3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Художники Алтая

Художники АлтаяЗамечательный человек, который посветил свою жизнь Алтаю, Валерий Герасимович Тебеков – живописец, график, сценограф. Родился в 1952 году в селе Чемал. Учился в Алма-Ате в театрально-декорационном училище  и Художественно-графическом институте, где по окончании преподавал в течение нескольких лет.

Участник всероссийских, зональных и международных выставок в Томске, Иркутске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Германии и Польше. Член Союза художников и Союза театральных деятелей России, лауреат премии имени Г. И. Чорос-Гуркина, заслуженный работник культуры РА.

В конце прошлого года Президентом РФ главному художнику Национального драматического театра Валерию Тебекову присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Информация об этом вышла на сайте Президента уже после Нового года, в январе 2014-го.

В Республике Алтай довольно много пейзажистов, а вот театральные художники – наперечет. В Национальном театре работают Алексей Дмитриев, Сергей Дыков и Валерий Тебеков, каждый – с совершенно отдельным видением своего творчества.

Валерий Герасимович уже восемь лет является главным художником театра, а до этого много лет был художником-постановщиком. «Чтобы прийти на эту должность, нужно было сначала повариться в горниле театральных постановок, - считает он. - Если постановщик вместе с режиссером решает, в каком стиле будет решен спектакль, каковы будут костюмы, декорации, то главный художник отвечает за художественную и стилистическую направленность всего театра. Это не только просмотр декораций и костюмов, но и отслеживание того, чтобы качество спектаклей было достаточно высоким».

На его счету около семидесяти театральных эскизов, и деятельность сценографа продолжает притягивать художника. В 2013 году одной из самых интересных работ театра стал спектакль «Женщина в песках», поставленный Михаилом Кулунаковым и Еленой Гримм по роману японского писателя Кобо Абэ, оформлением занимался Валерий Герасимович. На мой вопрос о том, как рождалась основная идея сценографии этого спектакля, Валерий Тебеков говорит о том, что стремился уйти от иллюстративности и найти другие пути передачи замысла постановщика.

«Сюжет необычный. В Японии бывает так, что женщины живут в ямах-песках, куда никто не может попасть. И вот наш герой попадает в этот изолированный мир... Мы выстроили на сцене «задник» песочного цвета, который периодически становился песочной стеной. На нее герой карабкался, чтобы выйти из тупика, но зыбучий песок не позволял выбраться из этой песочной тюрьмы. Нужный эффект достигался за счет пластических свойств ткани.

Вообще, различных фактур, используемых в театре, бесконечное множество – дерево, пенька, веревка, рогожа, многие новые строительные материалы. Все они помогают воплощению замысла художника. Цветовая  же гамма, акценты в костюмах и декорациях, всегда зависят от настроения и окраса спектакля. Она может быть трагической, радужной, возвышенной. Главный герой обычно выделяется более светлой гаммой. Все важно для раскрытия образов».

В мастерской художника – множество картин. Ушедший 2013 год вновь стал годом признания его живописи и графики на самом высоком уровне. Три работы – «Сон тюрков», «Рерих на Алтае» и графический цикл из трех листов «В унисон алтайской мелодии» – были отобраны из множества картин-претендентов на крупную зональную выставку в Омске, а затем взяты в Москву для участия в Национальном художественном конкурсе «Россия-XII», который проходит раз в пять лет, участие – мечта любого художника.

У Валерия Тебекова более ста картин. Глубоко и интересно передает суть его живописи статья ушедшего из жизни доктора искусствоведения из Новосибирска Евгения Маточкина в своей статье о художнике. «Театральное мышление раскрыло перед ним метафоричность предметного окружения, многообразие смыслов, разворачивающихся во время драматургического процесса, - пишет он. - Его герои – не конкретные люди, а символы, носители национальных традиций.

Они – своего рода театральные персонажи, которые пришли на сцену нового мира, чтобы напомнить об ушедшей красоте. Произведения Тебекова откровенно воскрешают языческое видение, воспринимающее все в мире живым. И художник наделяет этим качеством даже одежду персонажей. Она как бы скроена из бесконечного количества антропоморфных и зооморфных персонажей... Окружающий мир для Валерия Тебекова целиком пронизан символами прошлого.

Куда бы ни упал его взгляд, что бы он ни рисовал, всюду настоящее наполнено для него видениями былого. «Шаманская песня», «Души алтайских предков», «Жертвоприношение», «Новый Чегедек», «По дорогам Алтая»... Искусство Тебекова, не порывая с археологически-достоверной конкретикой, стремится к созданию образа, в котором сосуществует реальность и инобытие, незримое, но почти физически ощущаемое. Внутренним взором художник старается постичь эти невидимые сферы духа и воплотить их в своих  произведениях. Основанное на наследии языческого мировосприятия и достижениях авангарда, оно погружает в сокровенную суть явлений...».

Работой над декорациями к спектаклю «Тургак» навеяна и одна из недавних картин художника с таким же названием. «Я написал ее после работы над этим спектаклем, который поставлен по мотивам известной пьесы Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо». Ирландский писатель переведен на алтайскую национальную почву, и оказалось, что существует множество точек соприкосновения. Что такое тургак в понимании алтайцев? Место застоя, где человек может блуждать бесконечно и из которого не выбраться без посторонней помощи».

На мольберте художника в его мастерской – недавно начатое полотно, но фигуры просматриваются. Это будут стоящие рядом великий алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин и якутский режиссер, автор поставленного о нем в Национальном театре спектакля «Восхождение», Андрей Борисов.  Рабочее название картины – «На подмостках театра». Жизнь и время – это театр, а духовная связь соединяет людей из разных эпох на сцене под названием Искусство.

Категория: Новости Республики Алтай |
5-02-2014, 07:16
Просмотров: 5422

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник