3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Велопоход "Алтайское кольцо"

Мы собирались проехать этим маршрутом уже два года, но никак не удавалось - то не было места в графике летних походов, то ни набиралась группа.


И наконец всё получилось, и на один из самых  живописных веломаршрутов Горного Алтая набралась команда 12 человек:
Алексей Домашей, Света Глушкова, Володя Коновалов, Паша Бирюков, Рома Петухов, Саша Янцен, Максим Карпов, Таня Прудникова, Володя Переломов, Женя Качанов, Надя Щербакова, Дима Щербаков.  Утром 19 июня в 8 утра мы погрузились в микроавтобус и отправились в путь.

День первый. Пер.Семинский - п.Шишикман, 47км, 2часа



Велопоход "Алтайское кольцо"

пер.Семинский - п.Шишикман - п.Онгудай - пер.Чикет-Аман - п.Иня - р.Чуя - п.Акташ - пер.Улаганский - п.Улаган - пер.Кату-Ярык - р.Чулышман -р.Чульча - мыс Кырсай - Телецкое озеро

(с 19 по 28 июня 2009 года)

 Утро выдалось хорошим - ясное и солнечное, и где-то до Усть-Семы хорошая погода не покидала нас, но ближе к Семинскому перевалу неба затянуло. Около 15:00 мы были на перевале. Пока на нас сплошной стеной надвигалась полоса тумана, мы собирали велосипеды, раскладывали продукты и готовились к выезду, попутно утепляясь, так как предстоял затяжной спуск.
Спуск запомнился густыми клубами тумана, живописно украшающими горизонт, и то и дело принимающимся ливнем, который здорово нас вымачивал на большой скорости. Время от времени мы останавливались, чтобы дождаться друг-друга. Тут кстати мы и узнали, что наши друзья из Новосибирска  - Дима и Надя - микробиологи. Так как вместо ветро-водо-защиты они использовали белые лабораторные костюмы из какой-то хитрой ткани. Вот наверное забавное думали водители, проезжающие мимо :).
Скорость движения была хорошей, и мы решили не останавливаться у Туекты, а двигаться дальше. Перед п.Шишикман я останавливаю передовую часть группы, дождаться всех, так как дальше только Онгудай, вокруг которого особо встать негде, а время уже вечернее и опять собирается полить дожик. Мы собираемся вместе и вполне удачно встаём на Урсуле, закрытые от дороги деревьями. Натягиваем тентик, чтобы хотя бы дежурных (меня и Пашу) прикрывало от дождя, - и ставим лагерь.
Из-за прошедших и идущих ливней уровень воды в реках просто запредельный. Глядя на разлившийся Урсул невольно думаешь: как же хорошо, что у нас на маршруте по пути нет крупных бродов.
Вечер выдался у нас без дождя и позволил нам хорошо посидеть, пообщаться и пошутить. А завтра нас ждёт полноценный ходовой день.

 

  

 

День второй. п.Шишикман - пер.Чикет-Аман - р.Б.Яломан, 68км, 4 часа


Всю ночь и утро лил дождь, а если точнее - то просто ливень. И из палаток в положенные 7 утра мы не вылазим, ждём когда кончится. Только в 9 утра,  выспавшиеся и голодные мы принимаемся готовить завтрак и собирать лагерь. А уже в 10:30 выезжаем.

Вокруг как всегда туман. Дорога на перевал Чикет-Аман, виднеющаяся где-то вдалеке и вверху, в клубах тумана - смотрится настораживающе :). Проезжая п.Онгудай и п.Хабаровка начинается основной подъём.
Мы идём несколькими группами по силам. Первые - Володя, я и Паша. Далее Саша и Максим, и дальше остальные. Начинается основной взлёт и начинается дождь. Горизонт заволакивает так, что не видно ничего. Едешь как в сказке, видимость пару десятков метров, а дальше "молоко". На вершине перевала бушует непогода - льёт как из ведра. Сухого на нас нет абсолютно ничего, и мы не задерживаясь начинаем аккуратно спускаться.
Я не выпускаю никого впереди себя, чтобы не пролетели обеденную стоянку. Спустившись 4км, мы встаём у ключа  - на месте запланированного  обеда. Ливень продолжается. И у нас с Пашей и Володей задача развести костёр и начинать готовить, чтобы наши замёрзшие мокрые "соплеменники" приехали к теплу и еде.
Мы  пытаемся искать более менее сухие дрова, за которыми Паша лазит буквально на деревья, и спустя минут 40 наконец-то ливень стихает и Володя с Пашей титаническими усилиями  разводят костерок, которого хватает на два котелка.
Подъехавшая группа отправляется снова за дровами, и общими усилиями костёр становится "пионерским", и обед готовится быстро. Дождь наконец-то прекратился. Небо хоть и хмурится, но нас жалеет.
После обеда у нас начинается  очень красивая дорога вдоль Катуни, идущая то по широкой долине с древними курганами, то по красивым бомам над рекой.
На притоке Катуни - реке Большой Яломан, в её устье, мы встаём на ночёвку. Место живописное - с одной стороны мутная бурная Катунь, с другой стороны чистый и не менее бурный Яломан, каменистый пляж, виды на уникальные Катунские террасы, на уровне которых когда-то находилась вода, вымывая мягкие породы и образовывая ровные береговые площадки.
Вечером небо впервые начинает разъяснивать, и виднеются голубые прогалины. Жизнь налаживается.

 

 

День третий. Р.Б.Яломан - п.Иня - р.Чуя (порог Бегемот), 73км, 4:23 часа


На части Чуйского тракта после перевала Чикет машин стало совсем мало, и дорога - вся наша. Сутра светит солнце и мы едем, просто наслаждаясь долиной Катуни и живописными скалами. Доезжаем до п.Иня, где закупаемся в пекарне свежим хлебом, проезжаем мимо древних менгиров (поминального зарактера) и отправляемся дальше.
Дорога тут хоть и идёт вниз по течению Катуни - довольно изматывающая, с частыми наборами и сбросами высоты. Подъезжаем к "стрелке" Чуи и Катуни, небольшая фотосессия - и мы начинаем двигаться вверх по реке Чуя.
Дорога очень красивая, и идёт высоко над рекой. Хороший вид открывается с дороги на порог "Турбинный", который смотрится особенно мощно при сегодняшнем большом уровне воды.
Не доезжая с километр до Белого Бома - мы встаём на обед, сушим вещи, купаемся, загораем - в общем отдыхаем на славу.

В сегодняшний день больше всего меня приятно удивил Володя Переломов, наш старший друг, профессиональный водник, который сидел на велосипеде в последний раз в далёкой молодости, не побоялся купить велосипед, сесть и сразу поехать с нами в поход. И хотя ему было заметно тяжело - крутил наравне с молодыми, через усталость и болевые ощущения, которые всегда бывают с непривычки.

После обеда мы проезжаем ещё немного вдоль Катуни и останавливаемся у красивого водопада у дороги. Умываемся, пьём прохладную водичку, собираемся вместе, и отъехав ещё немного спускаемся к Чуе к порогу "Бегемот" на стоянки, где обычно проходит "Чуя-Ралли". Тут мы  встаём на ночёвку. После небольшого отдыха и купания, мы вместе с Володей Переломовым идём на осмотр порога. Володя, как опытный водник, проводит для нас экскурсию. Порог красивый, особенно камень "акулий плавник" посреди течения реки.
Вечер проходит у костра в тишине и разговорах.

 

 

 

День четвёртый. Р.Чуя - п.Акташ - пер.Улаганский - р.Кубадру, 80км, 5:15 часа


Сегодня снова солнечно и  ясно. Около 9 утра мы выезжаем от реки на дорогу. Асфальт идёт отличного качества, недавно положенный. Дорога прыгает то высоко поднимаясь над долиной Чуи, то снова спускаясь к реке.
Около 11 утра мы подъезжаем к п.Акташ, от которого уходим с трассы м начинаем карабкаться в Улаганский перевал.
В Акташе к сожалению нас покидает Максим - из-за срочного вызова на работу приходится отменить поход. И дальше нас остаётся только 11.

Подъём на Улаганский перевал можно разделить на две часть - первая очень крутая, она  и предстояла нам в начале. Дорога - качественная грунтовка, петляющая вдоль бурного потока речки Чибитка по узкой извилистой долине. Подъёмы иногда столь крутые, что гружёный велосипед даже на передаче 1:1 встаёт на  дыбы.
Проезжаем "Красные ворота" - скальные ворота из красной породы, сквозь которые с шумом прорывается река, и дорога становится немного положе. Наконец появляются полочки, пригодные для стоянки. И выехав к озеру, я останавливаюсь, чтобы дождаться остальных и готовить обед. Володя Коновалов начинает заниматься костром, потихоньку собирается народ. Растянулись мы совсем несильно, не смотря на достаточно трудную дорогу.

Пообедав, мы немного спим, и собираемся дальше в путь. Нам предстоит ещё около 12км до вершины перевала. Дорога выходит выше границы леса, и начинается высокогорная тундра: поросшие карлушкой склоны пологих холмов, небольшие высокогорные озёра, суровые пейзажи заснеженных вершин Курайского хребта - такими встретило нас Улаганское плато. Пару раз принимался мелкий дождик, но так и не пошёл. И вскоре мы заезжаем на перевал.
Виды с перевала очень красивые, и мы долго гуляем и фотографируемся.
Спуск - крутой и стремительный, с крупной гравийкой. В долине ручья ещё лежит снег. Спускаюсь до удобного места стоянки на чистом ручье, где собираю группу, но Володя Коновалов, в своём стиле, проносится мимо не остановившись на окликания, и приходится нам спускаться ниже.
Доезжаем до моста через р.Кубадру. Мест встать не на виду особо нет - берега или обрывистые или заняты и просматриваются с дороги как на ладони. Оставляем с Алексеем велосипеды и идём искать. Интуитивно выруливаем на  лесную дорожку, у которой через километр находим отличную оборудованную закрытую стоянку и чистейшим родником. Вот уж действительно находка!
Оставляем на своротке куртку, чтобы не пролететь место, возвращаемся и привозим сюда группу.
Только успеваем умыться и приготовить ужин - как начинается снова дождик. И мы - кто спать по палаткам, кто играть в "громкие игры" в палатке-"общаге" Володи Переломова.

 

  

День пятый. Р.Кубадру - п.Улаган  - пер.Кату-Ярык - р.Чулышман, 64км, 5 часов


С утра хмурится и дожит. Дима с Надей оперативно готовят вкуснейший завтрак и мы отправляемся в путь. Доезжаем до п.Улаган, где нас просят зарегистрироваться в местном спас.отряде, регистрируемся и едем дальше.
После п. Улаган начинается постепенный затяжной подъём на Чулышманское нагорье, вдоль реки Большой Улаган. Дорога - жуткая гравийка с непрекращающейся стиральной доской.
После п.Улаган дожик кончается и за спиной открывается отличный вид заснеженных вершин.
Доезжаем до п.Балыктуюль, где собираемся все вместе, и отъехав от него ещё немного - Алексей проводит экскурсию на Пазырыкские курганы - комплекс царских курганов до 25 метров  в диамете.
Дальше дорога превращается в укатанную грунтовку, постоянно идущую то стремительно вниз, то не менее стремительно вверх. Обедаем у реки, и отправляемся дальше в перевал.
Наконец мы достигаем высшей точки (хотя вершина этого перевала очень неявная), откуда открывается головокружительный вид на красивейшее озеро и заснеженные хребты. Небольшая фотосессия - и спуск. Дорога на спуске кардинально меняется - теперь это грязная размытая  грунтовка с множеством луж. Колёса предательски юзят.
И вот остаётся сотня метров до ущелья над рекой Чулышман - без преувеличения самого красивого места на земле. И начинается ливень, который застилает всё вокруг. Обидно до слёз. Мы  с Пашей останавливаемся со словами: а не переждать ли нам его. И ливень сжалился - он прекратился так же быстро как и начался, над долиной Чулышмана встала радуга. Мы спустившись к обрывам и оставив велосипеды - отправились фотографировать.
 Красота этого места поражает воображения.  И хотя я и многое видела в своей жизни, пожалуй теперь на первом месте - Чулышман, река в которую невозможно не влюбиться!

После долгой фотосессии мы начинаем спускаться по ещё одному чуду этих мест - по ущелью Чулышмана. Серпантины дороги сбрасывают 800м на 3.5км. Так как дорога опасна своим крутым уклоном и рассыпными камнями - предупреждаем всех не разгоняться и в случае неуверенности идти пешком.
Но не так страшен чёрт - дорога проезжается на зажатых тормозах вполне нормально. Лишь на паре виражей слезаю с велосипеда, дабы поберечь нервы и пофотографировать.

В километре от перевала в тополях мы встаём на ночёвку на берегу Чулышмана. Моемся в холодной воде реки,  отдыхаем после очередного хорошего ходового дня, делимся впечатлениями.

 

День шестой. Р.Чулышман - Туданский каскад  - устье р.Чульча, 29км, 2:30 часа.


Красота продолжается. И позавтракав, мы отправляемся в путь. Долина Чулышмана окружена отвесными скалами и все впадающие в него притоки - имеют форму водопадов. Так мы и едем - любуясь большими и маленькими водопадами, почти через каждый километр.

Вскоре слышится рёв реки. Тут начинается Туданский каскад порогов. Сначала ходим посмотреть первую ступень, затем немного проезжаем и смотрим вторую. Уровень воды в Чулышмане очень высокий и пороги - сплошное месиво воды, огромные бочки, валы, камни. Такие они - пороги шестой категории, которые в такую большую воду непроходимы. Мощь просто поражает.
Алексей и Володя Переломов, зная как оно бывает, запрещают подходить близко к воде по мокрым камням. Вода непредсказуема.

После порогов проезжаем ещё пару десятков километров. Качество гравийки здесь низкое - дорога очень каменистая, иногда со стиральной доской. Поэтому скорость передвижения совсем невысокая. Во всех красивых местах - останавливаемся для фотографирования.

Недалеко от устья Чульчи Алексей командует остановку, чтобы набрать длинных жердей из плавника для рамы катамарана. Да, мы везём с собой катамаран, чтобы переправиться через Чулышман.  
Совместными усилиями мы добываем жерди, убираем с них сучки, ровняем по длине. Мужчины привязывают их к велосипедам и мы едем дальше.

Встаём на стоянку недалеко за устьем, на острове посреди реки, преодолев брод по колено. Остров достаточно высокий и опасности затопления нет. На одной краю острова живут журавли "красавка", а на другом мы :).

После обеда и купания в реке, мы собираем катамаран и отправляемся в пробное плаванье на спокойной протоке. Загребными - Алексей и Володя Коновалов, пассажирами - я и Паша. Проба проходит успешно. Затем Володя и Алексей переправляются через Чулышман и обратно, намечая места для чалки.

Вечер проходит в отдыхе, сне, и как всегда - в играх в "общаге".

 

 


День седьмой. Днёвка. Переправа. Радиальный выход вверх по р.Чульча.


Под утро зарядил очень сильный дождь, который всё лил и лил, как бы говоря: нечего вам делать в моих владениях.
Затем небо начало растягивать, мы позавтракали и начали переправляться. Переправляли по двое человек. Все, кого переправили, помогали на том берегу заносить катамаран выше по течению.
Процесс прошёл крайне успешно и доставил массу удовольствия!

По тропе мы отправляемся вверх по реке Чульча. Вначале идём по пологой долинке, на которой видны следы суваков - древних оросительных каналов, используемых для земледелия во времена, когда эти земли были заселены китайцами. Затем начинается настоящая горная тропа, кое где видны следы сошедших камней на обсыпных склонах.
Пройдя около 3 км, мы упираемся в приток, который перегораживает нам путь. Осмтр на 500метров вверх в скалы и  вниз показал, что перебрести его безопасно невозможно - мощь воды такой силы, что не даёт шанса удержаться, если окажешься в воде. Строить переправу возможно только в самых верховьях и это займёт минимум пару часов, а впереди ещё три таких же притока.
Таким образом июньская вода всё же не пустила нас к своим владеньям, и нам приходится возвращаться.
На обратном пути мы с Алексеем договариваемся, что пассажиры в этот раз поменяются с загребными и всем желающим дадут погрести :).
Сначала таким образом переправляемся мы с Таней - Володя и Алексей контролируют и помогают, если не хватает сил. Затем Паша с Ромкой, затем Женя.
В общем покатались на славу :).
На берегу нас ждал Володя Переломов, который за это время успел пообщаться с проезжающими мимо велосипедистами из других городов.

Мы купаемся, обедаем, разбираем и просушиваем катамаран и просто отдыхаем.

 

День восьмой. Устье р.Чульча - п.Балыкча - мыс Кырсай, 50км.


За два дня, которые мы стояли на острове, вода в Чулышмане упала почти на 40см ! и брод по колено с острова теперь мы преодолеваем не разуваясь по мелким камушкам.

Но дорога не даёт нам расслабиться, то и дело бродя большие и маленькие речки и различные протоки. В общей сложности мы сегодня прошли и проехали через два десятка больших и маленьких ледяных бродов.
Долина Чулышмана в нижнем течении более широкая и равнинная, вода всё ещё достаточно высокая и кое-где подтапливает дорогу, сплошь усеянную большими и маленькими лужами, которые не дают расслабиться - езда становится очень техничной. Едем мы сегодня тесной группой, практически нигде не растягиваясь и никуда особо не торопясь.

К обеду мы приезжаем в п.Балыкча - единственный крупный посёлок в этом районе "у чёрта на рогах". Делаем дозакупку продуктов и хлеба. Цены безумно высокие, так как сюда всё завозят. За хлеб просят 40руб за булку. Нам удаётся немного сторговаться, но делать нечего - приходится покупать. Так как запасы сухарей, которые мы везли из города на дни автономки - кончились, а у народа, как и водится в середине похода, - открылся зверский аппетит.

За Балыкчой мы встаём на обед. После которого проезжаем ещё 10км и выезжаем к мысу Кырсай. Все дорожки вокруг подтоплены высокой водой, и наши велосипеды - чуть ли не самый проходимый транспорт.
Мы выбираемся на песчаную косу мыса и ставим лагерь.
Только успеваем поставить палатки и начинается ливень. А мы с Таней не долго думая, отправляемся купаться под дождём в тёплой воде в заводи мыса Кырсай - вот уж по истине удовольствие, - народу никого, песчаное дно, тёплая вода, тёплый дождь и ты смываешь соль и усталость ходового дня, заряжаясь энергией от стекающих струй. Вот оно счастье!

Дождик стихает. Но мыс Кырсай показал свою истинную

Категория: blog |
28-03-2011, 13:55
Просмотров: 5433

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник