Так получилось, что в поездке по Алтаю пару-тройку раз, для того чтобы набить себе цену, я представлялся разведкой популярного туристического автоклуба из Новосибирска «402км»
для
которого я прокладываю маршрут. Гайцы и местные аборигены со мной
предпочитали не связываться, ведь туризм на Алтае — дело политическое.
Но однажды эта лафа кончилась...
АНТИЛОПА ГНУ
...И тут послышалось комариное пение моторов. Как
видно, шли машины настоящего автопробега. Раздались взрывы, пальба
моторов и в столбах света показалась головная машина. Машины мягко
скрипели, пробегая мимо. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали
клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло и остался
лишь один только бензиновый хвост где то похожий на цифру 402. Настоящая
жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями...
...А
мне только и оставалось, что смотреть им в след, сжимая в руке пачку
презервативов, которые по случаю попросил меня купить один незнакомый
алтаец в селе Купчегень. Я подошел к своей запыленной по самые уши
Королле, сел, включил зажигание. Возникло ощущение, что на вторую неделю
странствий я настолько вжился в местный пейзаж, что проехавшая мимо
колонна показалась какой то далекой и исчезающей сказкой, к которой я не
имею никакого отношения. В этот самый момент я увидел нашего
брата-туриста глазами местного аборигена.
...На первой же странице фрацузского журнала мод
Эллочка остановилась. Сверкающая фотография изображала дочь
американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там
были меха и перья, шелк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и
умопомрачительная прическа...
Стоит ли удивляться, что включив зажигание и рванув с
места, я не мог успокоиться до той поры, пока не обогнал пару отставших
от колонны машин. Падающим домкратом Королла промчалась по встречке,
вызывающе отказываясь реагировать на любые сигналы в свою «честь» (даже
несмотря на то, что никто этого делать и не торопился). Не почувствовав к
себе особенного интереса, машинка неуловимо свернула на кордон
Кор-Кечу, где ее вовсю дожидался страждующий презервативов алтаец.
Уставшая, но гордая Антилопа-Гну, ничем не отличимая от машин местных
аборигенов, вернулась на свой пост над оврагом перед бушующим
Ильгуменем. Ее ждали новые дороги, захватывающие пейзажи, молчание гор.
КАЧЕЛИ
Первомайское утро на Затулинке: лед под колесами, хмурь над головой, в грудь врезается знобирующий ветер. Ужоснах!
Выезд на трассу... рабочий настрой Гайцы в кустах... едем не спеша Завтрак в Тальменке... вафельные трубочки Все под контролем!
Шуршанье колес, монотонная работа двигателя,
усыпляющая пустота дороги — скучновато... приключением становятся
кляксы, которыми раскрашивается лобовик об всякую мелкую сволочь. И вот
оно наконец то настоящее событие дня - Солнце открылось!
Вдоль дорог мельчает снег и под Бийском его уже не
разглядеть, так, местами только кое где еще лежит, прячется гаденыш!
Возникают сюррные пейзажи, хотя вроде бы откуда им взяться то под
Бийском. Вот стоит холм с одной стороны покрытый снегом, а с другой —
ковром травка зеленеет. Прямо преломление природы какое то. Качели: кто
кого, весна или все таки...?
Вот появляются деревни, несущие в своих названиях
первые признаки приближающегося Алтая (Верхкатуньское, Чуйский), и тут
же в этом поединке супертяжев все становится ясно. Победа остается за
весной и качели окончательно перевалили на сторону наших. Въезжаем на
Алтай и чтобы еще больше насладиться решением уехать так далеко от
родного города звоним туда... хи-хи-хи, у них («них»!!!) там снег и
холод.
P.S. В Сростках поставили новый туалет!!! Умилило...
АДАПТАЦИЯ
Три дня мы адаптировались к Алтаю, разместившись на турбазе Усадьба Саржевских, которую недавно построили на Бирюзовой Катуни.
Раньше я на местном озере не был ни разу, стараясь
скорее проехать вереницу машин, выстроившуюся в длинную цепочку на мосту
перед Аржан-Суу. Но сейчас купаться еще рано, загорать тоже рано, ведь
ночью температура стремится к нулю. Да и днем не жарко. Но мы ни на
минуту не забываем, что в Новосибе все еще по-зимнему пакостно, поэтому
сквозь пальцы смотрим на то, что гуляем в куртках, а вечером греемся у
костра.
Первые два дня лопаем привезенные шашлыки, лупимся на
горы… местные не понимают, что на них просто смотреть - уже в кайф!
ГОРЫ! Это вам не Западно-Сибирские степи, где горизонту не за что
спрятаться, даже если бы он и захотел…
На третий день сборы - собираемся в приключение.
Хотим пробить наличие дороги на той стороне Катуни от Бирюзовой Катуни
до Аи. Терра-инкогнита оказывается вся пробуравлена дорогами, по которым
рассекают все кому не лень: от Вазов до Газов. По итогам путешествия
делаем неожиданный вывод, что озеро на Бирюзовой Катуни и озеро Ая –
какие то ненастоящие. Такие же ненастоящие, как этот корабль.
Ведь если вдуматься, мы приезжаем на Алтай в поисках
величия природы и когда нам подсовывают какую то мелочь пузатую…
Разговорился я с одним местным узбеком из Андижана (а на Бирюзовой
Катуни все местные кто откуда: с Барнаула, с Москвы…этот вот с Андижана)
и он выдал интересное наблюдение (текст мой) – летом на этих озерах
наблюдается полное преобладание барнаульцев, в то время как на Чемале –
сплошной Новосибирск. Казалось бы – парадокс, да не тут то было. Если
новосибирец хочет покупаться, то он едет в Каракан. А если хочет увидеть
торжество и величие природы, то ближе чем на Чемал и податься некуда. И
зачем ему Ая?
На четвертый день переносимся в Камлак, а по пути
съезжаем с трассы в Усть-Мунах и сворачиваем по стрелке на Карым. Просто
так, ради интереса, и создавая самим себе подобие интриги. Интересная
петляющая дорога, чем то напоминающая подъем к улаганским озерам,
симпатичная речушка.
По пути попадается родник с вкусной водой – пьем.
Доехав, разворачиваемся, даже не предполагая, что не такой уж медвежий
угол этот Карым. Потом узнали, что в сезон туда возят народ на пантовые
ванны.
Приезжаем в Камлак. Ботанический сад. Рай для огородников – можно купить понравившиеся отростки — их там много.
Мы с любопытством ходим по окрестностям. Примерно
каждые 15 минут снимаем друг с друга по одному клещу. Окрестностей
хватило на полтора часа. От клещей забаррикадировались в аиле – летней
кухне алтайцев, расположенной прямо на территории Ботсада. Развели
большой очаг, сварили глинтвейн… такие вещи меня вставляют.
ОРДА
Читал отчет по конно-пешему походу по Алтаю
который
состоялся в 1910 году. Из интересного: до Мьюты у автора находится
Россия, а после – Орда. Выехали из Камлака… Черга… Барлак… Мьюта… стоп!
Готов голову положить – Орда начинается в Черге. Однозначно!
Вот свернули в поворот, увидели бордовую горку,
исписанную драгоценными именами будущих авторов отчетов (Славка1997,
Данька с Новосиба, Ильюша + Костян = ...), подняли глаза, рассмотрели
снежную вершину, а сразу под ней — Черга. Орда - мир кочевников. Мир
кочевников – это чужая природа и чужие люди.
Чужая природа. Камни, снежные шапки гор,
костлявые березы и ноль зелени, ноль. Как будто за спиной и не было
никакой бушующей весны. Кругом вечная неустроенность. Поднимаемся на
Семинский, вокруг все в снегу. Настоящая зима, подкрашенная зеленым
морем тайги!
Но природа какая то своя, «русская». Здесь комфортно. Снова спускаемся, точнее, погружаемся в Орду.
Снова все желтеет - холод по коже, Лед вдоль реки - сдвинутые брови, Бараны пасутся – шашлыков неохота, Чужая природа!
Чужие люди. Конечно,
все люди разные. Русские и пиндосы, китайцы и японцы, марсельцы и
парижане. Но здесь другое. Водораздел между детским и родительским,
открытостью и игрой, простым и сложным. Алтайцем жить легко, стать –
невозможно. Так взрослый никогда уже не станет ребенком. Ну только если
сам уверует… Интересно, алтайцы понимают свое счастье?
Белый бурхан – косичка на затылке, Ульген добрый - Эрлик злой, Курганы в степи — гордость за предков, Чужие люди!
В таких местах особо радуешься навстречу катящимся
машинам с кодом региона 54. Почти такая же радость от цифр 42, 22, 70,
24, 55. Вот только 95% попадавшихся нам - 04. И только два места есть в
Орде по Чуйскому тракту, где все с точностью наоборот. Два места, точнее
две точки, другими словами - две турбазы.
Точка №1 —это кордон Кор-Кечу, фактически турбаза для сплавщиков. Точка №2 — это гостиница Олега Болтокова в Курайской степи, фактически турбаза для альпинистов. Эти
два места не совсем подходят для семейного формата поездки
(муж+жена+маленький ребенок), но в любом случае других вариантов нет.
Потому что другие варианты — это гостиницы Белого бома, Чуй-Оозы,
Онгудая и Акташа, где запросто можно напороться на местную алтайскую
пьянку (свадьбу, например), и как раз именно в праздники или выходные
дни. А они добром не заканчиваются, даже для самих алтайцев. А раз так, то нужно специально настроиться на общение с местными.
У
меня получилось так, что я планировал отдыхать на кордоне Кор-Кечу по
дороге в Чуйскую степь и потом на обратном пути. В первый заезд сошелся с
местным администратором-алтайцем, хотя это было непросто, глядя на его
пьяный вид и бригаду из 15-ти его неуправляемых друзей, шумно
толпившихся в одном маленькой комнатенке на «ресепшене». Договорился с
ним, что через пару дней заеду на базу к ним еще раз и забронировал
домик. Приехав через 2 дня, обнаружил, что того алтайца след простыл
(как я понял, его просто сняли за пьянки), а про мою бронь никто не
знает. Пришлось входить в контакт второй раз (методом покупки презиков в
Купчегени), результатом чего занял домик №5, который всем однозначно
советую.
Точка №2 — гостиница, а если называть вещи своими
именами, обычный деревенский дом Олега Болтокова в Курайской степи. На
его территории стоит десяток машин, три здоровых автобуса и юрта. В
самом доме три комнаты и зал... в первую ночь заснуть не мог из за
доносящегося из зала богатырского храпа — водители автобусов выпили
намедни. На вторую ночь водители опять выпили, но и мой коньячок
пригодился — спал как суслик. Утром выходишь из дома — красота... Чуя,
Актру, елки, костерок... ну и ветерок, кстати, тоже.
Отсюда же ездили в Чуйскую степь. Конечно, там не на
всяких машинах погоняешь, речки разлились по весне, но как вариант — сам
же Олег Болтоков и предоставит УАЗик на день, отвезет в Елангаш, Юстыт,
Бар-Бургазы... эх, мечта этнографа... сплошное кладбище древних
народов, из которых в один прекрасный момент получились первые в мире
тюрки.
Кстати, УАЗик стоит 4000-6000 за день. Если на
четверых разбить, то и свою машину гробить не надо. Ну а если еще найти
время и на Актру сгонять, то просто цены такой гостинице нет. Всем
советую.
ПОЛЕЗАЙ В МАШИНУ ФЕДЯ, ДОЧИТАЙ И ... ЕДЕМ!
Майская поездка по Чуйскому тракту семьей — это хорошая идея. Берете 5 дней отпуска и получаете 11 дней отдыха. Общая схема:
-
Доезжаете до Аи/Чемала, там адаптируетесь 3 дня и наблюдаете за
наступлением весны. События: экскурсии на водопады Камышлинский, Чеч-Кыш
и который за Куюсом, Патмос и Чемальская ГЭС, Тавдинские пещеры,
шашлыки. Лучшее питание: кафе «Узбекская кухня» (474-й км) в Манжерке —
оценка 4+ (справа, если ехать от Маймы).
-
Доезжаете до Кордона Кор-Кечу и занимаете 5-ый домик. Бронируете
заранее. События: поход в долины Катуни по деревянной лестнице в сторону
Кадрина, автопоездки на слияние Чуи-Катуни, петроглифы Калбак-Таш.
Занимательно искать петроглифы прямо на базе, я вот их не видел, но они —
есть. Лучшее питание: кафе «Чуй-Оозы» (714-й км) оценка 4- (бывают три
блюда алтайской кухни: чучук, чеген и что то а-ля вареные бараньи
потрошки, ловите шанс)
-
Доезжаете до Гостиницы Болтокова в Кызыл-Таш (Курайская степь).
Бронируете заранее, так как при нас народ реально на улице в спальниках
спал — мест не было. Экскурсии: заброска на Актру, автопоездки по
Чуйской степи, на Улаганские озера/Красные ворота. Лучшее питание: кафе
«Юлдуз» на выезде из Кош-Агач по М-52, оценка 5+. Кафе достойное того,
чтобы называться лучшим на Алтае. Кухня казахская.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
|