Мы
собирались проехать этим маршрутом уже два года, но никак не удавалось -
то не было места в графике летних походов, то ни набиралась группа.
И
наконец всё получилось, и на один из самых живописных веломаршрутов
Горного Алтая набралась команда 12 человек: Алексей Домашей, Света
Глушкова, Володя Коновалов, Паша Бирюков, Рома Петухов, Саша Янцен,
Максим Карпов, Таня Прудникова, Володя Переломов, Женя Качанов, Надя
Щербакова, Дима Щербаков. Утром 19 июня в 8 утра мы погрузились в
микроавтобус и отправились в путь. День первый. Пер.Семинский - п.Шишикман, 47км, 2часа
Велопоход "Алтайское кольцо"
пер.Семинский
- п.Шишикман - п.Онгудай - пер.Чикет-Аман - п.Иня - р.Чуя - п.Акташ -
пер.Улаганский - п.Улаган - пер.Кату-Ярык - р.Чулышман -р.Чульча - мыс
Кырсай - Телецкое озеро
(с 19 по 28 июня 2009 года)
Утро
выдалось хорошим - ясное и солнечное, и где-то до Усть-Семы хорошая
погода не покидала нас, но ближе к Семинскому перевалу неба затянуло.
Около 15:00 мы были на перевале. Пока на нас сплошной стеной надвигалась
полоса тумана, мы собирали велосипеды, раскладывали продукты и
готовились к выезду, попутно утепляясь, так как предстоял затяжной
спуск. Спуск запомнился густыми клубами тумана, живописно украшающими
горизонт, и то и дело принимающимся ливнем, который здорово нас
вымачивал на большой скорости. Время от времени мы останавливались,
чтобы дождаться друг-друга. Тут кстати мы и узнали, что наши друзья из
Новосибирска - Дима и Надя - микробиологи. Так как вместо
ветро-водо-защиты они использовали белые лабораторные костюмы из
какой-то хитрой ткани. Вот наверное забавное думали водители,
проезжающие мимо :). Скорость движения была хорошей, и мы решили не
останавливаться у Туекты, а двигаться дальше. Перед п.Шишикман я
останавливаю передовую часть группы, дождаться всех, так как дальше
только Онгудай, вокруг которого особо встать негде, а время уже вечернее
и опять собирается полить дожик. Мы собираемся вместе и вполне удачно
встаём на Урсуле, закрытые от дороги деревьями. Натягиваем тентик, чтобы
хотя бы дежурных (меня и Пашу) прикрывало от дождя, - и ставим лагерь. Из-за
прошедших и идущих ливней уровень воды в реках просто запредельный.
Глядя на разлившийся Урсул невольно думаешь: как же хорошо, что у нас на
маршруте по пути нет крупных бродов. Вечер выдался у нас без дождя и позволил нам хорошо посидеть, пообщаться и пошутить. А завтра нас ждёт полноценный ходовой день. День второй. п.Шишикман - пер.Чикет-Аман - р.Б.Яломан, 68км, 4 часа Всю
ночь и утро лил дождь, а если точнее - то просто ливень. И из палаток в
положенные 7 утра мы не вылазим, ждём когда кончится. Только в 9 утра,
выспавшиеся и голодные мы принимаемся готовить завтрак и собирать
лагерь. А уже в 10:30 выезжаем.
Вокруг как всегда туман. Дорога
на перевал Чикет-Аман, виднеющаяся где-то вдалеке и вверху, в клубах
тумана - смотрится настораживающе :). Проезжая п.Онгудай и п.Хабаровка
начинается основной подъём. Мы идём несколькими группами по силам.
Первые - Володя, я и Паша. Далее Саша и Максим, и дальше остальные.
Начинается основной взлёт и начинается дождь. Горизонт заволакивает так,
что не видно ничего. Едешь как в сказке, видимость пару десятков
метров, а дальше "молоко". На вершине перевала бушует непогода - льёт
как из ведра. Сухого на нас нет абсолютно ничего, и мы не задерживаясь
начинаем аккуратно спускаться. Я не выпускаю никого впереди себя,
чтобы не пролетели обеденную стоянку. Спустившись 4км, мы встаём у
ключа - на месте запланированного обеда. Ливень продолжается. И у нас с
Пашей и Володей задача развести костёр и начинать готовить, чтобы наши
замёрзшие мокрые "соплеменники" приехали к теплу и еде. Мы пытаемся
искать более менее сухие дрова, за которыми Паша лазит буквально на
деревья, и спустя минут 40 наконец-то ливень стихает и Володя с Пашей
титаническими усилиями разводят костерок, которого хватает на два
котелка. Подъехавшая группа отправляется снова за дровами, и общими
усилиями костёр становится "пионерским", и обед готовится быстро. Дождь
наконец-то прекратился. Небо хоть и хмурится, но нас жалеет. После
обеда у нас начинается очень красивая дорога вдоль Катуни, идущая то по
широкой долине с древними курганами, то по красивым бомам над рекой. На
притоке Катуни - реке Большой Яломан, в её устье, мы встаём на ночёвку.
Место живописное - с одной стороны мутная бурная Катунь, с другой
стороны чистый и не менее бурный Яломан, каменистый пляж, виды на
уникальные Катунские террасы, на уровне которых когда-то находилась
вода, вымывая мягкие породы и образовывая ровные береговые площадки. Вечером небо впервые начинает разъяснивать, и виднеются голубые прогалины. Жизнь налаживается.
День третий. Р.Б.Яломан - п.Иня - р.Чуя (порог Бегемот), 73км, 4:23 часа На
части Чуйского тракта после перевала Чикет машин стало совсем мало, и
дорога - вся наша. Сутра светит солнце и мы едем, просто наслаждаясь
долиной Катуни и живописными скалами. Доезжаем до п.Иня, где закупаемся в
пекарне свежим хлебом, проезжаем мимо древних менгиров (поминального
зарактера) и отправляемся дальше. Дорога тут хоть и идёт вниз по
течению Катуни - довольно изматывающая, с частыми наборами и сбросами
высоты. Подъезжаем к "стрелке" Чуи и Катуни, небольшая фотосессия - и мы
начинаем двигаться вверх по реке Чуя. Дорога очень красивая, и идёт
высоко над рекой. Хороший вид открывается с дороги на порог "Турбинный",
который смотрится особенно мощно при сегодняшнем большом уровне воды. Не доезжая с километр до Белого Бома - мы встаём на обед, сушим вещи, купаемся, загораем - в общем отдыхаем на славу.
В
сегодняшний день больше всего меня приятно удивил Володя Переломов, наш
старший друг, профессиональный водник, который сидел на велосипеде в
последний раз в далёкой молодости, не побоялся купить велосипед, сесть и
сразу поехать с нами в поход. И хотя ему было заметно тяжело - крутил
наравне с молодыми, через усталость и болевые ощущения, которые всегда
бывают с непривычки.
После обеда мы проезжаем ещё немного вдоль
Катуни и останавливаемся у красивого водопада у дороги. Умываемся, пьём
прохладную водичку, собираемся вместе, и отъехав ещё немного спускаемся к
Чуе к порогу "Бегемот" на стоянки, где обычно проходит "Чуя-Ралли". Тут
мы встаём на ночёвку. После небольшого отдыха и купания, мы вместе с
Володей Переломовым идём на осмотр порога. Володя, как опытный водник,
проводит для нас экскурсию. Порог красивый, особенно камень "акулий
плавник" посреди течения реки. Вечер проходит у костра в тишине и разговорах.
День четвёртый. Р.Чуя - п.Акташ - пер.Улаганский - р.Кубадру, 80км, 5:15 часа Сегодня
снова солнечно и ясно. Около 9 утра мы выезжаем от реки на дорогу.
Асфальт идёт отличного качества, недавно положенный. Дорога прыгает то
высоко поднимаясь над долиной Чуи, то снова спускаясь к реке. Около 11 утра мы подъезжаем к п.Акташ, от которого уходим с трассы м начинаем карабкаться в Улаганский перевал. В
Акташе к сожалению нас покидает Максим - из-за срочного вызова на
работу приходится отменить поход. И дальше нас остаётся только 11.
Подъём
на Улаганский перевал можно разделить на две часть - первая очень
крутая, она и предстояла нам в начале. Дорога - качественная грунтовка,
петляющая вдоль бурного потока речки Чибитка по узкой извилистой
долине. Подъёмы иногда столь крутые, что гружёный велосипед даже на
передаче 1:1 встаёт на дыбы. Проезжаем "Красные ворота" - скальные
ворота из красной породы, сквозь которые с шумом прорывается река, и
дорога становится немного положе. Наконец появляются полочки, пригодные
для стоянки. И выехав к озеру, я останавливаюсь, чтобы дождаться
остальных и готовить обед. Володя Коновалов начинает заниматься костром,
потихоньку собирается народ. Растянулись мы совсем несильно, не смотря
на достаточно трудную дорогу.
Пообедав, мы немного спим, и
собираемся дальше в путь. Нам предстоит ещё около 12км до вершины
перевала. Дорога выходит выше границы леса, и начинается высокогорная
тундра: поросшие карлушкой склоны пологих холмов, небольшие высокогорные
озёра, суровые пейзажи заснеженных вершин Курайского хребта - такими
встретило нас Улаганское плато. Пару раз принимался мелкий дождик, но
так и не пошёл. И вскоре мы заезжаем на перевал. Виды с перевала очень красивые, и мы долго гуляем и фотографируемся. Спуск
- крутой и стремительный, с крупной гравийкой. В долине ручья ещё лежит
снег. Спускаюсь до удобного места стоянки на чистом ручье, где собираю
группу, но Володя Коновалов, в своём стиле, проносится мимо не
остановившись на окликания, и приходится нам спускаться ниже. Доезжаем
до моста через р.Кубадру. Мест встать не на виду особо нет - берега или
обрывистые или заняты и просматриваются с дороги как на ладони.
Оставляем с Алексеем велосипеды и идём искать. Интуитивно выруливаем на
лесную дорожку, у которой через километр находим отличную оборудованную
закрытую стоянку и чистейшим родником. Вот уж действительно находка! Оставляем на своротке куртку, чтобы не пролететь место, возвращаемся и привозим сюда группу. Только
успеваем умыться и приготовить ужин - как начинается снова дождик. И мы
- кто спать по палаткам, кто играть в "громкие игры" в палатке-"общаге"
Володи Переломова.
День пятый. Р.Кубадру - п.Улаган - пер.Кату-Ярык - р.Чулышман, 64км, 5 часов С
утра хмурится и дожит. Дима с Надей оперативно готовят вкуснейший
завтрак и мы отправляемся в путь. Доезжаем до п.Улаган, где нас просят
зарегистрироваться в местном спас.отряде, регистрируемся и едем дальше. После
п. Улаган начинается постепенный затяжной подъём на Чулышманское
нагорье, вдоль реки Большой Улаган. Дорога - жуткая гравийка с
непрекращающейся стиральной доской. После п.Улаган дожик кончается и за спиной открывается отличный вид заснеженных вершин. Доезжаем
до п.Балыктуюль, где собираемся все вместе, и отъехав от него ещё
немного - Алексей проводит экскурсию на Пазырыкские курганы - комплекс
царских курганов до 25 метров в диамете. Дальше дорога превращается в
укатанную грунтовку, постоянно идущую то стремительно вниз, то не менее
стремительно вверх. Обедаем у реки, и отправляемся дальше в перевал. Наконец
мы достигаем высшей точки (хотя вершина этого перевала очень неявная),
откуда открывается головокружительный вид на красивейшее озеро и
заснеженные хребты. Небольшая фотосессия - и спуск. Дорога на спуске
кардинально меняется - теперь это грязная размытая грунтовка с
множеством луж. Колёса предательски юзят. И вот остаётся сотня метров
до ущелья над рекой Чулышман - без преувеличения самого красивого места
на земле. И начинается ливень, который застилает всё вокруг. Обидно до
слёз. Мы с Пашей останавливаемся со словами: а не переждать ли нам его.
И ливень сжалился - он прекратился так же быстро как и начался, над
долиной Чулышмана встала радуга. Мы спустившись к обрывам и оставив
велосипеды - отправились фотографировать. Красота этого места
поражает воображения. И хотя я и многое видела в своей жизни, пожалуй
теперь на первом месте - Чулышман, река в которую невозможно не
влюбиться!
После долгой фотосессии мы начинаем спускаться по ещё
одному чуду этих мест - по ущелью Чулышмана. Серпантины дороги
сбрасывают 800м на 3.5км. Так как дорога опасна своим крутым уклоном и
рассыпными камнями - предупреждаем всех не разгоняться и в случае
неуверенности идти пешком. Но не так страшен чёрт - дорога
проезжается на зажатых тормозах вполне нормально. Лишь на паре виражей
слезаю с велосипеда, дабы поберечь нервы и пофотографировать.
В
километре от перевала в тополях мы встаём на ночёвку на берегу
Чулышмана. Моемся в холодной воде реки, отдыхаем после очередного
хорошего ходового дня, делимся впечатлениями.
День шестой. Р.Чулышман - Туданский каскад - устье р.Чульча, 29км, 2:30 часа. Красота
продолжается. И позавтракав, мы отправляемся в путь. Долина Чулышмана
окружена отвесными скалами и все впадающие в него притоки - имеют форму
водопадов. Так мы и едем - любуясь большими и маленькими водопадами,
почти через каждый километр.
Вскоре слышится рёв реки. Тут
начинается Туданский каскад порогов. Сначала ходим посмотреть первую
ступень, затем немного проезжаем и смотрим вторую. Уровень воды в
Чулышмане очень высокий и пороги - сплошное месиво воды, огромные бочки,
валы, камни. Такие они - пороги шестой категории, которые в такую
большую воду непроходимы. Мощь просто поражает. Алексей и Володя Переломов, зная как оно бывает, запрещают подходить близко к воде по мокрым камням. Вода непредсказуема.
После
порогов проезжаем ещё пару десятков километров. Качество гравийки здесь
низкое - дорога очень каменистая, иногда со стиральной доской. Поэтому
скорость передвижения совсем невысокая. Во всех красивых местах -
останавливаемся для фотографирования.
Недалеко от устья Чульчи
Алексей командует остановку, чтобы набрать длинных жердей из плавника
для рамы катамарана. Да, мы везём с собой катамаран, чтобы переправиться
через Чулышман. Совместными усилиями мы добываем жерди, убираем с
них сучки, ровняем по длине. Мужчины привязывают их к велосипедам и мы
едем дальше.
Встаём на стоянку недалеко за устьем, на острове
посреди реки, преодолев брод по колено. Остров достаточно высокий и
опасности затопления нет. На одной краю острова живут журавли
"красавка", а на другом мы :).
После обеда и купания в реке, мы
собираем катамаран и отправляемся в пробное плаванье на спокойной
протоке. Загребными - Алексей и Володя Коновалов, пассажирами - я и
Паша. Проба проходит успешно. Затем Володя и Алексей переправляются
через Чулышман и обратно, намечая места для чалки.
Вечер проходит в отдыхе, сне, и как всегда - в играх в "общаге".
День седьмой. Днёвка. Переправа. Радиальный выход вверх по р.Чульча. Под утро зарядил очень сильный дождь, который всё лил и лил, как бы говоря: нечего вам делать в моих владениях. Затем
небо начало растягивать, мы позавтракали и начали переправляться.
Переправляли по двое человек. Все, кого переправили, помогали на том
берегу заносить катамаран выше по течению. Процесс прошёл крайне успешно и доставил массу удовольствия!
По
тропе мы отправляемся вверх по реке Чульча. Вначале идём по пологой
долинке, на которой видны следы суваков - древних оросительных каналов,
используемых для земледелия во времена, когда эти земли были заселены
китайцами. Затем начинается настоящая горная тропа, кое где видны следы
сошедших камней на обсыпных склонах. Пройдя около 3 км, мы упираемся в
приток, который перегораживает нам путь. Осмтр на 500метров вверх в
скалы и вниз показал, что перебрести его безопасно невозможно - мощь
воды такой силы, что не даёт шанса удержаться, если окажешься в воде.
Строить переправу возможно только в самых верховьях и это займёт минимум
пару часов, а впереди ещё три таких же притока. Таким образом июньская вода всё же не пустила нас к своим владеньям, и нам приходится возвращаться. На
обратном пути мы с Алексеем договариваемся, что пассажиры в этот раз
поменяются с загребными и всем желающим дадут погрести :). Сначала
таким образом переправляемся мы с Таней - Володя и Алексей контролируют и
помогают, если не хватает сил. Затем Паша с Ромкой, затем Женя. В общем покатались на славу :). На
берегу нас ждал Володя Переломов, который за это время успел пообщаться
с проезжающими мимо велосипедистами из других городов.
Мы купаемся, обедаем, разбираем и просушиваем катамаран и просто отдыхаем.
День восьмой. Устье р.Чульча - п.Балыкча - мыс Кырсай, 50км. За
два дня, которые мы стояли на острове, вода в Чулышмане упала почти на
40см ! и брод по колено с острова теперь мы преодолеваем не разуваясь по
мелким камушкам.
Но дорога не даёт нам расслабиться, то и дело
бродя большие и маленькие речки и различные протоки. В общей сложности
мы сегодня прошли и проехали через два десятка больших и маленьких
ледяных бродов. Долина Чулышмана в нижнем течении более широкая и
равнинная, вода всё ещё достаточно высокая и кое-где подтапливает
дорогу, сплошь усеянную большими и маленькими лужами, которые не дают
расслабиться - езда становится очень техничной. Едем мы сегодня тесной
группой, практически нигде не растягиваясь и никуда особо не торопясь.
К
обеду мы приезжаем в п.Балыкча - единственный крупный посёлок в этом
районе "у чёрта на рогах". Делаем дозакупку продуктов и хлеба. Цены
безумно высокие, так как сюда всё завозят. За хлеб просят 40руб за
булку. Нам удаётся немного сторговаться, но делать нечего - приходится
покупать. Так как запасы сухарей, которые мы везли из города на дни
автономки - кончились, а у народа, как и водится в середине похода, -
открылся зверский аппетит.
За Балыкчой мы встаём на обед. После
которого проезжаем ещё 10км и выезжаем к мысу Кырсай. Все дорожки вокруг
подтоплены высокой водой, и наши велосипеды - чуть ли не самый
проходимый транспорт. Мы выбираемся на песчаную косу мыса и ставим лагерь. Только
успеваем поставить палатки и начинается ливень. А мы с Таней не долго
думая, отправляемся купаться под дождём в тёплой воде в заводи мыса
Кырсай - вот уж по истине удовольствие, - народу никого, песчаное дно,
тёплая вода, тёплый дождь и ты смываешь соль и усталость ходового дня,
заряжаясь энергией от стекающих струй. Вот оно счастье!
Дождик
стихает. Но мыс Кырсай показал свою истинную
|