Всем доброго времени суток. Решил наконец-то написать отчёт об
очередной поездке в республику Алтай, т.к. предыдущие поездки отличались
какой-то своей предсказуемостью и однообразностью, хотя всегда
оставляли массу впечатлений и эмоций. Обычно ездили в Горный Алтай в
июле месяце, останавливались сразу за Усть-Семой в палаточном лагере
«Катуньские ванночки». Замечательное место в плане того, что можно
купаться в этих самых ванночках, вода прогревается достаточно для
комфортного купания и есть отдельные ванночки неглубокие и чистые, как
специально созданные для детей. А также с этого места удобно совершать
экскурсии на Чемал, и посещать другие достопримечательности в радиусе
50-100 км. Начало Ровно за месяц до
первомайских праздников, просмотрев информацию о турбазах, был удивлён,
что по сравнению с теми районами, где мы бывали раньше, количество
турбаз значительно меньше. И по списку начал обзванивать базы. Где-то
уже нет мест на май, где-то цена не устроила. В итоге остановился на
турбазе «Кочевник», что рядом с посёлком Чибит. Заказал четырехместный
домик, обговорил поездку со своими попутчиками (чудесная семья из трёх
милейших людей на Toyota Caldina,
с которыми ездили в 2012 году в Горный Алтай), внёс залог и дальше жил в
предвкушении путешествия, параллельно готовя автомобиль, страховки от
клещей, продуктовый термоящик, тёплые вещи и т.д. Решили выехать
из Завьялова 30 апреля сразу после рабочего дня, но, чтобы успеть до
20:00 в Клочки в мясной магазин за шашлыком и купатами, заночевать у
родителей в Барнауле и с утра, затарившись предварительно в «Ленте»,
стартануть в Горный Алтай. Но 30 апреля с утра, когда моя Mazda Premacy
уже была запакована, экипаж «Калдины» сообщил, что в силу сложившихся
обстоятельств они не могут с нами ехать, чем очень сильно нас опечалили.
В итоге поехали согласно графику вчетвером: я, жена и два сына 4 и 8
лет. Причём младший поехал впервые в такое путешествие, предварительно
прожужжав все уши вопросом: «Ну когда-а-а-а мы поедем в Горный Алтай?!». С ревущим мотором и русской душой, с дорогой впереди, с ветром за спиной (В. Шахрин гр.ЧайФ). 01.05.2013 Описывать
дорогу Завьялово—Барнаул в 250 км особого смысла нет, кроме того, что
первые полпути до ЖД-перезда она отвратительная. И вот утром 1 мая мы
покидаем Барнаул. До Бийска ничего интересного, прошли этот участок
легко, хотя был интересный момент (жаль, сфотать не успел), после радара
стоит полицейская «Газель» на съезде с обочины, на обочине вереница
машин где-то полтора десятка, а в «газель» очередь владельцев этих
автомобилей. Притом сотрудник ДПС, не уставая махать жезлом, остановил
перед нами и после нас ещё несколько машин (прямо конвейер какой-то). Я
мысленно поблагодарил китайских рабочих, изготовивших мой антирадар, и
поехал дальше, не забыв посигналить у Евдокимовской часовни. Первая
остановка, как обычно, в Сростках, лёгкий обед и в путь, в горы!!! И
вот, проехав родину Пашки Колокольникова — село Суртайка, начались горы,
от вида которых младший сын был в полном восторге, при этом старший с
видом и интонацией бывалого путешественника сказал: «Это так ерунда, а
не горы, вот дальше будут настоящие скалы». Остановившись на АЗС в
Усть-Семе и заправившись с горкой до полного, двинулись дальше. После
села Камлак начинается, как это заметили другие путешественники на Drom.ru,
Горный Алтай без туристов, хотя с каждым годом заметно прибавилось
строек, усадеб и турбаз. Подъезжая к Семинскому перевалу дети увидели
заснеженные вершины, реакция была незамедлительна, стали сразу надевать
шапки и тёплые вещи, мне стало понятно, что остановка неизбежна. Вершина Тияхты, высота 1950 м. В позапрошлом году устроили прогулку на эту вершину. Вершина Тияхты на 26-кратном увеличении. Тут
я подумал о том, что в отличие от летних месяцев оставшийся снег на
вершинах алтайских гор в мае-месяце придаёт им насыщенный и более
величественный вид. Это я ещё на тот момент на видел Северо-Чуйский
хребет, но об этом позже. Едим дальше любуемся красотами. Следующая
остановка Чике-Таман. Панорама Чике-Тамана. За
перевалом мы не разу не были, поэтому, прикупив сувениров друзьям и
родственникам, с лёгким волнением продолжаем путь. Пейзажи ещё более
интересные и разнообразные. Вокруг всё цветёт. Останавливаемся,
фотографируем, как нам кажется, наиболее интересные виды. Памятник Кольке Снегирёву. Ближе
к вечеру мы прибыли на базу. Управляющий Олег встретил всё рассказал
объяснил. Наша комната обошлась нам в 1 600 руб.\сутки. Оплата сразу за
все дни прибывания, но так как младший начал проявлять признаки
простуды, то количество проведённых суток было под вопросом. Олег (за
что ему отдельное спасибо) пошёл навстречу и назначил расчётный час
12:00 и оплата по суткам. Начали выгрузку вещей и освоение домика. Домик
— именно то, что и нужно было. Четыре кровати, стол, обогреватель,
дерево использовано для строительства пихта, запах в домике чудесный.
Если бы мы поехали, как и предполагалось изначально, на двух машинах в
количестве семи человек: четверо взрослых и трое детей, то с помощью
надувных матрасов расположились бы без проблем. Стало темнеть, и, пока
дети с мамой готовили салат, я расположился около беседки на берегу реки
Чуя и заправил мангал мясными деликатесами. В итоге вся семья пришла на
запах и на свет, сделанный из старого аккумулятора и лампочкой 12в. В
итоге дорогу Барнаул—Чибит в 600 км прошли за 10 часов с учётом всех
остановок и с соблюдением скоростного режима. Расход топлива составил
9,5 л/100 км. Для объёма 1,8 л, конечно, многовато, но полноразмерная
запаска на багажнике сверху, гружённый под завязку автомобиль и сильный
боковой ветер на равнине сработали в доход компании «Роснефть». Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал (В.Высоцкий). 02.05.2013 Проснувшись,
как ни странно, довольно рано, за завтраком обсудили программу на
текущий день. Было решено после осмотра окрестностей выдвигаться на
перевал Кату-Ярык. А вот, собственно, пейзажи в районе турбазы. Протока реки Чуя. Чибитка впадает в Чую. Река Чибитка. Столовая базы «Кочевник». Река Чуя. Во
время сборов перед экскурсией на Кату-Ярык побеседовал с соседями,
которые на подготовленных джипах были накануне в тех краях. Они
посоветовали не рисковать туда ехать. А именно дальше села Былыктуюль. В
итоге, к великому сожалению, маршрут был сокращён. Детей это особо не
огорчило, т.к. начитавшись заранее о достопримечательностях Алтая они
запали на Красные ворота, а остальное впечатлило их не так ярко. В
полдень мы выехали. Заехали в Акташ за брызгалкой от клещей и двинулись
на Улаганский тракт. Если честно, я сам не ожидал такой дороги. Очень
впечатлила какая-то жуткость тракта, такое ощущение, что едешь по
специально выстроенному павильону и всё это нереально (возможно, такой
эффект дали нависающие над трактом скалы и плотная облачность). Ехал
очень аккуратно, замедляясь перед каждой встречной и по возможности
пропуская обгонявших меня шумахеров с номерами 04 региона. Пока доехали
до Красных ворот, в машине чувствовалось какое-то напряжение, т.к.,
видимо, оно ощутимо исходило от меня. У Красных ворот никого не было по
сравнению с обратной дорогой, поэтому, вдоволь пофотавшись, поехали
дальше, осматривать Улаганские озёра. Добравшись до Улаганского перевала
и побив личный рекорд высоты навигатора, было решено после небольшого
перекуса возвращаться назад, т.к. погода стала быстро портиться, а
впечатлений и так уже было всем достаточно. Ну и, конечно же, фото с
этого маршрута. Акташ. Центральная площадь. Акташ. Пейзажи Улаганского тракта. Красные ворота. Панорама поворота перед Красными воротами. Озеро Чейбеккёль. Улаганский тракт. Озеро Узункель. Улаганский перевал. Вид с Улаганского перевала. Пейзаж с высоты 2008.6 м. Дорога на Акташ. Нависающие виды Улаганского тракта. Возвратившись
на базу, слегка подуставшие и очень довольные начали
культурно-развлекательную программу на берегу реки Чуя при участии
соседей, приехавших из Новосибирской и Кемеровской областей. И как это
часто бывает, объеденил нас общий костёр моя подсветка и алкоголь.
Кульминацией этого мероприятия стало живое выступление саксофониста из
Новосибирска. При этом все перебрались по камням через протоку реки Чуя
на остров, чтобы не мешать сну других отдыхающих. Кош-Агач. 03.05.2013 Наступил
третий день нашего путешествия. Выйдя утром из домика, меня порадовали
не столько барышни в купальниках, загорающие на подогретых утренним
солнцем камнях, сколько само наличие ясной солнечной погоды, т.к. в этот
день у нас намечалась ознакомительная поездка в Кош-Агач. Позавтракав и
снарядив автомобиль всем необходимым, двинулись в путь. Выехав на
трассу М-52, при разгоне до 90 км/ч, почувствовал крайне неприятное
биение в рулевое колесо, при наборе скорости эти удары чувствовались уже
и пассажирами. Доехав до Акташа, заехал на шиномонтажку, которая
сразу же за АЗС «НИКА». Объяснил проблему. Работник с глазами
питерского интелегента и улыбкой Игоря Верника сразу же спросил, где я
ездил на кануне. Получив ответ, прощупав колесо, поставил диагноз:
«Протекторная грыжа (Hernia Protektoris)». Заменил пострадавшее колесо
на полноразмерную запаску, пожелал счастливого пути, и мы поехали
дальше. Неприятные удары прекратились, ехать стало комфортно, за что я
благодарен своему соседу Евгению и форумчанинам-премасиводам, которые
меня убедили взять с собой полноценную запаску на диске. В районе
турбазы «Мёны» начал показываться Северо-Чуйский Хребет. Вид, конечно
же, впечатляющий, чем-то напомнил мне Тянь-Шань, который я видел будучи
школьником в 1991 году. В общем, начались бесконечные остановки,
фотоснимки, поиски счастливых камней на дне горных речек. Прибыли в
Кош-Агач часа через три. Подзатарились на местном базаре, кстати
сказать, довольно выгодно, прогулялись, пофотались. И поехали в обратный
путь, который был значительно быстрее. На обратном пути заметил, где
резко заканчивается вся растительность, — это 870 км трассы М-52. Такое
ощущение, что кто-то специально до этого столбика выкашивает все кусты и
деревья. Виды с базы «Мёны». База «Мёны». Панорамы Северо-Чуйского хребта. Река Кызыл-Таш. Вершины Северо-Чуйского хребта на максимальном приближении. Пейзажи перед Кош-Агачем. Когда
вернулись на базу, ознакомились с погодой на следующие дни, и стало
понятно, что 4 мая нужно посвятить дороге домой. Но как же ехать, не
сходив в баню, из которой можно нырять в специально оборудованную заводь
реки Чибитка? Созвонился с Олегом. Он сказал, что ближайшее время —
раннее утро следующего дня, т.е. непосредственно перед нашим отъездом.
Деваться некуда решили встать пораньше, собрать машину, в баню и домой. Из лета да в зиму и обратно. 04.05.2013 И
вот с утра, получив бешеный заряд энергии после контрастных водных
процедур, поехали домой. Где-то в районе слияния Катуни и Чуи погода
стала портиться. На
Чике-Тамане начался дождь со снегом. При подъезде к Семинскому обратил
внимание, что у встречных машин номера заляпаны снегом. Позвонил товарищ
с базы «Динамо» на Семинском, сказал, что у них метель начинается,
спросил про погоду в Акташе, собрался туда податься, в итоге на
следующий день в Акташе погода была такой же. При подъёме на Семинский
встретился «Камаз» со снегоуборочной щёткой. Стало ясно, что наверху
действительно метёт. Хорошо, что зимнюю резину не стал менять до
поездки. Спасибо путешественникам, которые писали отчёты на Drom.ru и так же попадавшие в снег на перевалах в мае-месяце. Спустились
без проблем и опять попали в лето, пусть и дождливое. Доехали до
Завьялово без проишествий, уставшие и довольные, с приятным ощущением
того, что впереди ещё один выходной день, чтобы отдохнуть от такого
активного отдыха. В итоге четырёхдневного путешествия было
пройдено 1 960 км потрачено 186 л топлива — в рублёвом эквиваленте это
около 5 000 руб. За проживание и баню отдали 5 000 руб. Продукты,
покупки и прочие расходы — тоже около 5 000 р. Итого 15 000 руб. На
семью из четырех человек за четыре дня. И спасибо всем тем, кто мигал дальним светом (А. Васильев, гр. «Сплин») И
несколько слов благодарности. Спасибо всему моему экипажу. Спасибо
рабочим и инженерам автозавода «Mazda» за надёжный автомобиль. Спасибо
дорожникам республики Алтай за их труд. Спасибо управляющему базы
«Кочевник» Олегу за внимательное отношение к клиентам. Спасибо моему
брату Алёше за то, что предоставил мне свой фотоаппарат. Спасибо
работникам шиномонтажки в Акташе. Спасибо саксофонисту Саше из
Новосибирска. И всем тем, кто так или иначе имел отношение к нашему
путешествию. Всем удачи на дорогах.
|