3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



С утра поедем штурмовать Карагемский прорыв


автор perol
9 февраля, пятница.

Я сижу на работе. Сегодня вечером меня должен забрать SLAVA1967 на Паджерике и уже завтра в сумерках мы будем в деревне Джазатор. Оттуда с утра поедем штурмовать Карагемский прорыв - место, пользующееся недоброй славой у сплавщиков. Я не сплавщик, но мне тоже как то не по себе от того факта, что еще ни один сплавщик живым оттуда не вышел.

Чтобы не наступать на чужие грабли, этот прорыв мы пройдем поверху на автомобилях. На следующий день поедем домой. На всё у нас 4 праздничных дня, данных нам на 23 февраля.

Вот такие были у нас планы. Но планам так и не суждено было исполниться.

А всё началось с топливного фильтра... Время 20-00. Но вместо спокойного старта в сторону Алтая, мы рыщем по Академу в поисках работающей СТО-шки. Нужно выявить причину нестабильной работы холостых оборотов и сложного запуска. Подозрение падает на плохую солярку. Почистив топливный фильтр, в 23-00 мы стартуем. Ура! ...

Но проблема снова вылезает. Мы вырабатываем схему запуска мащины: я качаю топливо в фильтр, Слава крутит стартер. Это не по уму, но зато гарантированно заводится.

Ночуем в Усть-Семе. Снова возникают косяки с заводкой и мы заезжаем в Онгудай в поисках нового фильтра. В магазине с японскими запчастями нам предлагают единственный в наличии фильтр от Тойоты Надя: "Может подойдет?”.

Едем далее. В Акташе продавец дает нам адрес единственного владельца Паджеро в тех краях. Как это не смешно, но фильтр у него в наличии. 600 рублей решили вопрос. Офильтрованные, мы едем дальше...

Двигаемся в сторону заставы. Чего то снега в Чуйской степи в этом году многовато...

За нами едет Данила с Аллой на Прадо, вперед ушел Марк со Светой на Сурфе, а в Джазаторе уже несколько дней дожидается Ад-реналин с Гулей на Джимни. Он уже съездил на Карагем. Рассказывает, будто бы в пурге заблудился и помогла только случайная встреча с каким то старичком, который в метель сидел на пне один в лесу и тихо ждал проезжающих. Он то и указал дорогу из этого лихолесья.

Мы едем на Карагемский прорыв за адреналином.

Въезжаем в горы Южно-Чуйского хребта. Снег сразу куда то сдулся.

...но ненадолго. Поднимаемся на перевал. Высота 2400м.

Кругом снег. Снег - наш сибирский: крупноснежинный,качественный. Иногда по грудь. Закат.

Долго ли, коротко мы добрались до нашего лежбища: дома Альберта в Джазаторе. Сутки в дороге. Водка-шурпа-сон... Алтайская классика!

НА КАРАГЕМ!

Утром сборы и в дорогу на Аргут. Первое препятствие - брод через Коксу.

Второе препятствие - отсутствие дороги. Местные лесорубы путаются в показаниях. На поиск дороги отправился Марк. Может показаться, что на фото его нет. А он — есть!

Поиск дороги привел к реке Аргут.

Старт и через пару минут - финиш! Паджерик тонет. Сурф и Прадо спешат на помощь! В спешке Сурф теряет передний номер и часть бампера.

Паджерик передом крепко сидит на ломаном льду. Помощь приближается.

...Через полчаса все собрались на опушке перед речкой.

Только-только расслабились, смотрим — алтайцы едут на двух УАЗах. Бибикают нам, мол, мы им дорогу перегородили. Они хотят попасть в поселок Аргут, это как раз за Карагемским прорывом. Мы захотели ехать с ними.Они не против. Мы быстро свернули наш пикник и отправились следом. Авось с ними проедем!

Ехали недолго. Алтайцы видимо решили показать нам мастер-класс под названием «Как проходить брод за полторы минуты» и как следствие - передний УАЗик заехал своей опой в полную опу. Из него выскочили 4 молоденькие девушки-алтайки и мужской половине нашей компании срочно захотелось их спасти!

Паджеро со вторым УАЗиком одновременно дернули терпящую бедствие машину, и мы пробираемся дальше вдоль Аргута. Тучи сгустились, пошел снег, подул мощный ветер а перед нами новая преграда: резкий подъем на второй уровень над Аргутом.

Слава на шипах после десяти попыток смог заехать на пригорок, потом вытащил остальных на тросе и с чувством выполненного долга намертво встал посреди дороги. Наша система запуска машины (я прокачиваю топливный фильтр,Слава крутит стартер) на этот раз дала окончательный сбой. Плеснули духам «на дорожку», попинали колеса, протерли фары и стали менять фильтр (тот самый,купленный у акташского паджеровода). Два часа прошли незаметно и новый фильтр был водружен на место. Снова все заводится, все работает и мы думаем, что делать дальше.

За это время Аня исследовала близстоящие заброшенные домики, метель еще больше усилилась, быстро потемнело и впереди показались возвращающиеся УАЗики с девчонками и прочими алтайцами. Дорогу замело и они возвращались, потеряв надежду добраться сегодня в Аргут.

...Ну и мы тоже поехали по домам... Этот вечер (особенно шурпа от Марка, глинтвейн от Данилы, рассказы Славы о литовско-чувашском жытие-бытие) запомнится надолго.))

ЛЕДЯНАЯ ПУСТЫНЯ.

С учетом падавшего всю ночь снега, повторять попытку прорваться на Карагем не было смысла. Поэтому утром неспеша стали собираться домой. Спорили где лучше заночевать: на Благодати или на Улагане. Стартовали ближе к обеду.

Выехав из Джазатора в начале мы ехали по следам нескольких машин. Километров через 20 след остался только один — кто то периодически скрёб пузом снег. Вскоре мы догнали и этих. Пузотеркой оказалась перегруженная пассажирами «Волга». При заезде на горки из нее высаживались все пассажиры и тащили на руках до верха. Как позже выяснилось, в ней ехал имам Кош-Агачского района. Честно говоря, толком статус «имама» не понимаю, но это что то вроде главного мусульманина в тех местах. Выше него на Алтае только имам Горно-Алтайска и Аллах. Вот с ними вместе дальше мы и поехали, а точнее погребли. Оказывается почти ежедневно с 12-00 на перевалах Джазатора начинается метель. Кто не успел — тот опоздал... Мы похоже опоздали.))

Прохождение давалось все труднее. Когда ушел день, имам и его команда решили, что нужно пробиваться до базы дорожных рабочих, которая находилась в 5 км от нас... Прошло три часа, но мы прошли только один километр и дорога становилась все сложнее. Метель не утихала и снег задувало прямо на дорогу. В некоторых местах уровень снега на дороге сравнялся с уровнем снега в степи.

Такими темпами до дорожников мы бы дошли в лучшем случае к утру. Да и то, если бы хватило сил. Перемет следовал за переметом. Паджерик, идущий первым на цепях, периодически основательно закапывался и тогда только объединение сил всех участников колонны могло вытащить джип на поверхность...

… Когда силы ушли, а вера ослабла, Всевышний явил чудо. Горизонт вспыхнул ярким светом, который стал надвигаться на нас, становясь все ярче и прекраснее. Не было сил отвратить глаз от этого великолепия иллюминации в ночном небе Джазатора.

Это сами дорожники двинулись нам на помощь... Теперь я знаю, какие чувства испытывали жители освобожденных советскими войсками деревень в 1944 году. Мы были готовы бросать под трактор цветы, но у нас была только водка((. Впрочем, так оно оказалось даже лучше)).

ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА.

4 километра по чищенной трассе показались полетом космического корабля. 10 минут — и мы на базе у дорожников. Здесь мы будем до утра, а потом они заведут трактор и поведут нас до Кош-Агача.

...Чтож, посмотрим как нам обустроить ночевку. Заходим в дом: перед нами печь и столик. Далее проход в спальню. В спальне 3 кровати и что то набросано на полу. Как нам здесь разместиться, ведь нас только 9 человек + 7 мусульман + 4 дорожника = 20. А кровати только три. Но нас успокаивают: у них дя таких случаев есть комната-гостиница. Мы идем ее смотреть. Дорожники мнутся. Заходим. Я подскальзываюсь на скользком полу и удерживаюсь только огромным нежеланием падать. Оказывается, здесь до последнего момента хранилось машинное масло, которое подтекало тут всю зиму. Запах полностью подтверждает слова дорожников. В темноте проглядывается три кровати. На одной кто то спит. Ни храпа, ни дыхания. Свечу фонариком — расчлененка!!! Огромный кусок туши коровы удобно пристроился на ночлег в ожидании своей судьбы... Я твердо решил спать в комнатке дорожников, пусть и на полу.

Но видимо не все подскользнулись на полу гостиницы. Две семьи смельчаков: Слава с Аней и Марк со Светой остались там на всю ночь...

...Но это будет потом. А пока мы договорились с мусульманами, что столуемся сразу после них и теперь притихли в ожидании завершения их предтрапезной молитвы. Вскоре стало ясно, что молитва затянется надолго. А все потому, что каждый отрывок молитвы нужно прочитать 3 раза, чтобы смысл речи Пророка был уяснен от и до. Могу сказать, что уясняется очень хорошо, помню до сих пор)).

Наконец, мы сидим за столом. Во главе стола сидит самый большой везунчик дня — Алла, у которой сегодня день рождения. Мало кому удается праздновать свой день на базе дорожников где то посередине между Кош-Агачем и Джазатором. Горящие свечи и ожидание скорого избавления создали нам очень особенное настроение.

...Ночь вылилась в сплошную кашу из храпа, скрипа пола и периодического выхода на связь с дорожниками из Кош-Агача: «Батон-5, Батон-5, ответь Батону-4. Как слышишь меня?» Ответ: «Шшшшшш». «Понял, отправляй генератор, турбину и соляру». Ответ: «Шшшшш».

А ночью мне приснился сон***... Но это очень личное... Поэтому привожу сон только в конце отчета))).

В ЗАПАДНЕ.

Утро. -30С. Ясно. Сегодня мы будем в Акташе!

Трактор ушел чистить дорогу. но через два часа возвращается на базу. Он прокопал три километра и сломался. А копать надо было с 74-го км до 52-го км. Что делать? Едем до места поломки трактора. А там вот так:

И так:

Решили возвращаться к Альберту в Джазатор. Но и туда теперь доехать непросто. Поэтому дорожники выделяют нам в сопровождение Урал. С Уралом оказалось поинтереснее, чем с лопатой. Прицепились паровозиком и едем.

А тут еще интереснее. Урал застрял в снежном торосе. Дорожники отработанными движениями взяли лопаты и через 15 минут наш «паровозик» двинулся дальше.

К этому моменту мы настолько привыкли к экстриму что наледи, закрепившиеся на краю отвесных обрывов, проходили с ходу.

И только подъезжая к Джазатору Урал отпустил нас насовсем.

В Джазаторе Альберт уже ждет. Говорит, что Кош-Агач технику не дает, чистят федералку, потом Бельтир, а потом только нас. Ну и напоследок, чтобы лишить нас всяких уже надежд, Альберт озвучил личную просьбу начальника МЧС Кош-Агачского района: «туристов с Джазатора не выпускать!».

...Так потянулись наши дни затворничества: 23 февраля мы отпраздновали праздник 23 февраля, 24 февраля праздновали соответственно «24 февраля», 25 февраля тоже праздновали... Благо в Джазаторе 18 магазинов, есть выбор на любой непритязательный вкус. Каждый день связывались с джазаторскими дорожниками, но ответ всегда был один: никто не проехал из Кош-Агача, никто не пробился в Кош-Агач.

Благодаря вынужденному затворничеству погрузились в местную специфику. Узнали и опробовали дюрханы — козьи шкуры, позволяющие даже в самый лютый мороз тепло устроиться на ночь под кедрачом (правда испытывали дюрхан только в пределах дома Альберта — было тепло). Накупили маральей крови (есть ли польза - еще не проверял). Зарезали козла.

Покатались по окрестностям, любуясь пиками Иикту и Шенелю. Пофотались с яками. Напарились в бане... На фоне этой естественной жизни Олимпиада по телевизору как то не смотрелась.

Самым забавным было слушать, как товарищи по джазаторскому пленению общались с внешним миром по телефонам. С каждым последующим звонком картина нашего приключения обогащалась все новыми красками и под конец мы достигли просто небывалых высот. Так, например, мой директор гораздо больше интересовался продолжением наших приключений, чем вопросом, когда же я наконец выйду на работу.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОДНЫЕ ПЕНАТЫ.

26 февраля утром нам дали отмашку. Можно ехать. Тросы и лопаты кладем в самые легкодоступные места машин, заправляемся топливом и в 7-00 трогаемся. Заезжаем к джазаторским дорожникам, докладываем о своем отбытии, чтобы спасали если мы опять не пробьемся.)) Первые километры даются легко. Дорога припорошена, но вполне проезжабельна. Помня о стартующих в 12-00 метелях, стараемся ехать быстро. На тех участках, где раньше останавливались и осматривали дорогу, теперь проезжаем мимо - зевая. Мелькают километры: 40-й, 50-й, 60-й. На 66-м км база дорожников, та самая «Батон-4».

В гараже у них видим стоящие грейдер и трактор «сотка», который как раз при нас несколько дней назад сломался и сильно нуждался в новой турбине. Встрече со столь серьезной техникой очень радуемся, но недолго. Потому что выясняется, что несмотря на наличие новой турбины «сотка» сломана до весны, а грейдер с утра не заводится - хоть тресни. Несколько смущенные трогаемся дальше. Как нам сказали, сложности скоро начнутся: с 72 до 52 км трассы (отсчет в обратную сторону) непролазные снега. Вскоре эти самые сложности предстали во всей красе.

Шедшие впереди два УАЗа казахов стали все чаще зарываться в снег, и я ушел помогать им откапываться. Вскоре дошли до такого места, где копать было совершенно бессмысленно: сугробы по колено-пояс на протяжении метров трехсот. А вот дальше возвышался перевал, на котором совершенно не было снега. Внутри затеплилась надежда, что после такого обильного орошения снег у природы окончательно закончился и дальше его просто-напросто не будет. Но надежда расстаяла после того, как казахи вернулись и сказали, что за перевалом все гораздо хуже. Они хотели возвращаться в Джазатор до лучших времен. Я сразу представил себе оформленное по всем правилам заявление об увольнении по причине бесконечного отсутствия на рабочем месте...

Видимо такая картина предстала не только передо мной. Мы всей командой начали копать отворот дороги в степь, по которой можно было бы хоть как то обойти этот заснеженный участок. Сделать это было непросто, потому что все обочины дороги были в сугробах с человеческий рост, собранные грейдерами за всю зиму. Однако через полчаса проход в степь был проторен, и мы готовились запустить туда джип как на одном из последних капков лопаты но из под земли откуда не возьмись вылез камень, который оказался частью окружающих скал. Все попытки вывернуть его ни к чему не привели и единственная машина, которая смогла просочиться через узкий тоннель — это Сузуки Джимни Ад-реналина. Джимни с грехом пополам проскочила эту засаду и тут же забурилась в степной снег. С помощью периодических откапываний еще через полчаса он прошел трехсотметровый сложный участок и теперь нужно было прокопать новый тоннель, чтобы вернуться на трассу. Поскольку опыт прокапывания тоннелей уже был, то на этот раз все было сделано быстрее. Но что дальше? С вершины перевала была видна долина реки Тархаты во всём её снежном великолепии. Копаться было бесполезно...

В голове опять всплыло заявление об увольнении, но эмоций оно вызвало уже поменьше. Захотелось вернуться к незаводящемуся грейдеру, потому что в гараже рядом с ним теплилась хоть какая то надежда.

Вот под такие грустные мысли на горизонте появился ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ ГРЕЙДЕР! … Нет, вы только представьте — ГРЕЙДЕР!!! Всеобщее ликование! Занавес!

… Конечно, это было еще не все. Грейдер шел впереди, но дорогу он не чистил, а прокладывал для Урала. Урал же зацепил нас всех «паровозиком» и следовал за грейдером. В один момент Урал застрял так основательно, что послали за грейдером. 22-ух тонный грейдер поехал на помощь и застрял уже сам. Финиш? Нет! Как известно, грейдер не вытащат даже три трактора, но там, где трактора бессильны, за дело берется человек. Несколько казахов лопатами и какими то специальными казахскими словами за час раскопали 22-хтонную махину и вскоре колонна двинулась дальше.

...Конечно, это тоже далеко не все, но думаю, что и так достаточно. 19 часов мы потратили на 140 км дороги до Кош-Агача и еще 2 часа до гостиницы в Акташе. В 5 утра последняя водка нашла свое применение и мы провалились в сон.

П.С.Сижу на работе, дописываю отчет. Вечер вторника. Доволен по уши. Мое недельное отсутствие на работе, кажется, сошло мне с рук. Подумаешь, отпуск неоплачиваемый. Зато есть что вспомнить!


***СОН (тот самый из домика дорожников).

Кое как заснув на полу домика дорожников, увидел я какого то мужчину на коне. По говору — казах. Зовут его Тохтамыс. Что то не поделил он с окружающими его родами кочевников, живущих на склонах Южного Алтая и теперь ведет он свой род в неведомые и необжитые до сих пор земли. Земли, которые сегодня называются плато Укок. Расположил он там свои зимовья, ведь снега там мало — выметает весь. А летом спускался в долину Джазатора и пас свои стада на пустынных землях этой красивой реки. Через Катунь от него коренные алтайцы, алтай-кижи. Через Южно-Чуйский хребет — казахи Чуйской степи. Никто лишний раз не лезет к соседям, все мирно. Не то, что на южном Алтае. Но горячая восточная кровь покоя не дает. Заручился поддержкой русов — тамошный томский губернатор выдал ему бумагу, где черным по белому написано, что с 1870 года и навсегда ему, Тохтамысу, и его потомкам принадлежат земли вечного Укока. И пошел зимой в алтайские земли. Прошел Катунь, вторгся в усть-канскую степь. Алтайцы расступаются, замыслили что то. В долине реки Теренг оставил свое войско и ушел маленьким отрядом в разведку... И так и не вернулся. Налетела буря, тропа оказалась непролазной, не видно вообще ничего... Когда все прояснилось, кинулось казахское воинство его искать, но так и не нашли ни его ни его попутчиков. Ушли ни с чем казахи обратно на Джазатор, Укок и Чад и остались там навеки.

И вот ходит сейчас старичок-казах по заснеженным алтайским полям и ищет дорогу обратно домой. А молодые ведьмы-алтайки кружат вокруг, мешают. Порой подсядет старичок каким путникам на коня или в машину, и плутают они, пока не обессилят. Не пускают их алтайские духи, защищают свои земли от противника.

...Проснулся я и понял вообще все! Ад-реналин подсадил себе старого путника — пурга началась, ночью провалился под лед. Только к утру добрел до лесничих, спасли они его, спутницу его и машину. Далее по его следам и мы поехали. Тут то нас духи в виде 4-х алтаек и догнали у таинственных домов с вбитыми подковами. Не хотели они пускать нас дальше чтобы старичок с нами не уехал. Покамлали, вот фильтр и отказал, а когда мы его починили — поспешили алтайцы с возвращением, чтобы сказать нам будто дороги дальше нет, заметено все.

Осерчал тогда старик-Тохтамыс на нас и послал по своим родовым землям снег и буран. И застряли бы мы навечно, если бы не было с нами имама, мусульманина праведного.

...Непростые там земли...

Категория: blog |
19-01-2011, 12:53
Просмотров: 3100

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник