Летом 2011 года в Алтайском заповеднике было проведено первое пробное
авиапатрулирование заповедной территории на гидросамолете. По мнению
заместителя директора Алтайского заповедника по охране Сергея Спицына,
использование гидросамолетов имеет большую перспективу: они просты в
эксплуатации, малозатратны, способны преодолевать большие расстояния.
Скорость гидросамолета позволяет ему преследовать и догонять самый
скоростной катер на озере. Помимо патрулирования, такая летательная
техника может быть успешно использована для заброски и вывозки полевых
групп, снабжения кордонов, учета животных и пр.
Территория Алтайского заповедника – 881 238 га, что составляет почти
десятую часть территории Республики Алтай. Охраняемая территория
растянулась на 230 километров с юга на север при средней ширине 30-40
км, в большинстве своем местность отдаленная и труднопроходимая,
патрулирование которой – непростая задача. В отделе охраны Алтайского
заповедника идет постоянный поиск использования новых подходов к охране
территории, которые повысят ее эффективность.
Так, в 2010 году на территории Алтайского заповедника успешно прошла
апробация уникальной системы спутникового слежения для борьбы с
браконьерством. Летом в 2011 году было проведено пробное
авиапатрулирование прителецкой территории на гидросамолете, также
состоялся рейд в южную часть заповедника на мотоциклах. Возможно,
решение многих проблем охраны территории придет с использованием этих
необычных и непривычных для горно-таежной местности средств
передвижения. С помощью гидросамолета возможно преодолевать при
сравнительно небольших затратах достаточно большие расстояния и
оказываться практически в любой нужной точке заповедника.
Главной целью пробного полета была оценка летных качеств самолета в
непростых метеоусловиях Телецкого озера (частые грозы и сильные ветра) и
прилегающей высокогорной территории, уровня его надежности и
безопасности, сообщает пресс-служба заповедника.
Для испытаний использовался двухместный самолет на поплавках «Птенец-2». Пилотировал аппарат его владелец — Владимир Лучкин
из Новосибирска. В качестве пассажира-наблюдателя присутствовал
начальник охраны Алтайского заповедника Сергей Спицын. Полет проходил в
условиях предштормовой и штормовой погоды – над Телецким озером заходила
гроза. В ходе полета поддерживалась УКВ-радиосвязь с дежурной службой
Алтайского заповедника.
В результате проведенных испытаний были сделаны выводы: самолет летать в
грозу может, но лучше плохую погоду пережидать на земле (или на воде);
самолет с пассажирами и грузом может преодолевать самые высокие перевалы
заповедника; запас топлива позволяет ему без дозаправки пролететь
заповедник из конца в конец и вернуться обратно (например, из Яйлю до
Джулукуля и обратно). В качестве топлива используется относительно
дешевый бензин АИ92 и его расход невелик. Обзор из кабины вниз и стороны
великолепен. Спаренное управление и система самоспасения самолета
делают его эксплуатацию еще более безопасной (парашютная система
рассчитана на плавный спуск самого самолетика вместе с пассажирами и
грузом). Заднее расположение винта повышает безопасность взлета и
посадки с воды. Скорость самолета позволяет ему преследовать и догонять
самый скоростной катер на озере; кроме пассажира самолет может нести
небольшую дополнительную нагрузку до 40-60 кг в кабине; самолет очень
легкий (250 кг) и быстро разбирается, а в сложенном виде
транспортируется в прицепе легкового автомобиля; для взлета и посадки
требуется не более 100 м (может использовать в качестве аэродромов
многочисленные озера заповедника, которых более 1000); управление
самолетом может освоить практически каждый, кто пройдет соответствующие
курсы обучения пилотов. Главный вывод: использование подобных
гидросамолетов для патрулирования территории заповедника вполне реально и
перспективно. К настоящему моменту имеется договоренность между
владельцем гидросамолета и руководством отдела охраны Алтайского
заповедника об использования летательного аппарата в целях
патрулирования охраняемой территории.
Основные технические данные самолета «Птенец-2»:
Размах крыла 10,2 м
Длина 6,2 м
Высота 2,3 м
Площадь крыла 12,7 м2
Вес конструкции 235 кг
Взлетный вес 435 кг
Тип СУ Rotax-582
Мощность СУ 63 л.с.
Скорость min 65 км/ч
Крейсерская скорость 120 км/ч
Скорость max. 155 км/ч
Скороподъемность 4 м/с
Эксплуатационная перегрузка +4/-2
Запас топлива 55 л
Стоимость – от 950 тыс. рублей (на вторичном рынке) до 1,7 млн рублей
|