3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



На Южный берег Телецкого озера...


Всем доброго времени суток! Вот и я решил написать о своем путешествии.
Автомобиль Toyota Camry, 2000 г.в., объемом 2,2 литра, передний привод.

 

Заранее был известен маршрут:

Начну с предыстории. Начитавшись об автопутешествиях, куда я только ни хотел съездить: Черное море, Питер, Байкал, Иссык-Куль... Да и так много замечательных мест в нашей необъятной Родине. Одно условие — на машине. Но как в известном фильме: «...Так выпьем за то, чтобы наши возможности всегда совпадали с нашими потребностями». Возможности вроде есть, финансовые. Потребности реальны. Но вот время... Все упирается в него.

Итак, решено было начать с малого. С республики Алтай. Вроде везде побывал, куда можно на пузотерке доехать. Что касается отдаленных районов (Каракольские озера, ледник Ак-Тру) — то туда, если честно, мне не хочется. Так как по времени я ограничен, то мне не хочется день ехать куда-то очень далеко, переночевать там и потом обратно день в пути, а на следующее утро на работу. Ну не позволяет мне работа :(. Поэтому я предпочитаю отдых где-то поближе. Хотя для поездки, например, на Черное море я бы взял отпуск.

Так вот, однажды хорошо подумав, вспомнив свои поездки, я задал себе вопрос: «Где я не был в Горном Алтае? Ага, вот оно! Южный берег Телецкого озера».

И понеслось. Смотрел фото, видео, читая на Дроме отзывы, — решено было ехать туда, не важно насколько. Хоть на пять минут, но побывать там надо обязательно. Забегая вперед скажу, в начале июня этого года я бывал в тех краях, в Чулышманской долине, но до Телецкого не поехал. Поэтому эта поездка у меня вторая в те края.

Решено, едем на ЮБТО. Нашел тех, кто желает там побывать. Первоначально была договоренность ехать на двух машинах, куда-нибудь на Чике-Таман, там разбить лагерь, а на следующий день ехать на ЮБТО на одной машине, переночевать там, после чего опять вернуться на место первой стоянки. Но ты предполагаешь, а жизнь располагает. В итоге поехали втроем, мужской компанией.

Выезд был назначен на четверг 12 июня, в 18:00. Решено ехать, пока едется. Пока то, другое, выехали в 19:00. Описывать дорогу не буду, путешествия до Маймы/Чемала/Аи есть в других отзывах. Скажу одно, доехали до Семинского перевала. Высота перевала — 1 717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Достаточно затяжной.

Немного спустившись с него, решили прям там и переночевать. В темноте ничего не нашли более подходящего, как встать около ручья Еловый Ключ. Время на часах уже первый час ночи. Выгрузили палатку, накачали матрац. Разожгли костер. Перекусив на скорую руку, решили испить пивка :). Прям пикник у обочины. В итоге спать пошли часика в три ночи.

Проснулся я первым. В шесть утра. Вылез из палатки. Умылся. Походил. Осмотрелся. Пофотал.

Скучно стало. Решил всех будить. В итоге в семь утра выехали. Финишная прямая на ЮБТО, если ее можно так назвать. Впереди еще сотни километров до цели.

Спустились с перевала, проехали Онгудай. Вокруг горы, горы, поля… Обрывы. А мы все дальше и дальше!

Далее решили остановиться на перевале Чике-Таман. Высота — 1 295 м, подъём, спуск — 4 км (там сфотались, пока никого не было).

И опять: повороты, спуски, обрывы, горы... Вот и Акташ. Заправился до полного. Тут немного отступления. Заправка при въезде… Ну как вам сказать? После этой поездки менял фильтр в баке. До того он загажен был, что непонятно, как через него бензин проходил. Хотя менял его за пару месяцев до поездки. Так что аккуратнее, у кого автомобиль более чувствителен к бензину — берите с собой запасы топлива.

Так вот, свороток в сторону Улагана… Акташ позади, еще немного и вот они, Красные ворота. Наша первая остановка на фотосессию.

 

Отдышались, размялись и дальше в путь. Гравийка приемлема, даже для пузотерки. Ехать можно. И вот в переди мы видим чудо: укладывают асфальт (прям в лужи)!!! Ну да ладно. Давно пора. Вроде дорога ведет в райцентр, негоже по ухабам же ездить :).

Дальнейшая дорога не вызывала проблем. Участки гравийки сменялись асфальтом. Чувствовалось присутствие цивилизации. Хотя машин как попутных, так и встречных, было мало.

Заскочили на Улаганский перевал, высота 2 080 м. Начался спуск. Достаточно длинный, впрочем как и подъем, на ходу фотая.

Через какое-то время наблюдаем бензовоз на обочине. Издалека казалось, что горит он. Подъехав ближе — оказалось, что тормоза перегрелись у него, водила их водой остужал, от этого и дымилось все у него. Остановившись чуть ниже его, тоже решили дать остыть колодкам, без воды, конечно. А колодки аж дымились! Вот такой он, перевал, вроде и спуск не такой крутой, но постоянно на тормозе и изгибы-повороты дают о себе знать. Постояв минут пять поехали дальше.

Вот уже и Улаган. Вроде не так и дико там. Те же люди, сотовая связь работает, иномарки на дорогах. Оживленно достаточно. Остановились пополнить запасы продуктов. В магазине все: «Здравствуйте... проходите... пожалуйста... спасибо... счастливого пути», — все вежливо, добродушно, с улыбкой. А где же дикие алтайцы? :)) Где местные «чингачкуки» с топорами? Хотя что говорить, ведь быдла хватает и среди русских, в городах. Что же говорить о глубинке?

Далее выдвигаемся в сторону Балыктуюля. Дорога там грунтовая. Гребенка. Мелкие ямки... Ехать со скоростью 10 км/час — медленно. 20 км/час — трясет так, что кажется пыль из под ковриков вылетает. А вот 70-90 км/час в самый раз. В первую поездку я ехал 10 км/час от Улагана до Балыктюля :). Тут же соточку пошел. Буквально домчались до Балыктюля. В поселке нас встретил асфальт на дороге. Проехав метров 500 от начала поселка — сворачиваем направо по указателю на «Балыкча-1», переезжаем деревянный мостик и все, впереди 30 км до Кату-Ярыка. По началу дорога заставляет нервничать: небольшие ямки, камни. В общем, ехать можно, но не быстро. Затем дорога уходит в гору, вокруг деревья, повороты, спуски. Красота!

Добравшись до обрыва, останавливаемся сфотографироваться. Внизу озеро.

Немного отдыхнув от поездки, решаем продолжить ехать к намеченной цели.

Еще чуть-чуть, еще немного... Вот уже видна Чулышманская долина...

И вот он, перевал Кату-Ярык.

Проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (63°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1 200 м (взято из Википедии).

Тут я второй раз, но ощущения непередаваемые, будь то фото или видео. Это надо видеть своими глазами. Будет возможность — я туда и третий раз поеду, и четвертый, и пятый. Нет слов, одни эмоции. 20 минут на успокоение и впереди спуск. Едешь медленно, минуя камни, торчащие из дороги, при этом глаза то на дорогу, то по сторонам. Опять же повторюсь, ощущения не передаваемые. Нужно самому там побывать.

На втором изгибе догоняем «Урал», груженый пиломатериалом. Он пропускает нас вперед. Мы продолжаем спуск. Третий, четвертый изгиб... Мы все ниже и ниже. Вот он, самый долгий участок, самый первый снизу, самый проблематичный. Именно там, в первые метров 150 лежит самый непролазный участок. А если быть точнее — то метров 150 нормально, затем метров 5 достаточно крутой подъем + выбоины/ямы. Но об это чуть позже, сейчас спуск.

Кстати, ведут строительство второго, более пологого перевала. Как-то даже грустно стало... Придет сюда цивилизация. А она тут нужна?

Спускаемся с перевала и продолжаем упорно двигаться к ЮБТО. После перевала начинается самый отвратительный участок дороги. Не знаю, может, раньше там и было хуже (а хуже было, судя по фотографиям с сайтов джиперов), но сейчас для пузотерок там не очень-то и хорошо. Основная скорость — 10 км/час. Есть, конечно, ответвления от дороги, по полянкам, где можно и соточку ехать, но таких мест мало. Итого, от перевала до ЮБТО 78 км, которые едешь порядка трех с лишним часов. Да не хочется из-за «прибыть туда на полчаса раньше» гробить подвеску. Ну и на скорости можно не заметить камень и налететь на него. А что значит серьезная поломка в тех местах? Минимум — ремонт на месте. Максимум — на «галстук» и вперед, в цивилизацию и прощай, отдых. Поэтому аккуратнее надо быть.

Вот так черепашьим шагом мы верно продвигались к своей цели. Вокруг горы, водопады. Справа Чулышман среди камней нашел себе дорогу, то бурля, то успокаиваясь. Повсюду попадались палатки туристов. Регионы разные: 22, 04, 54, 70, 72, 74, 50, 55, 24, 42... Попадались места, пересохшие ручьи. Видимо, в дождь они превращаются в огромные ручьи, а то и реки, непролазные для легковушек. Как-то даже немного не по себе стало. Но отступать мы не привыкли. Едем дальше. Мосты везде, трубы, вкопанные в дорогу, опять пересохшие ручьи. Попадался встречный транспорт. Места для разъезда попадаются часто. Но есть и участки, где проблема с этим. Поэтому будьте вежливы. Если вы видите впереди встречку, а у вас есть место, где можно встать и пропустить ее — сделайте так, подождите. А вдруг впереди вам не предоставится возможности разъехаться? Видите машину на подъеме — подождите ее, пропустите. Очень порадовали водители джипов. Что туда, что обратно все встречающиеся на пути джипы чуть ли не на камни залазили, оставляя нам дорогу для проезда. Респект и уважуха им. Все же нам, пузотеркам, сложно прыгать на обочину. Молодцы, чего уж тут сказать.

И вот еще чуть-чуть, поселок Балыкча, в котором мы удивились наличию сотовой связи («МТС»). Сам по себе поселок достаточно большой. Рассчитывали, что это будет три-четыре домика, покосившиеся от времени заборы. Но как то все по-цивилизованному.

От Балыкчи до ЮБТО еще порядка 10 км. Вдоль Чулышмана. Какие же там полянки местами попадались. Казалось, что кто-то газонокосилкой там поработал. Деревья, камушки, между ними зеленая травка, река, кристально чистая. Так прям и тянуло там остановиться на ночлег. Но цель-то — добраться до Телецкого. Фотографировать по большей части особо нечего было по пути от перевала. Пейзаж однотипный.

Не доезжая километра полтора, развилка. Направо и прямо. Решаем ехать прямо. Доехали. Осмотрелись. Решили вернуться и свернуть на развилке направо. Съездили. Оказалось, приехали почти туда же, только на другую часть косы. Вернулись туда, куда первый раз поехали.

Ну, что сказать? Вроде вот она, цель нашего путешествия. Но вот как-то разочаровался я. Ожидал большего. Какой то берег, пару деревьев. Песок, вперемешку с камушками, остатками древесины…

Куча народу. Местные, навязывающие покататься на лошадях и постоянно организующие скачки по берегу между собой... Не то, совсем не то, что я ожидал там увидеть. Например в Яйле куда красивее. Но это сугубо мое мнение. Да, несомненно я разочаровался в ЮБТО, но не разочаровался, что доехал туда. Один раз туда можно съездить. Но второй раз — ни за что. И все же повторюсь, хотя бы раз, но побывать там надо, если же вы, конечно, путешествуете по Горному Алтаю.

Так вот, отмахавшись, как от мух, от местных начали ставить палатки, шатер и разгружаться. На озере был шторм :)). Вода на удивление теплая. Весь берег усыпан ветками, поэтому с дровами там все в порядке. Расположившись, начали готовить еду, доширак :).

Тут мы и познакомились с местным мальчуганом, лет 10-12, представившимся нам Валерой. Приспросился у нас о наличии сладостей. Их, конечно, у нас не нашлось.

Испив пивка, ЮБТО уже не казалось таким унылым. Теплая погода, легкий бриз. Грохот (именно грохот) волн, закат, который конечно из-за горы не видно, но все же где-то присутствующий — все это как то вроде начало гармонировать между собой и появилось некое чувство наслаждения, удовлетворения.

Подружились с местной собачкой. Она от нас не отходила. Долго придумывали ей кличку. В итоге назвали ее просто: Кыс. Ну вот такая у нас фантазия :).

Приехала большая компания, расположилась около нас. Думали все, ночью не уснем из-за них. Зря думали, они, как оказалось, тихо посидели, тихо спать разошлись. Лишь мы сидели и наслаждались. Все же чувство, что ты где то там, далеко, непередаваемо. Каждый, кто был там, думаю испытывает похожие ощущения. Кстати, как оказалось, на ЮБТО ходит паром/катер из Артыбаша. Ну это для тех, кто любит менее активный отдых. Стоимость мы так и не узнали, так как там нет касс, а всего лишь подобие причала.

На следующее утро, в субботу, собираемся в обратный путь. Будь у нас больше времени — мы бы все равно уехали оттуда. Начал моросить мелкий дождик.

Попрощавшись с Кысом, мы поехали обратно. Маршрут тот же. Ямки, камни, повороты, подъемы, спуски... Решили немного поизучать местную флору :).

В одном месте увидели водопад, два каскада. Решили сфотографироваться. Минут за пять поднялись к нему, полазили вокруг него. Прохладно, хорошо, в воздухе летают капельки воды. Горный рай, одним словом. Посмотрев в карту, мы так и не поняли, что это за водопад. Решили его назвать. Недолго думая назвали водопад имени Валеры. Ну а почему бы и нет?

Чуть охладившись, спускаемся вниз.

Далее опять камни, ямы, спуски... То с одной стороны, то на другой стороне Чулышмана в горах виднелись водопады. Для пеших туристов, думаю, найдутся там развлечения. Можно сходить на каменные грибы, водопад Учар... Но мы мешки, мы на машине, нам лень. Да и цель иная стояла.

По пути встретили подругу путников (та, что слева на фото :)).

Тут я решил посмотреть наш «навигатор», по прозвищу «глобус Улагана»:

И как любое мученье (а дорога там сплошное мученье) рано или поздно заканчивается. Вот он, перевал Кату-Ярык, но уже мы не сверху вниз на него смотрим, а снизу вверх. Но от этого его величие никак не меньше. На площадке перед подъемом стояли «виста-ардео» и «калдина». Подъезжает «прадо» и «сурф». Ждем, когда сверху спустятся две машинки. В это время спускаем передние колеса до 0,8. Пропускаем вперед джипиков.

Немного постояли. В этот момент стало страшновато. А вдруг не поднимемся? Это ж… для меня как-то стыдно :). Сколько ни стой, а ехать надо. Включаем «эльку» и вперед. Первые метров 150 норм. Далее самое сложное: крутой подъем, ямы, камни и все, машина зарывается.

Да я в общем-то и не надеялся подняться с двумя пассажирами, двумя канистрами по 20 литров в багажнике, коробкой с ручной талью, весившей почти 50 кг (взял на всякий случай, в итоге не пригодилась). Ставлю на ручник, коробку в режим «парковка». Начинаем выгружать все лишнее. Далее скатываюсь назад, но не до самой площадки, а метров десять вниз. Там более пологая дорога, что позволяет с места тронуться в горку. Все по тому же сценарию, скорость в положение «элька», потихоньку, внатяг... все выше... вот уже самое сложное... «давай родимая, не подведи... вперед... незачем нам 1000 рубликов тратить за подъем», словно поддерживая машину в нелегком деле. Остается совсем немного и тут происходит пробуксовка колес. Думаю, все, зароюсь. Но нет, чуть-чуть зарывшись, подъем продолжается. Вот, уже впереди последняя ямка... Все! Справились! И это все лишь метров пять, а столько переживаний. Останавливаюсь, ручник, «парковка», открываю багажник. Ребята поднимают канистры, коробку с талью. Загружаемся. И в этот момент, простите за мой французский, какой то..., вот не знаю, как такого человека назвать, видя, что снизу стоит машина, а разъехаться в том месте ооооочень сложно... Ну ты остановись, подожди немного. Но нет, надо упорно ехать. В общем, садимся в машину. Это чудо поравнялось с нами. Дальше ему никак не проехать, обрыв, камни на обочине. У меня где-то с полметра справа есть место для маневра. Могу и прямо проехать. Что и пытаюсь сделать. Но машина отказывается подниматься, буксует. Да и при этом начинает стягивать к этому чудаку. А что остается делать? Сдавать вниз? Не вариант. Остается одно. Вправо. Вывернул руль. Слегка газку. Камни из-под колес прошлись по кузову этого чудака. Да и фиг с ним. Впредь наукой будет. Видишь на подъеме машину — стой и жди. Кату-Ярык это не Семинский перевал.

Далее подъем прошел в штатном режиме. Наверху остановился. Достал компрессор. Начал подкачивать колеса. Тут подошли с 74-го региона, спросили насчет подъема, реально или нет. На что я ответил, мол, я ж поднялся на переднем приводе. Но они как-то перехотели спускаться (на «авенсисе» и «фите»). Развернулись и уехали. Чуть позже подъехал парень на «филдере». Тоже поинтересовался насчет подъема. Узнав, он решил спуститься.

Стою, качаю колеса. А у самого чувство от преодоления перевала как в игре: +5 к крутости и +10 к длине писюна :). Прокачка себя :).

На этом можно закончить рассказ. Дальнейший путь уже известен. Как итог могу сказать, места там на любителя, в частности ЮБТО. Сама Чулышманская долина, когда стоишь на верху перевала, завораживает. При первой же возможности еще туда съезжу.

Категория: blog |
14-09-2012, 12:19
Просмотров: 13697

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник