3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Топонимика названия плато Укок

Поистине, все на Укоке пронизано историей и тайной. Взять хотя бы само название - Укок. Представляется, что права Н. В. Полосьмак, которая пишет:
"Обилие погребальных памятников, в частности богатых "княжеских" захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и "небесное" пастбище. Немалую роль в сакрализации территории играла неповторимая красота природы"
"Небесные пастбища" - символический образ - архетип, который встречается у всех народов Евразии. В Топонимическом словаре Горного Алтая, увидевшем свет благодаря О. Т. Молчановой в 1979 году, мы находим следующее истолкование названия плоскогорья Укок:
"Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). Укок в киргизском языке употребляется для обозначения плосковерхих гор."

Слово Укек использовалось в качестве названия города в составе древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание. Еще Сапожников отмечал, что местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут духи.

Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ, считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности, кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди - "знающие".

Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации. Например, можно предложить следующий подход, не противоречащий словообразованию в языках народов, проживавших издревле на Алтае, и раскрывающий сакральный характер этого места.

Так, вблизи Укока можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер - Ак-Кем - Белая (чистая) вода, Кок-Суу - голубая вода. Это позволяет предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. "В древнетюркском языке кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских языков в киргизком кок - 1) небо; 2) синий, голубой." Как известно, в древности кыргызы жили на Енисее и оказывали большое влияние на Алтай.
Исследователи отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный, славный, а в некоторых случаях иметь значение - восток, восточный.

Слово ук в тюркском языке имеет значение - род, что позволяет нам сделать следующий вывод: слово Ук-Кок может иметь значение священный, небесный, голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") - название тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена Тюркского каганата.

В монгольском языке слово кок сохраняет свое значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта - и Небесный род, и Слово Неба - имеют явно сакральный характер и во многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве храмового комплекса.
 
Сакральный характер топонимики алтайских названий
Нужно отметить и другие топонимы и, в первую очередь, хребет Табын-Богдо-ола. Еще В. В. Сапожниковым был зафиксирован значимый перевод названия этой горы - Пять Святых Гор. Этот символ также широко распространен в Евразии. Так, практически строго на юг от Алтая в Гималаях находится Канченджанга, по тибетски Канг-чен-дзо-нга - Пять Сокровищниц Больших Снегов - гора с пятью вершинами.

В мифологии народа леча, живущего вблизи этой вершины, можно найти представления, что именно от этой горы расселились все народы. Они также считают, что эта гора находится не на земле, а на небе, и именно туда уходят души умерших. Изо льда Канченджанги были созданы первые люди. Думается, что здесь правомерно провести параллель с Алтаем. Ю. Н. Рерих в своей статье Культурное единство Азии делает важный вывод:
"Центральная Азия, районы Западного и Восточного Туркестана стали местом встречи индийских, иранских и китайских художественных воздействий, из которых выросло яркое и сильное искусство."
Как прямое свидетельство этому - открытое В.Д.Кубаревым на перевале Канас, т.е. на границе между Китаем и Россией, большое обо- памятный знак, с буддийской священной надписью Ом-мани-падмэ-хум. Это главная священная формула тибетского буддизма (Ом - Сокровище, скрытое в Лотосе), где лотос понимается в качестве символа связи макрокосма Вселенной и микрокосма человека. Эта формула была начертана на чудесном Камне, упавшем с неба, легенды о котором живы и по сию пору в Азии.

Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г. Е. Грум-Гржимайло писал, что
"обоготворение той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета, названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или богатырей".
Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает:
"У каждого рода есть сведения о почитаемой раньше родом своей горы, считающейся покровителем рода".
Сакральный характер имели и курганные комплексы на Укоке. В настоящий момент особенно полно изучены курганы и писаницы в Бертекской котловине и Ак-алахинские курганы. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.

Так в археологическом комплексе Укока, получившем название Бертек-1, находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии северо-восток - юго-запад. Не только количественно - Пять Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.
Категория: load, Уникальный Алтай |
15-02-2012, 15:01
Просмотров: 3945

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник