить с перевала Купол трех озер.

Нелегок подъем по леднику к перевалу Надежда, лежащему почти на плече Маашей-баши.

143. Пос. Акташ — ущ. Маашей — пер. Нижнешавлинский(1Б) —пер. Зелинского (2Б) — пер. Туманный (2А) — р. Камрю — р. Карагем — р. Абыл-оюк — пер. Абыл-оюк (1Б) — пер.Верхнешавлинский (2А) — лед. Маашей — пер. Маашей (2Б) —лед. Б. Актру — р. Актру — пос. Курай.

Маршрут полностью проходит по Северо-Чуйскому хребту, захватывая почти все крупные ледники, кроме Карагемского. Из перевалов следует выделить пер. Зелинского. Подъем на него затрудняют три ледопада. При прохождении следует планировать ночевку под самым перевалом, так как за день пройти его полностью очень трудно.

Подъем на перевал Туманный преграждает бергшрунд, который в отдельные годы бывает забит снегом. К кошкам и ледорубу следует добавить один-два ледовых крюка и несколько скальных с молотком. На маршруте есть ночевки в снежно-ледовой зоне, поэтому необходимо иметь примус или газовую плиту.

 
Маршрут V категории

144. С. Чаган-Узун — р. Джело — пер. Купол трех озер (1Б) — лед. Актру — пер. Актру (2Б) — лед. Маашей — пер. Тамма (ЗА) — р. Карагем — р. Абыл-оюк — пер. Надежда (2Б) — пер. Верхнешавлинский (2А)—оз. Шавло—пер. Зелинского (2Б)— р. Юнгур —пер. Николаева (1Б) —р. Шавла — плато Ештык-Коль — р. Орой — с. Чибит.

Наибольшую сложность на маршруте представляет преодоление ледового сброса на спуске с перевала Тамма. Надо помнить, что в правой по ходу движения половине сброса часто случаются ледовые обвалы, и держаться левее. Самый высокий на маршруте — перевал Актру, при спуске с которого предстоит потерять почти 1500 м высоты.

Потребуется в основном ледовое снаряжение.

 
ХРЕБЕТ ЮЖНО-ЧУЙСКИЕ БЕЛКИ

Район мало изучен, известно всего три перевала 1А через главный хребет и несколько в южных отрогах. Поэтому планирование здесь маршрутов первой категории затруднено. Кроме того, отдаленность транспортных артерий делает нецелесообразной организацию здесь простых походов.

 
Маршруты II категории

145. С. Кызыл-Маны — пер. Карагем (н/к) — р. Карагем —р. Калынагач — пер. АНИТИМ (1Б) — р. Кара-Айры — пер. Талдуринский (1Б) — лед. Талдуринский — пер. Некрасова (1Б) —лед. Некрасова — с. Кызыл-Маны.

Маршрут знакомит с самым большим ледником Алтая — Талдуринским.

Прохождение каньона Ат-баши потребует перильной страховки.

Спуск с перевала Талдуринский идет по камням краевой морены.

Подъем на перевал Некрасова — крутой скально-каменистый, спуск — снежно-ледовый.

146. С. Мухор-Тархата — р. Ирбисту — пер. Ирбисту (1А)—р. Тара — р. Жасатер — р. Менбулак — пер. Менбулак (1Б) —р. Ак-Карасу — р. Тюнь — пер. Обманутые надежды (1Б) — р. Кара-Айры — пер. АНИТИМ (1Б) — р. Калынагач — р. Карагем —пер. Карагем (н/к) — с. Кызыл-Маны.

Маршрут начинается в Чуйской степи, где нет дров.

Подъем на перевал Обманутые надежды проходит по камням и скалам. С перевала путь лежит по огромному снежному плато, на перегибе которого часты закрытые трещины. Лучше идти в связках, придерживаясь правого по ходу края плато.

 
Маршруты III категории

147. С. Кызыл-Маны — пер. Карагем (н/к) — р. Ат-баши — пер. Переметный (1Б) — лед. Талдуринский — пер. Талдуринский (1Б) — р. Кара-Айры — пер. Мрачный (2А) — г. Тюнь — р. Узургу — пер. Туманный (2А) — лед. Софийский — с. Кызыл-Маны.

Подходы к перевалу Переметному затрудняет морена, встречаются трещины, которые следует обходить. На перевал Мрачный ведет крутой заснеженный подъем длиной 400 м. Спуск простой по небольшому открытому леднику, морене. Подъем на перевал Туманный скальный, спуск по закрытому леднику в связках. Могут потребоваться один-два скальных крюка.

148. С. Курай — р. Актру — пер. Купол трех озер — р. Джело — пер. Карагем — р. Караилу-Айры — пер. Восход (2А) —р. Талдура — лед. Талдуринский — пер. Гребешок (2А) — лед.Софийский — пер. Солнечный (2А) — лед. Удачный — пер.Щель (1Б) — лед. Ядринцева — р. Кара-оюк — с. Кызыл-Маны.

В маршрут включены три недавно открытых перевала. Перевал Восход позволяет без большого обхода пройти из верховий Иолды-Айры в долину Талдуры. Подъем и спуск на Гребешок — снежно-ледовые. На перевал Солнечный пологий подъем осуществляется по закрытому леднику, спуск — скальный и крутой.

 

 
Маршруты IV категории

149. С. Кызыл-Маны — р. Талдура — пер. Переметный (1Б)—р. Ат-баши — пер. Стройгаз (2А) — р. Кара-Аиры — пер. Мрачный (2А) — р. Тюнь — пер. Черноморец (2Б) — лед. Талдуринский — пер. Гребешок (2А) — лед. Софийский — пер. Беспросветный (2Б) — р. Ак-Карасу — пер. Снежный (1А) —р. Кук-Карагай — пер. Паук (1Б)—р. Кара-оюк—с. Кызыл-Маны.

Маршрут проходит почти по всем крупным ледникам Южно-Чуйского хребта.

На перевале Стройгаз спуск проходит по закрытому леднику с обходом сбросов слева по движению, подъем — по мелкому камню с натечным льдом. Подъем на Черноморец — скально-каменистый. После спуска маршрут идет по закрытому леднику, возможен глубокий снег. На перевале Беспросветном снежный скальный спуск, подход к нему по закрытому леднику.

150. С. Кызыл-Маны — пер. Карагем (н/к) — р. Карагем —р. Калынагач — пер. АНИТИМ (1Б) — р. Кара-Айры — пер.Мрачный (2А) — р. Тюнь — пер. Турист (2Б) — лед. Талдуринский — пер. Гребешок (2А) — лед. Софийский — пер. Тура-оюк(2Б) — лед. Тура-оюк — р. Аккол — лед. Софийский — пер. Беспросветный (2Б) — р. Менбулак — пер. Кара-оюк — лед. Ядринцева — пер. Рублевского (1А) — р. Елангаш — пер. Тара (н/к)—р. Тара — пер. Ирбисту (1А) — р. Ирбисту — с. Мухор-Тархата.

Этот маршрут имеет наибольшую протяженность вдоль хребта и проходит, в основном, его северными склонами. Наиболее сложные перевалы — Турист и Тура-оюк, они имеют скальные взлеты, а с севера — закрытые ледовые поля. Дров на маршруте очень мало. Последний день пути проходит по горной степи. Ниже приводятся сложные маршруты, объединяющие все три альпийские хребта Алтая.

 
Маршруты III категории

151. С. Мены — р. Маашей — пер. Нижнешавлинский (1Б) —оз. Шавло — пер. Николаева (1Б) — р. Юнгур — пер. Лена (2А) —р. Карагем — р. Кара-Айры — пер. Бара (1А) — р. Коксу — пер.Верх. Лагерь (н/к) — пер. Коккольский (1Б) — р. Куркуре — пер.Туристов (2А) — лед. Сапожникова — пер. Дружба (1Б) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк (н/к) — с. Тюнгур.

Этот старый маршрут включает один малоизвестный перевал Лена, находящийся в южной ветви Северо-Чуйского хребта.

Через перевал Туристов придется идти по закрытому леднику, поэтому необходимы веревки, ледорубы.

152. С. Чибит — р. Орой — плато Ештык-Коль — р. Шавла — пер. Москвич (1Б) — р. Юнгур — пер. Туманный (2А) —р. Камрю — р. Калынагач — пер. АНИТИМ (1Б) — р. Кара-Айры — пер. Стройгаз (2А) — р. Ат-баши — пер. Переметный (1Б) — р. Талдура — с. Кызыл-Маны.

Маршрут связывает Северо- и Южно-Чуйские белки сравнительно несложным путем.

Подъем на перевал Туманный затруднен бергшрундом.

 

 
Маршруты IV категории

153. С. Мены — р. Маашей — пер. Нижнешавлинский (1Б)—оз. Шавло — пер. Зелинского (2Б)—р. Юнгур—пер. Лена (2А)—р. Карагем — р. Кара-Айры — пер. Мрачный (2А) — р. Тюнь —р. Узургу — пер. Черноморец (2Б) — лед. Талдуринский — с. Кызыл-Маны.

Наиболее сложными участками маршрута являются ледопады при подъеме на перевал Зелинского, подъем на перевал Черноморец и переправа через Карагем. Снаряжение обычное, для перевала Черноморец необходимо иметь скальные крючья.

154. С. Кызыл-Маны — р. Талдура — лед. Некрасова — пер.Некрасова (1Б) — лед. Талдуринский — пер. Турист (2Б) —р. Тюнь — р. Аргут — р. Куркуре — пер. Цветочек (2Б) — р. Кулагаш — пер. Л. Кулагаш (1Б) — пер. Туристов (2А) — лед. Сапожникова — пер. Дружба (1Б) — р. Ак-Кем — пер. Кузуяк(н/к) — с. Тюнгур.

Это один из немногих маршрутов, связывающих три интересных ледниковых узла — южно-чуйский, восточно-катунский и центрально-катунский.

На спусках с перевалов Турист и Цветочек предстоит преодолевать скалы, для чего необходимо соответствующее снаряжение.

Поход можно организовать без холодных ночевок.

155. Пос. Кызыл-Маны — р. Кара-окж—пер. Кара-оюк (1Б)—пер. Сапожникова (2А) — лед. Софийский — пер. Девяти (2Б) —лед. Талдуринский — р. Талдура — р. Джело — траверс вершины Купол трех озер (1Б) — лед. Актру — пер. Маашей (2Б) —лед. Маашей — пер. Верхнешавлинский (2А) — оз. Шавлинские — р. Шавла — пос. Чибит.

Маршрут проходит по двум крупнейшим центрам оледенения- Алтая — Талдуринскому и Биш-Иирду.

Самый сложный перевал — Девяти (3650 м). С него идет очень крутой спуск на Талдуринский ледник. Здесь может потребоваться крючьевая страховка. При спуске с перевала Маашей лучше придерживаться скал справа. Скалы довольно разрушены, нужна предельная осторожность.

 

 
Маршруты V категории

156. С. Чибит — плато Ештык-Коль — р. Шавла — оз. Шавло — пер. Верхнешавлинский (2А) — лед. Маашей — пер. Маашей+Тамма (2Б) — р. Карагем — р. Аргут — р. Кулагаш —пер. Кулагаш (1Б) — р. Куркуре — пер. 50 лет КПСС (2Б) —лед. Сапожникова — пер. Б. Берельское седло (ЗА) — пер. Динамо (1А) — пер. Капчальский 3 (2А) — оз. Кучерлинское —с. Тюнгур.

Предстоит движение по закрытым ледникам Маашей, Карагем, Сапожникова. Самый трудный участок — ледопад при подъеме на Б. Берельское седло. Труден и впечатляющий траверс Маашей+Тамма и Б. Берельское седло.

157. С. Тюнгур—оз. Кучерлинское—пер. Рига-турист (1 Б)—оз. Ак-Кем — пер. Текелю (1А) — пер. Волга (2А) — лед. Сапожникова — пер. 50 лет КПСС (2Б) — р. Куркуре — пер. Л. Кулагаш (1Б) — р. Сарысу — пер. Ягодка (ЗА) — р. Куркуре — р. Аргут — р. Карагем — р. Кара-Айры — пер. Стройгаз (2А) —р. Ат-баши — пер. Костырева (2Б) — с. Бельтир (Кызыл-Маны).

Маршрут проходит по центральному, восточно-катунскому и южно-чуйскому узлам оледенения. Сложна переправа через Карагем и преодоление взлета на перевал Ягодка. Перевал Костырева следует проходить только утром ввиду камнепадной опасности. Подъем скальный со льдом. Спуск ледовый на протяжении 300 м с уклоном до 50°.

158. С. Бельтир — р. Кара-оюк — пер. Одесских политехников (2А) — р. Менбулак — р. Ак-Карасу — пер. Беспросветный (2Б) — лед. Софийский — пер. Девяти (2Б) — лед. Талдуринский — пер. Турист (2Б) — р. Тюнь — р. Аргут — р. Кулагаш — пер. Л. Кулагаш (2А) — лед. Куркуре — пер. Туристов (2А) — лед. Сапожникова — пер. Берельское седло (ЗА) — лед. Б. Берельский — р. Белая Берель — пос. Язовка.

Маршрут проходит по двум удаленным друг от друга районам — Южно-Чуйскому и Катунскому хребтам, поэтому протяженность его значительно выше принятой для горных «пятерок». К тому же самый трудный перевал приходится на конец похода, когда люди уже устали. Поэтому на маршрут следует выходить лишь опытной, сложившейся группой.

Необходимо полное альпинистское снаряжение, включая и кухонное.

На спуске с перевала Беспросветного могут потребоваться скальные крючья. Сложен ледопад на леднике Сапожникова при подъеме на Берельское седло. Возможен путь напрямую, но некоторые группы обходят его справа по движению. Скалы сильно разрушены, необходима обработка пути.

159. С. Чибит — р. Орой — плато Ештык-Коль — р. Шавла — пер. Верхнешавлинский (2А*) — лед. Маашей — пер. Тамма (ЗА) — р. Карагем — р. Атбаши — пер. Костырева (2Б) — лед. Талдуринский — пер. Талдуринский (1Б) — р. Кара-Айры — пер. Бара (1А) — р. Коксу — пер. Верх. Лагерь (н/к) — р. Белая Берель — пер. Динамо (1А) — лед. Геблера — пер. ТКТ + Б. Берельское седло (ЗБ) — лед. Сапожникова — пер. Титова — (2А) — оз. Ак-Кемское — пер. Рериха (ЗА) — р. Кучерла — с. Тюнгур.

Сложен подъем на ледовый сброс перевала Тамма. Траверс ТКТ — Берельское седло труден из-за 150-метрового ледового взлета, за которым следует обход еще трех ледопадов.

На спуске с Берельского седла предстоит также обход 400-метрового ледопада.

На перевале Рериха при подъеме надо преодолеть два широких бергшрунда и 150-метровый участок льда с крутизной до 60°. На спуске — скальная 10-метровая стенка.
Категория: load, Уникальный Алтай |
18-01-2012, 15:55
Просмотров: 4679

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник