3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Путешествие на Курайский хребет в лог Куюктанар

Снова пришло лето, снова хочется на Алтай! В прошлом году мы были на Северо-Чуйском хребте на ледниках Актуру. Этим летом мой муж решил свозить нас дальше в лог Куюктанар на Курайский хребет.



с 10 по 14 июня 2010 г. Ольга

Снова пришло лето, снова хочется на Алтай! В прошлом году мы были на Северо-Чуйском хребте на ледниках Актуру. Этим летом мой муж решил свозить нас дальше в лог Куюктанар на Курайский хребет. В этих местах он был лет шестнадцать назад.

Выехали мы из дома в 6 часов утра 10 июня 2006 г. на Тойоте Терсел в составе 3-х человек (я, мой муж Артем и наш десятилетний сын Арсений). Встретились рядом с кафе «У Гарика» еще с одним экипажем из 2-х мужиков на Хонде CRV, и где-то к 10 часам были уже в Бийске, миновав около 350 км.


В пути у обеих машин на лобовых стеклах образовались звездочки от вылетающих из-под колес проезжающих мимо машин мелких камней, которыми зачем-то посыпают дороги при ремонте. У третьей машины - Хонды CRV, на которой позже выехала семья наших друзей с дочкой, в аналогичной ситуации образовалась большая трещина. Они были вынуждены заехать на СТО в Барнауле, где им стекло благополучно заварили. Поэтому они отстали от нас на три часа.


Ну а мы, пока двумя машинами, в 11.00 были уже в Сростках. Позавтракали местными беляшами и пирогами. В 11.30 подъехали к рынку в Майме. Ходили-бродили по нему полчаса. Изучали цены. Поняли, что продукты можно и здесь закупать. Все немного дешевле, чем в Н-ске.


Около часу дня миновали Усть-Сему и въехали в Чемальский район. В это время года поразительно много бабочек и свадеб, последних скорее всего много из-за субботнего дня. А может быть, мы обращали внимание на брачующихся, так как у нас самих в этот день 12-я годовщина свадьбы.


У Элекмонара отметили, что проехали 500 км. Проехали Чемал и выехали на грунтовую дорогу в районе Еланды. Сделали остановку у штолен (фото 1), которыми пробита гора вдоль Катуни для проверки на прочность перед строительством Катуньской ГЭС (но из-за большого содержания ртути в породах и возмущения общественности очередная стройка прошлого века не состоялась).


В три часа дня были у хорошего металлического моста на другой берег Катуни. Виды вокруг потрясающие. Разбили стоянку недалеко от ОТФ. К нам прибилась собака, у которой на носу торчали впившиеся клещи, она взяла наш лагерь под охрану и очень свирепо отгоняла своих сородичей. Артем уехал на мост встречать задерживающийся третий экипаж. Мужики ушли штурмовать близлежащие вершины. Мы вдвоем с Арсением остались загорать на песчаном пляжике. Вскоре к нам подошли два парня. Спросили откуда мы. На мой вопрос - откуда они сами, последовала тирада о том, что это частная территория и нужно платить по 50 руб. за палатку. Я стала возмущаться, что так каждый будет подходить и требовать деньги, которых у меня нет, вот вернутся мужики и решат, платить или нет. (Мужики решили потом, что платить не будут). Еще «владельцы» толком неогороженной земли стали предлагать всякие услуги (баню, барана и т.д.), но мы ехали на Алтай с другой целью - забраться в такие места, куда редко ступает нога человека.


В седьмом часу вечера вся наша команда наконец-то воссоединилась. Развели костер, как обычно, по традиции на первой стоянке жарили шашлыки, пели под гитару. Из-за гор поднималась гигантская луна (фото 2). Зрелище неописуемое по своей красоте.


От соседнего лагеря, где тусовалось человек 15 молодежи, доносилась жуткая кислотная музыка на низах (тум-тум). Для нас это было не очень приятным сюрпризом. Мы хотели отдохнуть от цивилизации. Артем сходил к ним в гости, пообщаться, т.е. расспросить про тракторную дорогу от Ороктоя до Нижней Талды, так мы хотели проехать в обход Семинского перевала. На что они сказали, что Хонды, наверное, пройдут, а водителя Тойоты стоит пожалеть. Артем признался, что он водитель Тойоты, попросил сделать музыку потише, т.к. дети уже спят, и вернулся к нам. Когда все улеглись спать, я засиделась у костра до глубокой ночи. Небо, полное звезд, луна, горы, Катунь, костер, палатки, свежий воздух - непередаваемые ощущения. Мимо в темноте прокрались трое из соседнего лагеря за дровами.


В спальнике на надувном матрасе в хорошей палатке спать очень комфортно. Правда, под утро снаружи было очень влажно, но как только взошло солнце, стало жарко. Над рекой и на том берегу кружила стая черных журавлей. Мы быстро собрались и выехали навстречу приключениям.


В 9.00 миновали брод. Нашей Тойоте довольно тяжело было подняться мокрыми колесами на землянисто-травянистый пригорок. Это удалось только с третьего раза. Перед нами распростерлось целое поле огоньков. Дальше дорога шла в верховья реки Ороктой. В начале приходилось проходить огромные лужи с камнями. В течение 2-х часов машины карабкались вверх по ужасной каменистой, разбитой дороге, с огромными промоинами, размытыми ручьями. Был еще один брод, где-то в пути попадались глыбы мрамора. Нам очень повезло с погодой. В дождь мы бы застряли, так как вниз с перевала дорога уже не такая каменистая и ведет через маральники с бесконечными воротами. Нас ничто не могло остановить, даже уверение охранника-алтайца, что вчера здесь застрял трактор. Наши мужики-экстремалы все равно шли вперед, продумывая каждый опасный участок. После маральников ехать стало гораздо легче (фото 3). Конечно, адреналина мы хлебнули. Обычно этот перевал проходят в обратном направлении на более пологом подъеме, так его проще брать, но мы легких путей не ищем. Выбравшись к Чуйскому тракту в районе Куроты около часу дня, мы решили больше такой эксперимент не повторять.


Четыре часа по плохой дороге закончились для нас не совсем безобидно. У одной из CRV-шек был пробит редуктор заднего моста, остается только удивляться, как выбралась невредимой низкая переднеприводная Тойота.


На Чике-Тамане останавливались, чтобы перекусить. Перед Иней в глаза бросилась желтая скала. Вот уже 700 км пути. В 15.00 промчались мимо Иодро. В 15.40 промелькнул порог Бегемот. Делали привал у очень бурной реки Ер-Балык. Жара стояла невыносимая. Мужики не смогли отказать себе в удовольствии искупаться в бурлящем потоке. Им приходилось держаться за камни, чтобы не унесло. Вдалеке виднелся конус выноса красной породы. После возвращения с ледников Актуру в 2005 г. мы делали ночевку в том месте у реки Чуя.


Переехали реку Бельгибаш. Справа мост на ту сторону Чуи. Показались заснеженные вершины. В 16.30 заправка. На термометре +25. После Акташа открывается великолепный вид на «четырехтысячники». В 17.00 въехали в погранзону, это территория Кош-Агачского района. В 17.20 у Курая делаем остановку. Красота неописуемая.


Еще около часу пути в сторону Монголии и мы сворачиваем влево в лог Куюктанар. Разбиваем лагерь у того места, где река с аналогичным названием вытекает прямо из-под каменистой осыпи горы. Вечером Артем с Арсением сделали вылазку и обнаружили тропу, которая уходила вверх от детского лагеря. По мере того, как садилось солнце, мы сменили свою летнюю одежду на осеннюю, а ближе к ночи - на зимнюю. Уложив детей спать, мы еще долго сидели у костра, ходили смотреть на полную луну. Отовсюду из-за деревьев за нами наблюдали чьи-то голодные глаза. А оставленные на столе после ужина тарелки Артем обнаружил, когда встал на рассвете, разбросанными по всей поляне и начисто вылизанными. Виновниками были местные собаки.


Утром наши друзья с 4-х летней дочкой остались в лагере, а мы в составе 5 человек отправились к озерам (фото 4). В самом начале пути к нам навстречу из зарослей вышел алтаец, хотел быть нашим проводником. Пугал нас тем, что недавно здесь заблудились туристы. Артем сказал, что это невозможно, алтаец согласился, что сам не знает, как они умудрились блудить, но факт - заблудились. Мы вежливо отказались от его «услуг», тем более, что Артем хорошо знает эти места, у нас с собой карта и космоснимки из Интернета. Больше люди нам уже не встречались. Дорога все время шла вверх через лиственничный лес, через пересохшие русла, через поляну удивительно красивых лиловых альпийских подснежников. До озера добрались часа за два. Еще издалека мы услышали грохот разбивающейся о скалы воды. Затем увидели водопад, стекающий в озеро, цвет которого представлял собой смесь оттенков изумрудного и зеленого.


Немного передохнув, пополнив запасы воды из ручья, кое-где покрытого корочкой льда, наш малочисленный отряд разбился на две группы. Первая из двух стариков-разбойников возвращалась в лагерь, чтобы дать возможность остальным сходить в горы. А Артем со мной и Арсением решил штурмовать перевал, находящийся на высоте 2588 м. Сначала мы пробирались сквозь лес вдоль ручья. Затем чуть выше шли по зарослям карликовой березки перемежающимся с кочками травы. Ступаешь как по чему-то мягкому и зыбкому. Немного отклонившись от тропы, поднимались по ручейку, вытекающему из снежника. Вот и добрались до чистого и состоящего из мелких льдинок так называемого фирнового снега. Без игры в снежки посреди лета не обошлось. Растительность все скуднее. По снегу идти тяжело. В некоторых местах можно провалиться по пояс. Решаем подниматься вверх по сыпучке. Подъем достаточно крутой, но это стоит того, так как с высоты около 3000 м открывается потрясающий вид. Все вершины в снежниках. Через перевал, который расположен ниже, видна другая горная страна. Даже в этой, казалось, безжизненной горной пустыне, продуваемой ветром, на палящем горном солнце растут семейки красивых розовых цветочков (фото 5). Уползают под камни напуганные нами гигантские пауки. Где-то в глубине под камнями прямо под ногами журчит вода. Полюбовавшись пейзажами, решаем возвращаться назад. Держась за руки, очень быстро скатываемся по сыпучке на пятках. Дальше бесконечный спуск до озера, где мы делаем привал. Ветер здесь постоянно меняет свое направление. Небольшое облачко все время кружило вокруг солнца, а на поверхности воды иногда образовывалась рябь, похожая на тысячу искристых пузырьков. Когда наступает затишье, горы зеркально отражаются в озере. Артем смог полностью искупаться в ледяном озере, Арсений смог зайти по колени, ну а я лишь потрогала воду ногой. Спускаемся вниз, где на подходе к лагерю встречаем в тайге наших друзей с дочуркой. Это приятная неожиданность, так далеко от дома сталкиваемся друг с другом, как на улице в Академе. Все вместе приходим в лагерь.


Еще одна ночевка и снимаемся с места. Две Хонды уходят вправо в Акташ на СТО, а мы на своей машине - влево в сторону Монголии.


Подвозим до Чаган-Узуна молодую, очень симпатичную алтайку. Проезжаем чуть дальше, чтобы взглянуть на Южно-Чуйский хребет. Горы вдоль дороги становятся пониже, начинается степь. Дорога уже не такая идеальная. Поворачиваем назад. Находим гору из серпентин-асбеста (порода зеленоватого цвета с прожилками из волокнистого асбеста). Берем несколько образцов на память.


Следующую небольшую остановку делаем у кургана. Невозможно оторвать взгляд от Северо-Чуйского хребта. Если не побывал здесь, значит, не побывал на Горном Алтае.


В Акташе вся наша команда объединяется. В местном магазине покупаем искитимское мороженое в стаканчиках всего за три рубля. Поглощая его, пытаемся понять, что же приятнее, то, что оно искитимское, или то, что за три рубля. По вертолетной площадке важно прохаживается пара журавлей. Редуктор заднего моста заварили и поменяли в нем масло всего за 200 руб. Двигаемся дальше. У источника Ак-Боом набираем воду в бутылки. Заезжаем на место слияния мутной Чуи с чистейшей Катунью. Перед Чике-Таманом на реке Купчегень обедаем. Мужикам совсем не надоедает каждый удобный момент купаться в холоднющей воде. В 14.00 берем этот перевал, через час берем следующий (Семинский). В Шебалино заправляемся. Идет дождь. Гроза. В 17.00 переезжаем мост через Катунь в районе Известкового. Ставим палатки на берегу, где-то рядом с Тавдинскими пещерами. Внутрь не попали, т.к. пока ужинали, экскурсии уже закончились. Полазили у самого входа. Углубляться не хотелось, т.к. не взяли с собой фонарики. Из пещер несло вонючей сыростью и холодом. Те, кто был там, говорят, что ничего особенного. Когда вернулись в лагерь, разыгралась настоящая, правда, кратковременная, буря. Сразу же улеглись спать, потому что накрапывал дождик. Где-то рядом гремел гром.


В 7.00 рванули в Н-ск. В Сростках вместо пирогов решили попробовать драники. В 13.00 были уже дома. Так закончилась наша поездка. Уложились в пять дней, как и планировали. В общей сложности прошли 1732 км. В следующий раз хотим поехать в августе за самым лучшим медом в Усть-Канский район на реку Кумир, но это уже совсем другая история :-)
Категория: blog |
15-02-2011, 17:16
Просмотров: 4465

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник