От южного берега Телецкого озера и до Чуйского тракта. Полезно иногда
наводить порядок в архиве. Теперь вот диск с фотографиями Володи
Соколаева. Села начала просматривать и все вплыло в голове. Вроде только
вчера вернулась из странствий.
И желание возникло продолжить рассказ о нашем путешествии по Горному
Алтаю.
А теперь о том как от Телецкого озера, с его южной
оконечности мы направились вдоль реки Чулышман дальше, к Улуганскому
плато, Пазырыкским курганам, Красным воротам, к Чуйскому тракту.
Передвигались мы в основном на велосипедах, я об этом уже упоминала
вроде.
Вид на Чулышман, справа вдали видна алтайская деревня Балыкча.
Повторюсь, нас шестеро взрослых, нет не шесть, семь и с нами двое
малышей. Серафима двух лет и Христина шести. Дети являются общественным
весом и везут их папеньки. У Володи к тому же куча фотоаппаратуры и она
тоже - общественная. Так что, велорюкзаки у нас под завязку. Продукты
везем из самой Москвы, так как многого тут просто нет. В деревенских
магазинах лопаты совковые, какие-то рулоны бязи и каменные пряники срок
годности которых истек в прошлом столетии. Утром пакуем рюкзаки,
прощаемся с гостеприимными алтайцами - дядей Петей и его женой Светланой
Николаевной (они меня приютили на неделю, пока народ ходил на
восхождение на Алтын-Ту- суровые, неразговорчивые, но если вы им
понравились, то напоят, накормят, мне есть что хорошее о них вспомнить.)
Велосипеды вроде еще пригодны к дальнейшему походу, у моего с помощью
местного умельца из Балыкчи - Михал Михалыча, опять спасибо, приварена
педаль и даже у очков, на которые я умудрилась наступить, умываясь утром
на берегу Чулышмана, припаяна дужка. То есть - ехать можем. Выехали по
утру. Дорога сносная, почти сухая и укатанная.
Доехали до
Балыкчи, поняли, что лучше взять машину. Народ после восхождения
вымотан. Идем к этому самому Михаилу Михайловичу на поклон, у него
вахтовка, он туристов привозит на озеро... Выслали на переговоры меня с
Машей, остальные сидят на окраине и ждут. Дочь хозяина поит нас чаем,
угощает свежим хлебом. Хлеб тут пекут сами и его не купить. Так что -
наслаждаемся. Ведем переговоры.
Михал Михалыч долго не
соглашается везти, у него зимой на перевале погибла жена - автобус
опрокинулся. Дочь отца пытается отговорить. Мы пьем чай и молчим. Чем-то
мы ему не нравимся явно. Наконец он решается: - Говори спасибо ей, - и кивает на играющую Серафимку. Грузимся в шестьдесят шестой. В кабину хозяин садит меня, Машу с Серафимой, остальные в вахтовку.
Едем, притоки Чулышмана уже полные воды. Переезжаем брод. Машину
начинает тащить по течению. Вода захлестывает мотор, мотор ревет, я
трясусь что овечий хвост, читаю про себя молитвы... Наконец попадаем на
другой берег. Проезжаем православную алтайскую деревеньку Ко с маленькой
деревянной церквушкой и в скорости мы уже под перевалом.
У перевала стоит машина с туристами. На берегу лежат катамараны, ящики, рюкзаки. Привезли водников для сплава, ребята из Чехии.
Наш водитель вдруг отказался ехать дальше. Даже возвратил деньги.
Только на бензин взял. Правда тут же договорился с хозяином второй
машины, и тот согласился нас поднять на перевал.
Перегрузили
велосипеды, рюкзаки, детей, себя. Я уселась у кабины, и к краю, что
ближе к скалам, крепко вцепляюсь обеими руками в борт и замираю. Это уже
потом сообразила, что по мере подъема, то один борт, то другой нависал
над пропастью. И пока машина ревела и тянулась в гору, уже раз сто
умерла от страха. Где-то на середине, мотор зачихал, заглох и машина
начала медленно сползать назад. Андреналина получили по полной. Я по
крайней мере точно.
Перевал Кату-Ярык представляет собой серпантин, вырубленный на склоне
горы, уклон которого (склона, не дороги) около семидесяти градусов.
Подъем длиной где-то 3,5 километра. На поворотах там есть места для
того, чтобы разминуться со встречными машинами. А так это одна колея с
пропастью с одной стороны и горой с другой. Перевал соединяет каньон
реки Чулышман с Улаганским районом. Высота перевала - 1600 м. Дорога
здесь проложена несколько лет назад, раньше были только тропы. И до
Балыкчи можно было добраться только по Телецкому озеру. Так что, в
следующий свой поход перевал я благоразумно прошла ногами, оставив
сомнительное "удовольствие" подруге - трястись и удерживать ручку
скоростей, которую при спуске с перевала постоянно выбивает даже на
полноприводном УАЗике.
На перевале на деревьях, кустах трепыхали ленточки - яломы. Володя нам
выдал тряпочки и мы тоже привязали на ветки. Дальше на машине проехали
совсем немного. Машина сломалась. Пришлось выгружать наш скарб,
прилаживать все на велосипеды и уже дальше ехать велотуристами.
Путь наш лежал к Пазырыкским курганам. Пазырак, от тувинского базырык
то и есть - курган. Курганы эти еще скифского периода, огромные насыпи
из камней, покрытых лишайниками и мхом. У самого большого кургана лежат
бревна и стоят деревянные столбы, оставшиеся от древней погребальной
камеры. Вообщем меня они не впечатлили.
Машины здесь редкое явление, дороги - грунтовки, и не всегда можно
понять, по которой надо двигаться. Переночевали прямо рядом с курганами.
Ночь была ясная, полнолуние, да еще и с лунным затмением. Палатки
ставили по ночи. Утром обнаружили прямо перед входом в палатку Сергея
огромный с белыми колокольчиками цветущий куст белены. Один на всю
степь. Поудивлялись этой странности. Стояли прямо на опушке леса.
Сразу уехать не смогли, вокруг краснела лесная клубника, ползали и ели.
Такого количества не припомню где встречала.
Улаганское плато - это междуречье рек Башкауса и Чулышмана. И высота примерно от 1300 до 1600.
Населенных пунктов всего ничего. Такие вот отдельные избы с пастбищами
да деревня Балыктуюль, в которую мы просто съездили за продуктами.
Никого, только над дорогой кружат птицы, орлы вроде, так перед тобой и
летят подолгу, провожают. Далее - районный центр Усть-Улаган.
Алтайцы, проживающие на этом плоскогорье, наиболее воинственные и
неуживчивые. Улаган поэтому проехали, не останавливаясь. Правда зашли в
магазин за хлебом. Тут же подошли алтайцы, пытались вытащить коврики,
мол хотим такие. На следующий год в этом районе украли мой
велосипед, но после обращения к начальнику улаганской милиции, его нашли
и вернули. Так что, туристам там надо быть крайне внимательными.
После Усть-Улагана еще один перевал- Улаганский... Ночевали в лесу
перед перевалом. Шел дождь, было жутко холодно. Стоянку найти довольно
проблематично. С водой тоже сложно, до реки спуститься- берег отвесный.
Но грибов Володя набрал и на ужин угощал густым грибным супом.
С перевала открывается прекрасный вид на Курайский хребет с одной
стороны, вдалеке виднеется Северо-Чуйский хребет. И опять ялома на
ветках. И повсюду озера.
Дорога пошла вниз. Ехать на велосипедах одно удовольствие, катишься, по
сторонам одно, другое, третье озеро, правда и на дорогу надо смотреть.
Озеро Узункель.(1665 м ) Оно начинается чуть ниже Улаганского перевала. Говорят что рыбы в нем вдоволь, но мы проехали мимо.
Скоро по дороге докатываемся до озера Чейбеккель.
Еще одно название озера Чейбеккель — Мертвое озеро. Местные жители
называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и
даже птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в
воде ртути. Оно на самом деле ярко синего цвета. Просто на фотографии
этого не передано. Озеро узкое и длинное километра 2-3 примерно. Дорога дальше вниз все круче и уже разогнавшись приехали к Красным воротам, что рядом с Акташем.
Мост через Чибитку. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги
на Усть-Улаган. Розово-красный оттенок скалам придают киноварь. С двух
сторон отвесные скалы, осыпи и над всем этим кружат орлы... Сережка
не удержался, слазил на скалу. Поехали дальше вниз, в Акташ. Акташ, он
уже находится на Чуйском тракте. Про тракт - рассказ следующий.
|