| Так получилось, что в поездке по Алтаю пару-тройку раз, для того чтобы набить себе цену, я представлялся разведкой популярного туристического автоклуба из Новосибирска «402км»
 
  
 для 
которого я прокладываю маршрут. Гайцы и местные аборигены со мной 
предпочитали не связываться, ведь туризм на Алтае — дело политическое. 
Но однажды эта лафа кончилась... АНТИЛОПА ГНУ ...И тут послышалось комариное пение моторов. Как
 видно, шли машины настоящего автопробега. Раздались взрывы, пальба 
моторов и в столбах света показалась головная машина. Машины мягко 
скрипели, пробегая мимо. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали 
клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло и остался 
лишь один только бензиновый хвост где то похожий на цифру 402. Настоящая
 жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями...
 ...А
 мне только и оставалось, что смотреть им в след, сжимая в руке пачку 
презервативов, которые по случаю попросил меня купить один незнакомый 
алтаец в селе Купчегень. Я подошел к своей запыленной по самые уши 
Королле, сел, включил зажигание. Возникло ощущение, что на вторую неделю
 странствий я настолько вжился в местный пейзаж, что проехавшая мимо 
колонна показалась какой то далекой и исчезающей сказкой, к которой я не
 имею никакого отношения. В этот самый момент я увидел нашего 
брата-туриста глазами местного аборигена.
 ...На первой же странице фрацузского журнала мод 
Эллочка остановилась. Сверкающая фотография изображала дочь 
американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там 
были меха и перья, шелк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и
 умопомрачительная прическа... Стоит ли удивляться, что включив зажигание и рванув с
 места, я не мог успокоиться до той поры, пока не обогнал пару отставших
 от колонны машин. Падающим домкратом Королла промчалась по встречке, 
вызывающе отказываясь реагировать на любые сигналы в свою «честь» (даже 
несмотря на то, что никто этого делать и не торопился). Не почувствовав к
 себе особенного интереса, машинка неуловимо свернула на кордон 
Кор-Кечу, где ее вовсю дожидался страждующий презервативов алтаец. 
Уставшая, но гордая Антилопа-Гну, ничем не отличимая от машин местных 
аборигенов, вернулась на свой пост над оврагом перед бушующим 
Ильгуменем. Ее ждали новые дороги, захватывающие пейзажи, молчание гор. 
 КАЧЕЛИ Первомайское утро на Затулинке: лед под колесами, хмурь над головой, в грудь врезается знобирующий ветер. Ужоснах! Выезд на трассу... рабочий настройГайцы в кустах... едем не спеша
 Завтрак в Тальменке... вафельные трубочки
 Все под контролем!
 Шуршанье колес, монотонная работа двигателя, 
усыпляющая пустота дороги — скучновато... приключением становятся 
кляксы, которыми раскрашивается лобовик об всякую мелкую сволочь. И вот 
оно наконец то настоящее событие дня - Солнце открылось! Вдоль дорог мельчает снег и под Бийском его уже не 
разглядеть, так, местами только кое где еще лежит, прячется гаденыш! 
Возникают сюррные пейзажи, хотя вроде бы откуда им взяться то под 
Бийском. Вот стоит холм с одной стороны покрытый снегом, а с другой — 
ковром травка зеленеет. Прямо преломление природы какое то. Качели: кто 
кого, весна или все таки...? Вот появляются деревни, несущие в своих названиях 
первые признаки приближающегося Алтая (Верхкатуньское, Чуйский), и тут 
же в этом поединке супертяжев все становится ясно. Победа остается за 
весной и качели окончательно перевалили на сторону наших. Въезжаем на 
Алтай и чтобы еще больше насладиться решением уехать так далеко от 
родного города звоним туда... хи-хи-хи, у них («них»!!!) там снег и 
холод. P.S. В Сростках поставили новый туалет!!! Умилило... АДАПТАЦИЯ Три дня мы адаптировались к Алтаю, разместившись на турбазе Усадьба Саржевских, которую недавно построили на Бирюзовой Катуни. 
 Раньше я на местном озере не был ни разу, стараясь 
скорее проехать вереницу машин, выстроившуюся в длинную цепочку на мосту
 перед Аржан-Суу. Но сейчас купаться еще рано, загорать тоже рано, ведь 
ночью температура стремится к нулю. Да и днем не жарко. Но мы ни на 
минуту не забываем, что в Новосибе все еще по-зимнему пакостно, поэтому 
сквозь пальцы смотрим на то, что гуляем в куртках, а вечером греемся у 
костра. Первые два дня лопаем привезенные шашлыки, лупимся на
 горы… местные не понимают, что на них просто смотреть - уже в кайф! 
ГОРЫ! Это вам не Западно-Сибирские степи, где горизонту не за что 
спрятаться, даже если бы он и захотел… 
 На третий день сборы - собираемся в приключение. 
Хотим пробить наличие дороги на той стороне Катуни от Бирюзовой Катуни 
до Аи. Терра-инкогнита оказывается вся пробуравлена дорогами, по которым
 рассекают все кому не лень: от Вазов до Газов. По итогам путешествия 
делаем неожиданный вывод, что озеро на Бирюзовой Катуни и озеро Ая – 
какие то ненастоящие. Такие же ненастоящие, как этот корабль. Ведь если вдуматься, мы приезжаем на Алтай в поисках 
величия природы и когда нам подсовывают какую то мелочь пузатую… 
Разговорился я с одним местным узбеком из Андижана (а на Бирюзовой 
Катуни все местные кто откуда: с Барнаула, с Москвы…этот вот с Андижана)
 и он выдал интересное наблюдение (текст мой) – летом на этих озерах 
наблюдается полное преобладание барнаульцев, в то время как на Чемале – 
сплошной Новосибирск. Казалось бы – парадокс, да не тут то было. Если 
новосибирец хочет покупаться, то он едет в Каракан. А если хочет увидеть
 торжество и величие природы, то ближе чем на Чемал и податься некуда. И
 зачем ему Ая? На четвертый день переносимся в Камлак, а по пути 
съезжаем с трассы в Усть-Мунах и сворачиваем по стрелке на Карым. Просто
 так, ради интереса, и создавая самим себе подобие интриги. Интересная 
петляющая дорога, чем то напоминающая подъем к улаганским озерам, 
симпатичная речушка. По пути попадается родник с вкусной водой – пьем. 
Доехав, разворачиваемся, даже не предполагая, что не такой уж медвежий 
угол этот Карым. Потом узнали, что в сезон туда возят народ на пантовые 
ванны. Приезжаем в Камлак. Ботанический сад. Рай для огородников – можно купить понравившиеся отростки — их там много. 
 Мы с любопытством ходим по окрестностям. Примерно 
каждые 15 минут снимаем друг с друга по одному клещу. Окрестностей 
хватило на полтора часа. От клещей забаррикадировались в аиле – летней 
кухне алтайцев, расположенной прямо на территории Ботсада. Развели 
большой очаг, сварили глинтвейн… такие вещи меня вставляют. ОРДА Читал отчет по конно-пешему походу по Алтаю  который
 состоялся в 1910 году. Из интересного: до Мьюты у автора находится 
Россия, а после – Орда. Выехали из Камлака… Черга… Барлак… Мьюта… стоп! 
Готов голову положить – Орда начинается в Черге. Однозначно!
   Вот свернули в поворот, увидели бордовую горку, 
исписанную драгоценными именами будущих авторов отчетов (Славка1997, 
Данька с Новосиба, Ильюша + Костян = ...), подняли глаза, рассмотрели 
снежную вершину, а сразу под ней — Черга. Орда - мир кочевников. Мир 
кочевников – это чужая природа и чужие люди. Чужая природа. Камни, снежные шапки гор, 
костлявые березы и ноль зелени, ноль. Как будто за спиной и не было 
никакой бушующей весны. Кругом вечная неустроенность. Поднимаемся на 
Семинский, вокруг все в снегу. Настоящая зима, подкрашенная зеленым 
морем тайги!
 
 Но природа какая то своя, «русская». Здесь комфортно. Снова спускаемся, точнее, погружаемся в Орду. Снова все желтеет - холод по коже, Лед вдоль реки - сдвинутые брови,
 Бараны пасутся – шашлыков неохота,
 Чужая природа!
 
 Чужие люди.
 Конечно,
 все люди разные. Русские и пиндосы, китайцы и японцы, марсельцы и 
парижане. Но здесь другое. Водораздел между детским и родительским, 
открытостью и игрой, простым и сложным. Алтайцем жить легко, стать – 
невозможно. Так взрослый никогда уже не станет ребенком. Ну только если 
сам уверует… Интересно, алтайцы понимают свое счастье?
 Белый бурхан – косичка на затылке,Ульген добрый - Эрлик злой,
 Курганы в степи — гордость за предков,
 Чужие люди!
 В таких местах особо радуешься навстречу катящимся 
машинам с кодом региона 54. Почти такая же радость от цифр 42, 22, 70, 
24, 55. Вот только 95% попадавшихся нам - 04. И только два места есть в 
Орде по Чуйскому тракту, где все с точностью наоборот. Два места, точнее
 две точки, другими словами - две турбазы. 
 Точка №1 —это кордон Кор-Кечу, фактически турбаза для сплавщиков.
 Точка №2 — это гостиница Олега Болтокова в Курайской степи, фактически турбаза для альпинистов.
 Эти
 два места не совсем подходят для семейного формата поездки 
(муж+жена+маленький ребенок), но в любом случае других вариантов нет. 
Потому что другие варианты — это гостиницы Белого бома, Чуй-Оозы, 
Онгудая и Акташа, где запросто можно напороться на местную алтайскую 
пьянку (свадьбу, например), и как раз именно в праздники или выходные 
дни. А они добром не заканчиваются, даже для самих алтайцев.
 А раз так, то нужно специально настроиться на общение с местными.
 
 У
 меня получилось так, что я планировал отдыхать на кордоне Кор-Кечу по 
дороге в Чуйскую степь и потом на обратном пути. В первый заезд сошелся с
 местным администратором-алтайцем, хотя это было непросто, глядя на его 
пьяный вид и бригаду из 15-ти его неуправляемых друзей, шумно 
толпившихся в одном маленькой комнатенке на «ресепшене». Договорился с 
ним, что через пару дней заеду на базу к ним еще раз и забронировал 
домик. Приехав через 2 дня, обнаружил, что того алтайца след простыл 
(как я понял, его просто сняли за пьянки), а про мою бронь никто не 
знает. Пришлось входить в контакт второй раз (методом покупки презиков в
 Купчегени), результатом чего занял домик №5, который всем однозначно 
советую.
 Точка №2 — гостиница, а если называть вещи своими 
именами, обычный деревенский дом Олега Болтокова в Курайской степи. На 
его территории стоит десяток машин, три здоровых автобуса и юрта. В 
самом доме три комнаты и зал... в первую ночь заснуть не мог из за 
доносящегося из зала богатырского храпа — водители автобусов выпили 
намедни. На вторую ночь водители опять выпили, но и мой коньячок 
пригодился — спал как суслик. Утром выходишь из дома — красота... Чуя, 
Актру, елки, костерок... ну и ветерок, кстати, тоже. 
 Отсюда же ездили в Чуйскую степь. Конечно, там не на 
всяких машинах погоняешь, речки разлились по весне, но как вариант — сам
 же Олег Болтоков и предоставит УАЗик на день, отвезет в Елангаш, Юстыт,
 Бар-Бургазы... эх, мечта этнографа... сплошное кладбище древних 
народов, из которых в один прекрасный момент получились первые в мире 
тюрки. 
 Кстати, УАЗик стоит 4000-6000 за день. Если на 
четверых разбить, то и свою машину гробить не надо. Ну а если еще найти 
время и на Актру сгонять, то просто цены такой гостинице нет. Всем 
советую. ПОЛЕЗАЙ В МАШИНУ ФЕДЯ,ДОЧИТАЙ И ... ЕДЕМ!
 Майская поездка по Чуйскому тракту семьей — это хорошая идея. Берете 5 дней отпуска и получаете 11 дней отдыха. Общая схема: 
Доезжаете до Аи/Чемала, там адаптируетесь 3 дня и наблюдаете за 
наступлением весны. События: экскурсии на водопады Камышлинский, Чеч-Кыш
 и который за Куюсом, Патмос и Чемальская ГЭС, Тавдинские пещеры, 
шашлыки. Лучшее питание: кафе «Узбекская кухня» (474-й км) в Манжерке — 
оценка 4+ (справа, если ехать от Маймы).
Доезжаете до Кордона Кор-Кечу и занимаете 5-ый домик. Бронируете 
заранее. События: поход в долины Катуни по деревянной лестнице в сторону
 Кадрина, автопоездки на слияние Чуи-Катуни, петроглифы Калбак-Таш. 
Занимательно искать петроглифы прямо на базе, я вот их не видел, но они —
 есть. Лучшее питание: кафе «Чуй-Оозы» (714-й км) оценка 4- (бывают три 
блюда алтайской кухни: чучук, чеген и что то а-ля вареные бараньи 
потрошки, ловите шанс)
Доезжаете до Гостиницы Болтокова в Кызыл-Таш (Курайская степь). 
Бронируете заранее, так как при нас народ реально на улице в спальниках 
спал — мест не было. Экскурсии: заброска на Актру, автопоездки по 
Чуйской степи, на Улаганские озера/Красные ворота. Лучшее питание: кафе 
«Юлдуз» на выезде из Кош-Агач по М-52, оценка 5+. Кафе достойное того, 
чтобы называться лучшим на Алтае. Кухня казахская.
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  
 
  
 
  
 
 
 |