Поистине, все
на Укоке пронизано историей и тайной. Взять хотя бы само название -
Укок. Представляется, что права Н. В. Полосьмак, которая пишет: "Обилие
погребальных памятников, в частности богатых "княжеских" захоронений,
может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту
горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и "небесное"
пастбище. Немалую роль в сакрализации территории играла неповторимая
красота природы"
"Небесные
пастбища" - символический образ - архетип, который встречается у всех
народов Евразии. В Топонимическом словаре Горного Алтая, увидевшем свет
благодаря О. Т. Молчановой в 1979 году, мы находим следующее
истолкование названия плоскогорья Укок: "Монгольское ухэг -
буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная
возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). Укок в киргизском
языке употребляется для обозначения плосковерхих гор."
Слово Укек использовалось в качестве названия города в составе
древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от
Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что
это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек
попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его
близких поразит неминуемое наказание. Еще Сапожников отмечал, что
местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут
духи.
Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со
своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ,
считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности,
кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди -
"знающие".
Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья
Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации.
Например, можно предложить следующий подход, не противоречащий
словообразованию в языках народов, проживавших издревле на Алтае, и
раскрывающий сакральный характер этого места.
Так, вблизи Укока
можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер -
Ак-Кем - Белая (чистая) вода, Кок-Суу - голубая вода. Это позволяет
предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым
корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. "В древнетюркском языке
кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских
языков в киргизком кок - 1) небо; 2) синий, голубой." Как известно, в
древности кыргызы жили на Енисее и оказывали большое влияние на Алтай. Исследователи
отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный, славный, а в
некоторых случаях иметь значение - восток, восточный.
Слово ук в
тюркском языке имеет значение - род, что позволяет нам сделать
следующий вывод: слово Ук-Кок может иметь значение священный, небесный,
голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями
центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") - название
тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена
Тюркского каганата.
В монгольском языке слово кок сохраняет свое
значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими
словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта -
и Небесный род, и Слово Неба - имеют явно сакральный характер и во
многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве
храмового комплекса.
Сакральный характер топонимики алтайских названий
Нужно
отметить и другие топонимы и, в первую очередь, хребет Табын-Богдо-ола.
Еще В. В. Сапожниковым был зафиксирован значимый перевод названия этой
горы - Пять Святых Гор. Этот символ также широко распространен в
Евразии. Так, практически строго на юг от Алтая в Гималаях находится
Канченджанга, по тибетски Канг-чен-дзо-нга - Пять Сокровищниц Больших
Снегов - гора с пятью вершинами. В мифологии народа леча,
живущего вблизи этой вершины, можно найти представления, что именно от
этой горы расселились все народы. Они также считают, что эта гора
находится не на земле, а на небе, и именно туда уходят души умерших. Изо
льда Канченджанги были созданы первые люди. Думается, что здесь
правомерно провести параллель с Алтаем. Ю. Н. Рерих в своей статье
Культурное единство Азии делает важный вывод: "Центральная Азия,
районы Западного и Восточного Туркестана стали местом встречи индийских,
иранских и китайских художественных воздействий, из которых выросло
яркое и сильное искусство." Как прямое свидетельство этому -
открытое В.Д.Кубаревым на перевале Канас, т.е. на границе между Китаем и
Россией, большое обо- памятный знак, с буддийской священной надписью
Ом-мани-падмэ-хум. Это главная священная формула тибетского буддизма (Ом
- Сокровище, скрытое в Лотосе), где лотос понимается в качестве символа
связи макрокосма Вселенной и микрокосма человека. Эта формула была
начертана на чудесном Камне, упавшем с неба, легенды о котором живы и по
сию пору в Азии. Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г. Е. Грум-Гржимайло писал, что "обоготворение
той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета,
названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или
богатырей". Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает: "У каждого рода есть сведения о почитаемой раньше родом своей горы, считающейся покровителем рода". Сакральный
характер имели и курганные комплексы на Укоке. В настоящий момент
особенно полно изучены курганы и писаницы в Бертекской котловине и
Ак-алахинские курганы. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей
формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с
вершинами нагорья. Так в археологическом комплексе Укока,
получившем название Бертек-1, находящемся к северу от населенного пункта
Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных
по линии северо-восток - юго-запад. Не только количественно - Пять
Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной
насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.
|