3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Новокузнецк — Мультинские озера


Горный Алтай посещаем по несколько раз за сезон, не были там только зимой, однако всегда остаются места, в которые хочется попасть впервые, а в некоторые и вернуться. Одним из таких мест и стали Мультинские озера, расположенные в Усть-Коксинском районе.
Выезд был назначен на 4 часа утра 14 июля. Маршрут: Новокузнецк—Бийск—Элекмонар—Усть-Кокса— Мульта—Маральник—Нижнее Мультинское озеро—Среднее Мультинское озеро—озеро Куйгук—с. Элекмонар—Новокузнецк. На все про все была заложена неделя по разным обстоятельствам.

Едем двумя экипажами.

Экипаж 1:


Транспорт — Toyota NadiaType SU, 2000 г.в.


Водитель экипажа №1 (он же автор).


Моя жена Татьяна.


Артем.


Его жена Ксения.

Экипаж №2:


Транспорт — Nissan March.


Водитель Жорж.


И вторая половина Жоржа — Татьяна.

День первый

Выезжаем из дома, забираем вторую половину экипажа №1. В 4:00 по плану встреча с ребятами на выезде из города.

Приехали на выезд из города — оказывается, не мы одни решили поехать в этот светлый день в Горный Алтай. Ребята на Toyota Opa также ждут попутчиков. Подъехал March, и мы двинулись в путь. Дорога до Бийска совсем не изменилась. До границы Кемеровской области отличный асфальт. Почти сразу от границы качество асфальта заметно ухудшается. После Пуштулима дорога вообще как после войны — огромные ямы и бугры на дороге. Есть объезд справа по грунтовке. Ранее я всегда объезжал этот участок по грунтовке, на обратном пути попробовал проехать по асфальту — особой разницы в целом нет (по грунтовке разгоняться все равно сильно не получается). В Ельцовке и близлежащих районах с дорогой тоже все печально. Перед Целинным налево объездная — гравийка (я обычно всегда сворачиваю на объездную, есть вариант также проехать прямо через Целинное, раньше дорога там была отвратительная — не ездил давно, по качеству сказать не могу).

Традиционная остановка в Бийске на заправке — заправка, туалет, размять кости.


Артем недоволен туалетом.

Едем дальше. Через примерно 15 км начинается ремонт дороги — организован объезд, всю дорогу тянется сплошная (обгонять вариантов нет — на обратном пути встретили сотрудников ГИБДД, которые натормозили немало нарушителей). Объезд почти до Стростков. В Стростках традиционная остановка на чай. Встретили каких-то ребят (судя по всему иностранцев), штук 5 Лэнд Роверов с наклейками «Biosphere Expedition».

Следующая остановка в с. Усть-Сема на дозаправку, далее едем уже до с. Элекмонар до первого нашего пристанища — уютную базу в стороне от дорог, многочисленных туристов, развлечений и т.д. Нас уже встречает давний товарищ Дымок.

Первый день на Горном Алтае. Он всегда как первый день возвращения домой после долгого отсутствия — ощущаешь себя, как будто вернулся туда, где и должен быть.

В первый день решено — сегодня ничего, кроме пассивного отдыха.

Барбекю, алкоголь, и т.д. и т.п.

Немного разбавили пассивный отдых рыбалкой.

Однако, рыбы не нашли, как ни искали.

После рыбалки решили также взобраться на близлежащую гору.

И осмотреть местные достопримечательности.

День второй

На второй день был запланирован сплав. Местные «туроператоры» предлагают в основном два вида сплава: «Спортивный» (порог «Бийка» и «Еландинский») и «Экстремальный» (те же два, плюс «Тендекпень-1» и «Тендекпень-2»). Так как в прошлом году на спортивном мы уже были — было решено отправиться на экстремальный. Татьяну уговаривали на сплав весь первый день, в результате уговорили — на сплав отправились полным составом. Цена — 800 руб. с человека.

С утра едем в Чемал, грузимся в «Газель», которая судя по всему еще Ленина застала. Водитель отличный — юморит всю дорогу, очень харизматичный дядька. По дороге к нам подсаживаются еще трое — две девушки и парень. Едем с водителем и инструктором Романом за Ороктойский мост (около двух часов). По дороге останавливаемся на Ороктойском мосту посмотреть наш первый порог — «Тендекпень-1» (в простонародье «Пень-1»).

На месте выгрузки инструктаж, каски, жилеты, вёсла.

 

Спускаем рафт на воду и вперед!

Рома объяснил все типовые команды: «Ход», «Табань» и «П….ц».

«Ход» — вперед, «табань» — соответственно, назад, «П…ц» — значит, выпрыгиваем все из рафта.

Проходим довольно весело оба Пня, затем есть очень интересное место — отвесная скала, возвышающаяся над Катунью метров на 10. Инструктор Роман предложил желающим прыгнуть со скалы. Нашлись трое желающих — девушка, подсевшая к нам (не помню, как зовут) и Алексей — тоже подсевший к нам по дороге парень из Новосибирска, и моя хрупкая жена.

Мы с Жоржем тоже изъявили желание, но нас хватило только на то, чтобы подняться на эту скалу.

Желающие геройски сиганули со скалы, мы же геройски спустились пешком!

Отправляемся далее. Спокойное течение, Роман дает всем команду расслабиться. Затем расслабон заканчивается — впереди порог Бийка (категория сложности меньше, чем два пройденных). Активно вгребаем в порог. И оказываемся в воде. Рафт неожиданно переворачивается, тщетно пытаюсь вдохнуть — не получается, засасывает под лодку. Не выпускаю весло из руки (вспоминая наставления Романа перед сплавом — «Весло — ваша честь! Потерял весло — потерял честь»). Наконец-то получается вынырнуть и вдохнуть. Рядом с собой нашел еще два весла — схватил и их. Ору в никуда: «Все живые»? Ответа почему-то не последовало. Визуально нашел жену, Татьяну, Артема. Рома активно греб к рафту, забрался на него сверху и перевернул. Со второго рафта, шедшего за нами, инструктор перепрыгнул к нам и взял управление в свои руки.

Постепенно всех собрали. Четвертый порог по общему решению не пошли — высадились на берег раньше. После переворота не чувствуешь температуры воды (ранее выпрыгивали за борт, чтобы искупаться — сводило пальцы), не помнишь, что делал — действуешь на автомате. Беспокоился я за всех — когда собрали всех — пересчитал всех и кричу: «Нас восемь! Всех собрали? Еп, а сколько нас было-то?!». Потом еще долго смеялись и вспоминали происшествие. Масса впечатлений после переворота. Удивило, что хрупкая на вид девушка из Новосибирска Оксана повела себя во время всей этой заварушки очень мужественно — успокаивала в воде Татьяну (которой кто-то зарядил по носу во время переворота, и она пыталась истерить недолго), затем, оказавшись в рафте, вытащила Артема (который, между прочим, не сильно худой парень!). В общем, Оксана молодец! Инструктор Роман тоже действовал весьма уверенно, оперативно перевернул рафт и собрал весь экипаж. Жаль, не удалось сфотать, отличный парень.

После сплава продолжение овощного отдыха на базе, купание в Элекмонаре, баня и все такое.

День третий

На следующее утро мы с женой отправляемся дальше — в с. Мульта, а остальные ребята двигают домой в Новокузнецк.


Перед стартом.

Есть два варианта доехать до с. Усть-Кан, через которое идет дорога в нужное нам с. Мульта — в Усть-Семе поворачиваем на Ташанту, далее либо в Черге поворот направо по указателю на Усть-Кан, либо едем прямо по Чуйскому тракту, километрах в 30 после Семинского перевала поворот направо (указатель по-моему на Туекту). Второй вариант в итоге получается километров на 100 длиннее, однако два года назад мы ехали по первому, возвращались по второму, запомнили что дорога через Туэкту значительно лучше. Гравийки до Усть-Кана всего около 80 км, притом сносного качества.


В окрестностях Усть-Кана.


Обитатель придорожной грязи.

Общее расстояние Усть-Сема—Усть-Кан — около 240 км.

В Усть-Кан приезжаем около 16 часов, погода великолепная (всю неделю, что мы были на Алтае, светило яркое солнце, на небе практически не было облаков). Остановились на самом въезде в село пообедать в кафе справа от дороги, два года назад здесь был отличный лагман. В этом году кафе, конечно, подкачало. Сомнительной свежести салаты, почти полное отсутствие блюд из меню. Пообедали, чем пришлось. Еще одна задача, которую нужно было решить в Усть-Кане, — приобретение консервного ножа. Удалось с четвертой попытки — обошел все магазины. Консервный нож завернули в какую-то оберточную бумагу (как в советских магазинах делали), у нас я такого давно не видел. На выезде из Усть-Кана неплохая заправка «Сибнефть» (мы по забывчивости заправились в центре села. Судя по скорости работы насоса — такое ощущение, что вместо автоматики бензин качают вручную сами алтайцы.


С. Усть-Кан, главная улица.

Покатили дальше. После Усть-Кана около 30-50 км (точно не помню) гравийки сносного качества до пункта погранзаставы, где выписывают временный пропус для нахождения на приграничной территории. Нам повезло — очереди не было, мы оперативно оформили пропуска и поехали дальше. Фотографировать на посту запрещено (при нас девушку, которая фотографировала коней недалеко от поста, вежливо попросили удалить сделанные фото). Пропуск оформляется на месте, заявление можно заполнить на посту, можно заранее скачать в интернете и заполнить, чтобы не терять на это время. Если едешь не один — проще оформить групповой со списком группы. Иностранные граждане по-моему заказывают пропуск за месяц (при нас также не пускали казахстанскую машину, чем закончилось дело, не знаю — возможно они остались ночевать на посту).

После поста отличная живописная дорога, асфальт почти до самой Усть-Коксы. Великолепный перевал Громотухинский оставляет незабываемые впечатления, несмотря на то, что мы его уже видели.


Перевал Громотухинский.

Почти сразу после перевала въезжаем в с. Усть-Кокса, проезжаем не останавливаясь. После Усть-Коксы около 40 км весьма дрянной дороги (местами асфальт ужасного качества, местами гравийка) до поворота на с. Мульта. Уймонская долина поражает красотой и спокойствием. Не зря легендарную Шамбалу ищут в окрестностях Уймонской долины — если она где-то есть, то явно где-то здесь.

Доезжаем до с. Мульта, проезжаем прямо через все село, никуда не сворачивая, еще около 10 км до пос. Маральник-1. В Маральник-1 приезжаем уже около 8 часов вечера. Собственно село — это несколько домов, плюс две базы: «Вечный странник» и «Кедровая опушка». За «Вечный Странник» ничего не могу сказать, кроме того, что водят отличные походы, и, судя по всему, отличные ребята (судя по отзывам).

На «Кедровой опушке» останавливаемся второй раз. В этот раз хотелось отдохнуть после восьми часов пути, при этом мы не особо прихотливы. Могу сказать, что на «Кедровой опушке» полнейший капитализм. Нам предложили зимний домик (это дом без щелей, с печкой и двумя кроватями) стоимостью 1 900 в сутки. И летний домик (щели в два пальца, печки нет, вместо окна — ставни). Сфотографировали на память. Поужинав, позвонили ребятам, которые в этот день выдвинулись домой — оказалось, что они в Бийске проехали поворот на Новокузнецк, но поняли это слишком поздно, в результате чего уехали на барнаульскую трассу, сделали приличный крюк, и домой ехали вместо положенных 6 часов — 12.


Наша комната.


«Кедровая опушка».


Наш дом — вид с утра.

День четвертый

«Кедровая опушка» (либо «Вечный странник») — отправная точка для маршрутов на Мультинские озера, на озеро Куйгук. Есть несколько вариантов добраться до Мультинских озер.

Вариант 1 — собственно пешком. Расстояние около 16 км, если мне не изменяет память. Пешком надо либо упираться и идти быстро, либо закладывать два дня, чтобы дойти не торопясь.

Вариант 2 — на лошадях (обычно на лошадях водят экскурсии на один день на нижнее Мультинское, стоимость около 1 000 руб. на человека).

Вариант 3 — на УАЗике либо на ГАЗ-66.

Мы выбрали, как раз, третий вариант. Стоимость — 800 рублей с человека заброска. Также «газики» и «уазики» возят туристов на один день (довозят до нижнего Мультинского озера, ждут, везут обратно на базу, стоимость 1 000 руб. с человека).

В 10 утра грузимся в транспорт.


Героический турист.


Героический транспорт.

С нами едет группа «овощей» на день (женщины с длинными нарощенными ногтями, мужики с водочкой, животами и плоскими шутками) и рюкзаки (сборная группа из Екатеринбурга и каких-то еще городов, туристы-пешеходники закидывают рюкзаки на «газике», сами поднимаются пешком, с нами отправили одну девочку для сопровождения вещей). Девочка в восторге от гор, и в шоке от того, что мы с женой едем сами без группы, без гида и проводника, улыбнуло :). Позитивные ребята, потом видели их на Мультинских.

Дорога в самом начале весьма красивая, затем идет почти все время по лесу, впечатляет в основном грязь, торчащие корни, камни и т.д. Колея местами глубиной, мне кажется, около 1 метра, «газик» порой весьма сильно кренится. Дядька в кепке морского волка всю дорогу комментировал, что он на «уазике» по такой дороге проехал бы глазом не моргнув. На «уазике» проехать-то можно, но крайней сомневаюсь, чтобы проехал именно он.

Дорога до Нижнего Мультинского занимает около двух часов. Приехали, выгрузились.

На Нижнем озере много мест для стоянок, оборудованы столики, лавки, есть туалеты. Два года назад яблоку было негде упасть на Нижнем Мультинском, поэтому мы собирались пешком на Среднее Мультинское, где уже планировали ставить палатку. Однако, местная смотрительница Татьяна вместе со своей собакой Мышкой уговорили нас остаться — сказали, что в этом году туристов очень мало. Прошлись по берегу — на самом деле всего пара палаток. Решили остаться здесь, на Среднее Мультинское и Шумы сходить налегке.


Мышка.

Лесники собирают по 50 рублей с человека в сутки, Татьяна почему-то взяла с нас по 80, мы сильно не огорчились. Территория на Нижнем Мультинском, судя по всему, поделена между лесниками и кем-то еще (кого-то еще для нас и представляла Татьяна). Половину берега стерегут лесники, вторую половину — Татьяна.

 Сразу по приезду договорились о поездке на конях на следующий день на озеро Куйгук. Договориться можно с проводником Андреем (живет на левом берегу р. Мульта в месте, где она вытекает из озера). Стоимость экскурсии — 1 000 рублей с человека, плюс оплата коня проводника — 1 000 рублей. Выезд от Нижнего Мультинского около 10 утра, приезд около 17:00.

Договорившись об экскурсии, ставим палатку и идем на шумы. Среднее озеро перетекает в Нижнее по так называемым Шумам.


Северный берег Нижнего Мультинского озера, где-то там наша палатка.


Великолепное Нижнее Мультинское озеро.


Вид с шумов на Среднее Мультинское озеро.

Тропа до среднего мультинского отличная, не торопясь налегке дошли за час, гуляли, наслаждались красотами, можно дойти и за 40 минут с рюкзаками.


Вид на Нижнее Мультинское озеро с Шумов.


Вид на Нижнее Мультинское озеро с Шумов.

Погуляв на Среднем озере, развернулись и вернулись обратно. Со среднего озера можно уйти дальше — на Верхнее Мультинское и поперечное озера, для этого нужно перебродить шумы на восточный берег озера, вдоль которого идет тропа. Проход дальше среднего озера платный — на южной оконечности среднего озера стоит кордон лесников, можно заплатить за проход непосредственно им, что-то около 150 рублей с человека. Мы на Верхнее и Поперечное решили не ходить.

Вернувшись в лагерь, организовали ужин, поплавали. Собрались посидеть в тишине.

Но нашим планам не суждено было сбыться. Около 22 часов неугомонный ГАЗ-66 привез 12 неугомонных человек, которые раскинули лагерь непосредственно на нашей полянке. Мы сразу догадались, что покоя в этот вечер уже не будет. Новые соседи привезли с собой все, кроме, по-моему, телевизора. Мое удивление было огромным, когда я увидел, что они привезли с собой самовар. И уж совсем был взрыв мозга, когда я узнал что их целых два. Два самовара в двух пеших днях пути от цивилизации!! Это все «газики» виноваты…

Утром надо было выходить на озеро Куйгук на конях, в связи с чем легли спать около 23:00. Соседи активно стали отмечать приезд и встречу. Супруга трижды выходила и просила быть потише, однако результата не было до тех пор, пока не вышел я и в матерных выражениях не пригрозил физической расправой одному самому активному участнику форума. После этого удалось спокойно уснуть, на часах было начало четвертого утра. Раз уж зашла речь об этом эпизоде — лирическое отступление. Не совсем понимаю, вернее совсем не понимаю, когда люди, приезжая на природу, привозят с собой максимум комфорта — надувные матрасы, подушки с одеялами, самовары, посуду, стулья и т.д. Ведь без всего этого можно обойтись без каких-либо проблем. Ведь человек, уезжая в горы, уезжает от цивилизации, от приевшегося и привычного, в поисках приключений, в поисках новых ощущений , как Колумб когда-то покинул Португалию в поисках Нового Света. Так зачем тащить с собой весь свой скарб?

Это один занимающий меня вопрос. Второй же — в горы люди едут за разными ощущениями: кто-то за экстримом, кто-то за спокойствием, кто-то за новыми друзьями. Но я всегда считал, что везде, в том числе и на природе, необходимо уважать окружающих — и орать посреди тишины и спокойствия Мультинских озер, когда твой кошмарный гогот разносится по голубой глади, как по электропроводам, — это же моветон, ребята! Но, возможно я что-то не понимаю.

Как бы то ни было, после похода на Куйгук на следующий день, мы перенесли нашу палатку со всеми вещами подальше от шумных и ужасных соседей.

День пятый

В 10 утра разобрали коней и выехали на Куйгук.


Мой Боливар.

Тропа до Куйгука очень красивая, отличные виды, лес. Идти на коне 2,5 часа.

Потом еще чуть-чуть пешком.


Водопад Куйгук.


Водопад Куйгук.


Водопад и супруга.


Место, где озеро превращается в водопад.


Озеро Куйгук.


Долина реки Куйгук.

На обратном пути уговорил нашего проводника попозировать. Отличный парень — Андрей Мельник. Советую на Куйгук ходить с ним :).


Андрей Мельник.


Брод через Мульту на обратном пути.

Сказать что после коней я устал — значит не сказать ничего. После шести часов на коне болело все (конечно, с непривычки). Поэтому я лег спать в 6 часов вечера и проснулся только следующим утром.

День шестой

В этот день мы уезжали. Так как «газики» уходят обычно часа в 4, а мы хотели спуститься и уехать до Элекмонара, мы в 10 утра пошли караулить какой-нибудь «уазик», который бы ехал вниз раньше.


Начало дороги домой.

Пока ждали машину, удалось понаблюдать много интересного. Например, лесников, которые в 10 часов утра были уже (или еще) в дрова, удалось невольно послушать их разговоры — это как разговоры людей с другой планеты. Очень интересные ребята, к ним в гости приехала какая-то жительница с. Усть-Кокса. Оказывается, в Усть-Коксе работают очень душевные продавщицы алкоголя, которые дают в долг и даже не спрашивают, когда отдашь. Женщина жаловалась на свое житье-бытье, что получает шесть тысяч, из которых три отдает за дом. Сетовала на то, что пока не закурила, была обладательницей отличного голоса, пела так, что все соседи и родственники были в восторге. Короче, наслушались.

Увидели джиперов, которые поднялись на патруле и сотом «круйзере» на Мультинские вместе с командой ребят на «эндуриках».


Солнце палило так, что у супруги сгорели руки, но очень хотелось позагорать еще.

Вскоре мы нашли УАЗик, и нашли попутчиков. Поехали домой. Отличный водитель Иван крутил баранку, успевая рассказывать истории из жизни.

Не задерживаясь на «Кедровой опушке», отправились обратно в Элекмонар. По пути встретили друзей из Новосибирска, с которыми познакомились в прошлом году на Кату-Ярыке. Встречаемся второй раз, и второй раз на Алтае. Утащили их с собой на любимую базу в Элекмонаре. Планировали переночевать еще две ночи, однако на следующий день к хозяйке приезжало много гостей, поэтому планы пришлось немного изменить. Переночевали одну ночь и уехали на песочный пляж на Катуни в сторону Ороктойского моста, где еще полдня загорали, купались и фотографировались.

День седьмой


Новосибирские ребята Ваня и Инна.


Красавица жена.

Около трех часов с сожалением покинули Горный Алтай, чтобы вернуться, надеюсь, в скором будущем. Напоследок, путешествие порадовало огромными полями подсолнухов.

По традиции итоги поездки: общая продолжительность семь дней, общий километраж — около 1 800 км, общий бюджет — около 22 000 рублей.

По времени — нужно было ехать на подольше, на Мультинских очень хотелось задержаться, сходить на Верхнее и Поперечное, доехать до Тюнгура и взглянуть хоть одним глазом на Белуху. Но на Алтае времени всегда не хватает, всегда хочется задержаться.

По средствам: можно было уложиться дешевле, основную часть расходов составили расходы на заброску на Мультинские и «сброску» с Мультинских, а также на коней — в общей сложности 6 200 рублей. Остальное на бензин (около 4 500 рублей) и еду (около 5 000 рублей), а также на проживание — около 3 000 рублей и прочие расходы.

Категория: blog |
14-09-2012, 12:26
Просмотров: 4298

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник