3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Мажой - Киндыктыкуль 2009. Рассказ о поездке.

Новосибирск – река Урсул – перевал Каянчинский - Катунь за Инегенью - подъем в долину Ачика –


порог Бегемот - устье Мажоя - верхний Мажойский мост – озеро Киндыктыкуль-
Курайская степь – урочище Ештыкколь - верхний Мажойский мост – Ороктойский перевал - Камлак - Новосибирск

24 июля - 2 августа

Урсул

Никогда мы раньше не останавливались на Урсуле. Всё проезжали мимо, как и многие, наверное. Да и в этот раз проехали бы мимо, если бы не…

Вечером после рабочего дня, около восьми вечера, упаковав машину "комплектующими для туризма" - продуктами, снарягой, и прочим крайне необходимым в дороге шмурдяком, стартуем в летнюю Алтайскую поездку. Второй экипаж : Саша, Олеся и Вероника) уже там – на Алтае, и ищут место для ночевки, на котором мы и должны будем встретиться, чтобы продолжить путешествие уже совместно.

На удивление, без особых пятничных пробок, "выскочили" из города, по пути сдав ключи от "квартиры, цветов и кошки" друзьям. Дорогу М52 в этом году отремонтировали крайне хорошо, и километровые столбы мелькали достаточно быстро. Раздражали лишь дальнобои-длинномеры – мы ждали, что их будет все-таки меньше ночью, но в этот раз, похоже, что они решили составить нам компанию в общем движении на юг.

По дороге от Саши получаем координаты места встречи.

Половина одиннадцатого – и справа, где-то в вечерней дымке остается Барнаул. В половину первого ночи аккуратно проезжаем Бийск. На сей раз бдительные дпс-ники на посту перед городом не обратили на нас внимания. Не мудрено – мы же на "зеленой ящерице Лизе" - нас не видно! :-)

В Сростках быстрая остановка для покупки меда в дорогу – вместо сахара для чая (Женя ) в прошлом году приучил, очень кстати здорово), и в пол второго ночи, в свете фар, нас встречает Горный. Ну вот, наконец-то мы и вернулись! Здравствуй!

Дорога спокойно утекает под колеса, не очень быстро, но и не медленно. "Встречных-поперечных" практически нет – все "по базам" нагулялись и спят. Редкая машина обгонит нас, и та, как обычно, с 54 регионом на борту – едут такие же, как мы. Кто-то ближе, а кто-то может, и дальше. С кем-то, возможно, пересечемся в пути.

Проезжаем поворот на "стоянку Володи , и я ловлю себя на мысли, что хочется посигналить, улыбаюсь – не в этот раз. В ночном Манжерке в свете фар набираем воду, на улице почему-то очень холодно, вода ледяная, но обязательно надо умыться – такова традиция. Задираем головы вверх и любуемся чистым звездным небом. У нас такого нет. Хотя – что значит – у нас? Это понятие относительное. В конце концов – здесь – это тоже у нас.

Позади остается Семинский перевал. Начинает светать, и едем без остановок. Около Онгудая принимаю телефонный звонок от Саши – вы где? Отвечаю – мы – уже почти здесь! Саша уже выспался и готов нас встречать. Слегка пролетаем поворот с трассы на стоянку, но быстро соображаем, возвращаемся и по четкой Сашиной легенде движемся к цели. А! Вот и Саша, идет к нам на встречу. Приветствуем друг друга, и уже все вместе, с Сашей на подножке, едем к самой стоянке.

Это база Янтарный сад. Мы остановились в палатках за основной базой, "за спиной у каменной скалы". Перед нами красиво шумит Урсул. Быстро ставим палатку – надо бы пару часов поспать. И знакомимся с местом. А оно чудесно. Стоянка скрыта от ветров скалой, голос реки глушит все "посторонние звуки" от трассы и от соседей, и, не смотря на то, что сама стоянка буквально рядом с трассой – получается, что ты на этой стоянке "стоишь один". И это здорово.

палаточная стоянка у Урсула Урсул база Янтарный сад

Урсул – очень красивая река. Ну почему мы всегда раньше проезжали мимо? Стали рождаться идеи о том, что сюда нужно приехать еще, и не раз. И останавливаться не только здесь, но и в других местах по реке. Красоты хватит.

Вдоволь налюбовавшись рекой, легли на быстро-сон. А Саша пошел рыбачить.

Каянчинский перевал

По предварительно подготовленной информации, мы знали, что подъемов на перевал со стороны Чуйского тракта три штуки. Цели спуститься с перевала к Катуни не было, была задача "залезть" на перевал. Решили ехать по самому "юго-восточному" пути. Двинули по легенде.

Почти сразу же пришло понимание, что в какой-то момент свернули не туда. Рассудили, что все равно недалеко от трассы все дороги рано или поздно соединятся. Так и произошло. Наконец начался подъем. Дорога каменистая, в смысле каменистый "отсев", перед нами недавно кто-то проехал, но видно, что она заросшая и "популярностью" не пользуется. Так сказать, дорога для своих. Интересно, куда она? Осилив небольшой, но крутой подъем, пофотографировали Чуйский тракт – его изгибы отсюда очень красивы. Неожиданно дорога прекратила подъем и стала спускаться вниз – странно. Особенно если учесть что спуск оказался тоже достаточно крутой, но уже не с "каменным отсевом", а с глинистой почвой, вперемешку с крупными валунами. Протекторы тут же забились грязью и колеса превратились в "гоночные". Судорожно думаю, что возвращаться тут – лучше не надо… Теперь только вперед.

горы в окрестностях Онгудая вид с начала подъема ворота

Спустились к руслу ручья. По легенде дорога идет вверх по нему, но по этой же легенде снизу по этому ручью должна прийти сюда еще одна дорога – а ее нет, вообще. Хм, вариантов нет – нам вверх по ручью. Опаска ушла, когда мы снова увидели следы протектора перед собой – значит, кто-то ездит здесь. Значит нам – вверх. Проехали один выпас для скота, второй - стало понятно, "куда" и "кто" здесь ездит. Дорога, и так условная, становится еще более условной.

На всякий случай разгружаем Сашиного кариба – несколько тяжелых сумок перекладываем в Лизу – она побольше, ей попроще.

Встречаем по пути рукотворное пугало, стоящее рядом с дорогой – машем ему рукой. В конце концов, подъезжаем к очередному, и видимо, последнему "пастбищу". Кажется, что дальше дороги нет. К нам выходит местный товарищ.
- На перевал как попасть?
- Ну… можно прямо, но там кабаны всю тропу разбили, там не пройти сейчас, идите левее, вон по тому склону, как раз на перевал и выйдете..
- (Показываем на машины) мы там проедем?
- Ну…наверное, проедете. Тропа не разбита, сухая. Ребят, а есть сигареты? А то за мной сменщик уже неделю не едет, у меня все закончилось….

Так мы и поехали вверх по склону в сторону "взмаха руки". Склон становится все круче и круче. Судя по карте, мы идем прямо "в лоб" на перевал, и вскоре должны выскочить на основную дорогу, по которой ездят "обычные, нормальные" люди. Смотрю расстояние – около 1,5 км до дороги. Склон все круче. Уже около 1 км. Склон все круче. Включаю пониженную. Саша едет сзади – спрашиваю по рации – как? Е-д-у… Останавливаюсь еще раз сверить карты. Нутром чувствую, что вот-вот уже где-то скоро как-то что-то… С большим трудом трогаюсь в уклон. И вот те наконец-то – бах, прямо со склона, как с трамплина, "вываливаюсь" на дорогу, идущую перпендикулярно нашему подъему. Ну наконец-то выбрались! Как там Саша? А кариб, оказывается, после остановки не хочет больше ехать вверх…Никак. С Сашиных слов – "я ему педаль в пол, а он стоит…. Пришлось одну ногу на педаль газа, а второй ногой отталкиваться от земли – ну давай, же, давай….поехал, поехал, ура! Выбрались!"

На дороге машины поставили остывать, а сами стали полноценно созерцать открывшиеся чудесные виды. Ну да, неспроста перевалы называют перевалами. Зеленые холмы на восток-юго-восток – насколько хватает взгляда, синие дали.
Пространство…

просторы отдыхаем

Но ведь мы еще не на перевале? Точно. Значит, едем дальше вверх по дороге и буквально минут через пять мы на вершине. Отсюда тоже очень красиво, и теперь виды в обе стороны от перевала. Ольга пошла посмотреть окрестности, и сообщила нам, что метрах в двухстах отсюда есть еще один перевал! Решили проехать туда. Оказалось, что там и есть самый настоящий Каянчинский перевал – который обозначен на километровой карте "крестиком". Здесь дороги в одну и другую сторону спусков образуют "домик" - более настоящего перевала не придумать. На нем можно стоять одной ногой на спуске к Катуни, а другой ногой – на спуске к Чуйскому тракту.

вид с Каянчинского перевала в сторону Катуни вот он - настоящий Каянчинский перевал в буквальном смысле - на перевале Онгудай с высоты

Спускаемся к Онгудаю по "основной" дороге, которая прямо от поселка идет вверх на перевал. Отсюда открываются чудесные виды на поселок. И становится понятно, что в дождливую погоду на этом подъеме/спуске нечего делать – он не проезжаем.

Урсул приютил нас возле себя еще раз – на небольшой обед на своем берегу.

Вот чем удобен выезд из Новосибирска на Алтай в ночь – еще сутки назад бы были на работе. А сейчас уже успели и приехать, и отдохнуть с дороги, и первый же день отлично провести!

Впечатлений уже много на сегодня, но нас ждет дорога.

Инегень

И вот, поворот с Чуйского тракта на мост через Катунь. Спускаемся, проезжаем через него, и движемся вперед, к знаменитой Инегеньской дороге, прорубленной в скале. Подъезжаем, и без остановок едем по ней. Ольга и Олеся сидят как раз со стороны пропасти, и только воспитание не позволяет им громко кричать матерными словами – Куда вы нас нафиг везете! Но – по глазам - становится понятен не только смысл, но и эмоциональный окрас пролетающих в головах выражений :-)

мост через Катунь на Инегень Инегеньская долина Катуни

И вскоре мы выезжаем на небольшое плоскогорье, с которого отлично видна долина Катуни. Красота… Все страсти забыты и мы держим путь вперед. По пути обращаем внимание на несколько недавно построившихся и строящихся туристических баз. Без остановок проезжаем Инегень, кажется, что в поселке много русских домов, на нас никто не обращает внимания. За поселком уходим по плоскогорью вправо-вверх. И вскоре оказываемся у "конца пути". Остановиться здесь негде, везде открытое пространство, вечереет, и хочется уже прислонить свою спину к чему-то отличному от спинки водительского сидения.

Чуть вернувшись назад, спускаемся к Катуни, уходим немного вверх по ней и находим несколько неплохих мест для ночевки. Мы проехали еще дальше – до конца дороги, нашли притулившихся в кустах команду велосипедистов, едущих из Тюнгура в Иню. Договорились, что встанем недалеко.

Вечер был прекрасен. Вся непогода куда-то улетучилась. Мы неспешно вели беседы, наполненные сегодняшними пережитыми впечатлениями. Саша, как обычно, выступил в роли автора невозможно вкусного плова. Умиротворение дополнилось чтением "книжки" Дагестанская лезгинка (одна "страница" - маленькая стопочка) и французского романа (бокалами).

Утро оказалось еще более прекрасным, чем вечер – солнечное, радостное, зовущее в дорогу. Саша не упустил возможности и искупался в Катуни. И мы выехали в путь.

бродим по скалам Катунь, впадение Аргута

Первым делом вернулись наверх на "плоскогорье" и забрались на скалы, с которых открываются великолепные виды на Катунь, на устье Аргута, и… на место нашей ночевки - ну да ладно. Стоять здесь и смотреть на долину можно часами, заряжая себя солнечной энергией и успокаивая душу. Вдоволь наполнив себя образами, выдвигаемся к мосту.

За Инегенью Саша внезапно останавливается – начинает греться машина, и очень сильно. Стали разбираться. Непонятно… Вероника и Ольга расположились позагорать. Долго ли, коротко ли, но с колдунскими танцами с бубнами вокруг машины, удалось достичь того, что машина перестала греться.

чуть южнее поселка Инегень Скала Веблюжья шея дорога в скале Катунь с Инегеньской дороги

И вскоре, набрав воды в Белом Боме, встретив там же местную свадебную церемонию (хороший знак!) мы переезжаем через Чую и начинаем подъем.

Долина Ачика

Дорога весело бежит между сопками, постепенно набирая высоту. Солнце потихоньку стало скрываться за ближайшей сопкой, а через дорогу то и дело перебегает ручеек. Раз бродик, два бродик, три бродик… Да сколько же вас здесь! Саша броды проезжает не с ходу, а после осмотра. Осматривает броды, конечно, Олеся, а вода в речке – ледянющщая. А время идет, и скоро уже наступят сумерки. Становится заметно холоднее. Перед одним из бродов мы останавливаемся и решаем, что мы с Ольгой съездим вверх – проверить, что за дорога ждет впереди, а Саша с Олесей подождут сигнала и примем решение – что делать – ехать вверх в ночь или спускаться назад.

Дорога опять побежала вверх с ощутимо прибавляемым подъемом. Через какое-то время нашлась развилка, я решаю ехать по левой стороне. Неожиданно дорога забирает резко влево-вверх. Ольга выходит проверить дорогу впереди. А меня посетила мысль – коль мы остановились, не является ли это знаком? По другую сторону ущелья прошумел чей-то УАЗ, спускаясь вниз. Вернулась Ольга, и по рации с ребятами мы решаем все-таки сегодня не "рубиться до победного". Все-таки уже вечер. Через пень-колоду разворачиваюсь на спуске, и мы скатываемся назад к ребятам. Они тем временем перекусили, встретили уазик, спускавшийся сверху, поговорили с водителем.

Все, что ни делается – все к лучшему. Не спроста мы сегодня задержались под Инегенью – значит, просто надо было, чтобы нам не хватило времени подниматься дальше к долине Ачика. Все просто! Значит, в этот раз нам туда не надо, значит, будет другой раз.

возвращение с подъема к Ачику в долину Чуи

Решаем сегодня остановиться на пороге Бегемот, а завтра ехать в Акташ за пропусками, и потом к Мажою. А пока все это решали, наши доблестные штурманы достали бутылочку кедровки и дивно отметили завершение трудностей этого дня – настроение крайне резко улучшилось! :-)

Поляна на Бегемоте встретила нас травой по-пояс и вечерней прохладой. Траву пришлось укатывать машинами, и, сгоняв вверх в горы за дровами, мы уютно расположились на ночлег. У костра долго играли в "да/нет" и в прочие загадки.

Мажой

Получение пропусков в Акташе по отработанной технологии заняло десять минут, и мы сворачиваем на дорогу в сторону устья Мажоя. Изначально мы собирались максимум переночевать в его устье, и ехать дальше, но получилось все иначе – как обычно, к лучшему! Кстати, спасибо камраду  за оперативную информацию о возможности ночлега в том месте.

Готовились к плохой дороге, но она заняла у нас не так много времени, сколько мы на нее заложили – и вот он, тот самый мост через Чую. Оставив машины на чудной зеленой полянке перед мостом, мы пошли изучать окрестности. Сразу скажу, что пока ехали, создалось ощущение, что туда, куда мы едем, народу практически нет, ну, может парочка туристов, да МЧС-ники. Подъехав к мосту это ощущение осталось – все спокойно, тишина, никого нет. Вплоть до того, что у нас была мысль остановиться прямо на полянке перед мостом – ну уж очень она живописная. Так вот. Выхожу к мосту – никого нет. Иду через мост, фотографирую пейзажи. Оппа – человек навстречу – турист. Ну, думаю, ладно. Перехожу мост, поднимаюсь на пригорок – а там….. там не тьма, там тьма-тьмущая туристов… И сразу появилось ощущение, что мы приехали на какую-то перевалочную базу, где все кипит, народ суетится по своим делам… И чем дальше за мост, тем больше это ощущение усиливалось – вот так приехали… Но, не смотря на это, место там красоты, безусловно, потрясающей.

Прогулялись до Мажоя, посмотрели на его бурные воды, и…. выбрали место для стоянки. От Мажоя несколько метров, речка шумит, лагерь в сосенках – красота! Перегнали машины, и под надвигающейся тучкой за 15 минут установили лагерь – прямо зачОт на скорость.

дорога к устью Мажоя белые воды Мажоя фотографируем устье Мажоя

Прогулялись по окрестностям, полюбовались красотой слияния Чуи и Мажоя, поговорили с МЧС-никами. Дрова они не продают, в баню к себе не пускают. И правильно делают, между прочим. Рассказали, что сейчас туристов мало, что обычно много иностранцев (кстати, по пути сюда по дороге встретили двух пеших туристов – из Польши, подсказали им дорогу), пояснили, где взять дрова, куда можно завтра сходить пешком и какие в окрестностях дороги. Хорошие ребята. Работа у них непростая.

Вечер как обычно, был приятен разговорами у костра и непередаваемой музыкой реки Мажой, что несла свои воды в нескольких шагах от костра.

Утро было ранним, и Олеся дюже удивила нас приготовленными великолепными блинчиками. За что ей отдельное большое человеческое спасибо! Блинчиков в автопутешествиях мы еще никогда не ели.

В этот день у нас план прост – пешком вверх по Мажою, задача минимум – дойти до моста через Мажой, узнать, что там и как. Выдвигаемся. От поляны вверх вдоль скалы круто вверх идет каменистая тропа, которая когда-то была дорогой, но теперь, к сожалению, никак вообще не проезжаемая. Это последствия землетрясения. С тропы открываются отличные виды на долину Чуи. Вверх, вверх, вверх. Мы с Ольгой ушли вперед, набрав неплохой темп, ребята догоняют, им не так просто – Вероника пока не так быстро ходит. Остаемся на связи друг у друга по рациям.

Открываются великолепные виды на вершины Северо-Чуйского хребта. Причем самые ближние из них отчаянно стараются прикрыться облаками. Я это расцениваю как еще один знак – мы должны будем подъехать к ним еще ближе, и вот там они нам во всей своей красоте и откроются. Вверх по Мажою красиво проглядывает пик Геодезистов. Природа прекрасна, мы выходим с подъема на ровное место и еще более бодрым шагом двигаем вперед. Все-таки здорово иногда ходить пешком. Надо брать это за практику. На машине – как можно дальше, а оттуда – еще дальше пешком.

правильные блинчики с утра впереди - пик Геодезистов мост через Мажой вид по Чуе спускаемся к лагерю

Прошли через пересохшее русло ручья Карасу. Слева по склону становится видна дорога, которая идет с урочища Ештыкколь к мосту через Мажой. Значит скоро уже мы подойдем к мосту. В какой-то момент смотрю по навигатору – так а мост-то уже должен быть прямо внизу напротив нас! Ну точно – тропа сворачивает вниз, а вон и сверток дороги туда же. Радостно спускаемся к холодным водам Мажоя дабы омыть в них свои лица.

Сбросил рюкзачОк, снял майку, умылся, … пришло такое абсолютное спокойствие, которое невозможно передать никакими словами. Все, что было там, за тридевять земель – в городе, на работе, еще где-то… Эта вся суета куда-то ушла, и стала поразительно ничтожна перед высокими соснами, снежными горами, ледяной водой, прозрачным воздухом, душистой травой. И еще перед чем-то бОльшим, что не поддается человеческому языку…

А вот и ребята подошли!
Проверили мост, посмотрели на спуск дороги с "той" стороны реки, и мы с Ольгой решили пройтись еще вверх по Мажою с километр, до места, про которое висела табличка на дереве - где "пиво, баня, молоко…". Да, действительно, есть такое, и правда есть баня. Про молоко и пиво не спрашивали. На сегодня программа минимум выполнена, начинаем путь назад.

Кстати. Если бы продумал этот пеший участок заранее, то надо было бы выйти из лагеря еще раньше, и дойти до озера Машей. Вполне реально за день обернуться туда/обратно. Когда потом смотрел на наши треки, стало жаль – мы прошли большую часть пути до озера. И вполне могли бы идти дальше.

Путь "обратно", как обычно, более быстр, чем путь "туда". По дороге нас догнал сотрудник МЧС, спросил, обгонял ли нас человек на лошади. Честно ответили, что нет – не обгонял. Эта история имеет продолжение, но рассказать ее можем лишь при личной беседе.

Около "послеобеда" мы уже были в лагере. Устали, что и говорить. Поэтому, поев, и я, и Сашка пошли спать по палаткам, оставив наших штурманов мужественно следить за лагерем и вести друг с другом беседы.

Напомню, что с дровами там не очень хорошо – все что поблизости – вымели туристы, и за дровами надо ехать, либо лезть на скалы за сушняком. Собственно, прошлым вечером мы за ними и съездили. А тут Ольга нечаянно увидела, что ствол одного из деревьев, растущих прямо рядом с лагерем – сухой. Проблема только в том, что добраться до места, где его можно спилить – крайне сложно, поскольку оно (дерево) растет (росло) прямо над рекой. Но! Разве могут такие мелочи остановить Сашу? Он мигом забрался по дереву метра на два, и обнаружил, что дровина уже была давно кем-то надпилена, но тот "кто-то" видимо так и не смог дровину отломать. Стали мы думать, как же ее оттуда все-таки достать, чтобы при этом ее не унесло в реку. Принесли трос. Зацепили одним концом за дерево выше надпила. И давай раскачивать. А оно не ломается! Стали думать, как же подцепить другой трос, чтобы машиной буксирнуть и ствол-то отломать. Пока я ходил за вторым тросом, Саша сумел так раскачать ствол, что он все-таки сломался. И повис на тросе – зацепился за ветки. Дальше – дело техники – распилили аккуратно и по частям вытащили к лагерю. Веселья была уйма! И дрова напиленные мы в итоге увезли на Киндыктыкуль, однако!

Саша добыл дерево наш лагерь пилим дрова

Ближе к вечеру еще раз прогулялись по окрестностям, и после посиделок у костра отправились спать.

Утро хмурилось. Но настроение не было таким хмурым – ведь у нас впереди путь!

Киндыктыкуль

Прошлым вечером мы решили ехать не в урочище Ештыкколь, а сразу на Киндыктыкуль, а там, как говорится - разберемся. По дороге к тракту остановились возле моста через Чую, который возле Ороя, спустились посмотреть на него. Мост сугубо пешеходный, причем весьма опасный - местами шириной в одну досточку. Спуск к нему красив, рядом с мостом небольшой приятный водопадик.

мостик через Чую возле Ороя спускаемся к мостику

По тракту быстро промчались сквозь Кош-Агач к цели. Настолько быстро, что проехали нужный поворот в степь, но при этом не забыли показать пропуски пограничному патрулю.

По границам Чуйской степи кружили грозовые тучи…
Сама степь – самое сухое место в России, однако это не помешало дождику покрапать на нас, и весь путь по степи мы наблюдали потрясающие картины формата "иду на грозу". Домчавшись до урочища Юстыд (кстати, по старым картам и река и урочище называется ЮстыТ) мы попали в царство древних курганов и оленных камней. Их здесь столько, столько…. И конечно, местное население здесь пасет свои стада. Сарлыки, коровы – все смешалось. Юрт много достаточно. И степь… едь в любую сторону, куда хочешь.

По нашему пути - перевал, небольшой, но это перевал. Забравшись на него, нам открылся в своем великолепии хребет Чихачева. Ну, он слегка смущаясь, скрывал свои вершины за облаками, но видимо рад был нам, потому что дорога и небо над нами был чисты. Мы поехали поближе к нему.

непогода в Курайской степи иду на грозу! стада в Чуйской степи мчим по степи Оленный камень вид назад - в Чуйскую степь

Местность здесь – горная степь. Камни и трава. Больше ничего. Поднимаемся все выше и выше. Чуйская степь со своими дождями уже осталась где-то позади, причем, бросая туда взгляд, видно, что мы уже поднялись над уровнем окружающих степь туч. Видимо здесь – другие тучи, другие правила. И над нами – солнце!

А сколько здесь сурков! Здоровых, толстых, настоящих сурков. Как-то я, обруливая очередной камень, боковым зрением увидел что-то рыжее, бегущее слева от нас. И говорю Ольге – смотри – собака бежит пастушья – значит уже близко люди, скоро приедем. А она мне – это не собака….Это сурок! Крокодилы те еще.

За очередным пригорком мы неожиданно (да. именно неожиданно) выскакиваем к огромной низинке, в которой – здравствуй, озеро! Вот оно, все - как на ладони. Вон остров, что является "пупком" для него, вон – полуостров, на котором лучшие места для стоянки. А вон – юрты скотоводов. Не две, как ожидалось, а штуки четыре.

Кстати, название озера - "Киндыктыкуль" по звучанию схоже с названием "Хиндиктиг-Холь" (озеро, расположенное недалеко отсюда, но уже в Тыве). Не удивительно, ведь означают названия одно и то же - "озеро с пупком".

Начинаем спускаться к озеру. Проезжаем юрты – к нам никакого интереса. Лишь только из одной вышел человек, посмотрел на нас, зевнул (хочется так думать), и ушел назад в юрту. Приближаемся к полуострову. Уже виден камень, возле которого нам рекомендовали остановиться. Но что это? Возле камня мы видим как минимум машину, и много людей. Что они там делают? Вот тут я очень пожалел, что у нас не было бинокля. Но – в любом случае, ехать нам больше некуда, продолжаем движение к полуострову и к камню. И вот вскоре нам становится понятно, что там наличествуют машина и мотоцикл, плюс людей человек пятнадцать. В ярких одеждах (не местные?) быстро бегают. Остановившись метрах в трехстах, мы с Саней пошли на переговоры.

Подходим – понимаем, все-таки местные. Но какие-то странные. Играют в футбол мужчины вперемешку с женщинами, несколько человек отдельно готовят еду на костре – настоящий лагман в плоском казане… О как! Искренне улыбаясь, здороваемся с не-играющими людьми. Все оказалось просто – на пикник сюда приехала администрация поселка Ташанта – с женами и детьми – все как полагается. Тут к нам проявил большой интерес местный пастух – дядя Толя. Через какое-то время к нам подтянулись и мужчины, у которых закончился очередной тайм (или игра?). Каждый из них в обязательном порядке поздоровался с нами за руку. Представились друг другу, поговорили. Весьма с уважением. Тем временем пастух дядя Толя, будучи глубоко в душе гостеприимным человеком, но блюдящем закон, а также находясь в состоянии глубочайшего алкогольного опьянения, пытался требовать от нас пропуски в пограничную зону. Тепло распрощавшись с администрацией Ташанты, мы выбрали место для ночевки, и успокоив дядю Толю, что с пропусками у нас все в порядке, пошли перегонять машины на место будущего лагеря. В итоге встали не "у камня", а метров на двести восточнее, в небольшой ложбинке на берегу озера.

Дядя Толя нам помог с выбором места для лагеря – подсказал, куда палатки лучше не ставить и почему. Интересно, что он четко разделяет приезжих на туристов и рыбаков. Спросили его – туристы часто бывают? Нет, говорит – в прошлом году приезжали (я понял, что два раза), а в этом году вы первые. Но – на самом деле по берегам озера достаточно много мусора – ржавые консервные банки и т.д., обычный тур мусор. Я его спрашиваю – это туристы мусорят? Нет, говорит - мусорят рыбаки, туристы не мусорят. Вот так вот, граждане.

Конечно, с дядей Толей не обошлось и без водки. Как только мы отошли от ташантинцев, он сразу же поинтересовался – водка есть? На что Саша (все эти переговоры вел он) спросил – а мясо есть? Пастух заверил нас, что если водка будет, то будет и мясо, и молоко, и сыр и все-все-все. Саня ответил, что постараемся поискать, может быть и найдем водку. В итоге обменяли две бутылки на три кило баранины и немного твердого сыра. Сыр попробовали, но в итоге есть не стали, а с баранины приготовили отличную шурпу. Дять Толя, получив водку, долго пытался созвать нас на выпивку. Как так?! Вы – мои гости, и не выпьете со мной?! Сошлись на том, что он сам отдельно выпьет за наше здоровье.

Пока ставили лагерь, ветром чуть не унесло незакрепленные колышками палатки – пришлось с гиканьем, размахивая руками бежать вдогонку катящимся прямиком в озеро разноцветным фигурам. Догнали.

Погода сформировала над озером чистое небо, заходящее солнце теплым светом освещало окрестности, вершины хребта все также прятались за ватные облака. Показателем ветра для нас стал Вероникин воздушный змей – пока ветер дул, он парил высоко в небе, привязанный снизу к машине. Через несколько часов наступил почти полный штиль.
И тишина...
Необыкновенная, оглушающая, высокогорная тишина.
Казалось, что слышно, как облака своей ватой цепляются за острые скалы.

Немного прогулялись по полуострову. Саша наметил себе на утро места для рыбалки. Подивились количеству и размерам сурковых нор. А вода в озере – чистейшая. И довольно теплая. А потом мы ели приготовленную шурпу, и как обычно, долго сидели у костра.

вот-вот появится озеро готовим шурпу сурковая нора наступает тишина стоянка вечерние горные облака

Утром наши планы разрывались от возможностей и желаний. Хотелось успеть везде и сразу. Поэтому, перекусив, устроив небольшую стирку и развесив сушится на высокогорном солнце одежду, сели по машинам и отправились вверх по Нарын-Голу. Дорога привела нас к заброшенному руднику, по непроверенным данным – серебряному. От рудника открылся великолепный вид на долину реки и первое озеро. Машины оставили здесь и дальше пошли пешком. Неспешным ходом, фотографируя, мы дошли чуть выше по реке за второе озеро.

Что такого притягательного в горах? Почему про них написано столько песен? Почему всех, кто был в горах, опять тянет сюда – снова и снова? Наверное, полный ответ на этот вопрос кроется там, где нет человеческих слов, и поэтому люди пишут картины, слагают стихи и песни, снимают фильмы о горах – чтобы передать хоть часть их сур

Категория: blog |
1-02-2011, 05:49
Просмотров: 1841

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник