Легенды о создании Алтая...Легенда о Белой Женщине Два парня крепко
дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда
ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала,
что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили
ей участвовать в походе, и она согласилась. В горах же случилось
несчастье — обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама
она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь.
А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть
и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом… Девушка каким-то
образом все же выбралась и с того времени все ходит по горам и мстит
молодым мужчинам. Жертвы же свои она якобы приносит под известной Черной
Березой.
Легенда о змеиной горе Говорят,
что раньше не было ядовитых змей на Алтае, а теперь щитомордник
встречается здесь довольно часто. В одном стойбище жили только одни
мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин.
Но жизнь брала свое и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних
селений и хотели на них жениться. Вождь был достаточно смышлен,
он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил
перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только
в том случае, если сумеет подняться с невестой на руках на вершину
высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал
ее на землю, то она превращалась в змею. Многие юноши пытались покорить
вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был очень труден
и никто так и не сумел выполнить условие вождя. Много девушек
превратилось в змей на радость злобному хану. Но вот однажды бедный
пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью.
Пришла молодая пара к хану с просьбой разрешить им пожениться. Не против
жестокий вождь, если выполнят они его условие. Подхватил пастух свою
невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает
с них глаз, внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели.
Труден путь в гору, юноша уже теряет последние силы. Вот-вот коснется
земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-невидимо.
Но девушка стала помогать своему жениху. Незаметно, чтобы не видел
беспощадный вождь, стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли.
Так понемногу они и продвигались вперед. И вот счастливые влюбленные
стоят на вершине. А злобный хан, охваченный гневом, сам превратился
в ядовитую змею — щитомордника.
Легенда про Бабку-Агапку и Черного пса Пустынна в своем среднем течении река Песчаная, говорят, что это не случайно, и не селятся там люди по веской причине.
Было одно поселение в этих местах, мирно да спокойно жили там люди.
Свадьбы играли, детей рожали, работали, на охоту ходили да помирали
потихоньку все как положено у людей. Но как-то
поселилась в том селе семья, поначалу никто на них особенного внимания
и не обратил. Вроде как отец с дочерью, нелюдимые только,
ни с кем особенно не общались. Да и то понятно: вдовец и сирота, мало ли
какое горе стряслось, может, лишнее сочувствие им неприятно будет.
Знали про них одно: вдовца кличут Абрамыч. и что заядлый он охотник,
целыми днями пропадает в лесу, а его красавицу дочь зовут не модным
для молодой девушки именем Агапа.
Вот за этой девушкой и стали
замечать странности. Как придет эта красавица на вечорку, хоть и стоит
в сторонке, никого к себе не подзывает, да все равно за ней какой-нибудь
парень провожать увяжется. Все бы ничего, да вскоре после проводин
заболевали парни: быстро силы их таяли, лицо покрывалось морщинами,
как у стариков, и вскоре они умирали. Но и эти странные болезни люди
не сразу связали с Агапой. В год она не больше двух-трех
раз на вечеринки ходила, все остальное время редко из дома показывалась.
Незаметно годы летят, лет десять, а может, и больше прошло,
а Агапа нисколько не меняется. Все так же прекрасно ее лицо, все так же
тонка талия, все так же черны как смоль ее длинные косы. Все так же
ходит она изредка на молодежные гуляния, уходят с ней провожатые,
да через некоторое время помирают. Все больше становится на деревенском
кладбище могилок молодых парней, которые умерли как старики. На каждой
такой могилке вырастала осинка, и трепетала своими чуткими нервными
листочками на ветру.
Поползли по селу разные слухи, стал народ
злобным да боязливым. Мужики пытались Абрамыча подпоить да всю правду
у него выпытать, но никак это не удавалось. Чем больше Абрамыч пил,
тем мрачнее становился. На все расспросы твердил только одно: « Не трожьте Агапку, люблю ее больше жизни».
Так и решили люди, что вовсе не дочь ему Агапа, а жена. И каким-то
образом связалась она с силой нечистой, и та помогает ей оставаться
вечно молодой и красивой. Только нужно ей время от времени подпитываться
молодой энергией. Вот и забирала она эту энергию у парней своих
провожатых.
Стали люди из тех мест разъезжаться, а те,
кто остались, из дома не выходят, боятся Агапки, Девушка же стала
по опустевшим улицам ходить, в окна стучать, парней к себе зазывать.
Но никто не хотел идти за собственной погибелью. Видят люди, а Агапка-то
день ото дня все старее становится. Черные волосы сединой покрылись,
белое лицо избороздили глубокие морщины, тело ссохлось и согнулось.
Все быстрее она бегает по улицам, рыщет как пес голодный. Вскоре
и вправду обратилась она в огромного черного пса. Теперь не только
молодым парням, никому проходу не стало. Последние люди тайно по ночам
покинули проклятые места.
Говорят, что оголодавший
и обезумевший пес пытался напасть на своего хозяина Абрамыча.
Тот от его страшных челюстей бросился по камням через реку,
да поскользнулся, сорвался и утонул. С той поры этот порог зовется
Абрамычем. Очень трудно его пройти, нужна большая сноровка и умение.
По берегам тем никто не ходит, никто не охотится, хотя дичи там очень
много. Видно, черный пес настигает любого пешего охотника или туриста.
Появляется он на берегу и провожает долгим внимательным взглядом
проходящих по воде водников.
Поговаривают, что на стоянке
в районе порога Абрамыч во время ночного дежурства подходит к дежурному
старушка и зовет ласково зайти к ней на чаек в землянку, И если турист
соглашается пойти попить чайку, то к своему костру
он уже не возвращается никогда.
Есть и еще одна примета, связанная с бабкой Агапкой, Если кто-то из водников, услышав рассказ о бабке, начинает надсмехаться над ней, высказывает недоверие к « этим детским сказкам», то обязательно на маршруте случаются с таким незадачливым туристом неприятности.
Видел ли кто-то
бабку Агапку в реальности — неизвестно, а вот огромный черный
пес существует в действительности, и рассказчик этой легенды вместе
с друзьями видели его. Причем, пес всегда находится на противоположной
стороне от судна.
И вот однажды, когда пес появился среди
камней и опять застыл, как изваяние, внимательно наблюдая
за проплывающим мимо экипажем, команда специально переправилась на этот
берег в твердом желании найти собаку и развеять миф о ее неуловимости.
Молодые парни обшарили все прибрежные скалы, но нигде не нашли
ни расщелины, где бы мог укрыться пес, ни пещерки, ни жилья. А вокруг
места просто непроходимые. Каково же было удивление людей, когда,
уже собравшись отплывать от этого проклятого места, они увидели
пса на противоположном берегу, он снова смотрел на туристов и, казалось,
с усмешкой провожал их отплытие.
Легенда о Черном Альпинисте Никто точно не знает
в каких горах эта история произошла и происходили ли эти события
в действительности. Но то, что даже опытные альпинисты исчезают
бесследно в горах, это остается трагическим фактом. Быть может,
в назидание еще неопытным, только начинающим свои первые маршруты
туристам, эта легенда и служит напоминанием простых истин, необходимости
в походе дружбы, взаимовыручки, подчинения старшему — более опытному
руководителю маршрута ( инструктору).
Однажды туристическая группа пошла в горы. И в команде оказался парень
очень склочной натуры. Он постоянно ныл и всем был недоволен:
и рюкзак-то у него был тяжелее, чем у всех, и обувь ноги жала, и спать
на земле было сыро, в общем, н солнце светило не так,
как ему бы хотелось, и весь мир почему-то никак не хотел подчиняться
его желаниям.
Тут еще и зависть к инструктору — закралась
в душу парня. Вон он какой ловкий да умелый: и в походе не устает,
и песни возле костра поет, парни его уважают, девчонки им восхищаются.
А на нытье и вечное брюзжание молодого туриста никто уже не хотел
обращать внимания.
И тогда решил этот парень взойти на вершину
один, пока вся группа расположилась на ночлег. С удовольствием
представлял он картины всеобщего удивления и восхищения, когда
на следующий день группа поднимется на вершину, а там их встретит он —
тот, кого незаслуженно обижали и презирали.
Наступила ночь, все уснули, а наш « герой»
тайком отправился на вершину. Через некоторое время началась буря.
От страшного урагана вся группа проснулась. Тут-то и выяснилось,
что одного туриста не хватает. И тогда люди, рискуя своей жизнью, пошли
на поиски. Искали незадачливого путешественника всю ночь до самого утра
и весь следующий день, но даже следов никаких не нашли.
Тогда
инструктор принял решение спускаться. Уже все туристы были усталыми,
измотанными, нервы были на пределе, поэтому вечером двое между собой
поссорились из-за пустяка.
Когда утром группа проснулась, то все с ужасом увидели, что поссорившиеся приятели были мертвы.
С тех самых пор люди стали видеть в горах тень Черного Альпиниста.
И видели они его только перед смертью. Ибо тех, кто бросал друзей,
отталкивал их от себя, не подавал руки для помощи настигала тень
отверженного Альпиниста и убивала.
Нет в горах ничего крепче и надежнее рук друга. Дружбу никогда нельзя предать. Иначе кара последует незамедлительно.
Легенда об озере Ая (1-я легенда) Над землей витает злой дух Дельбегень. Он любит делать свои грязные делишки, причиняя людям зло и страдания.
Однажды, чтобы сделать людям очередное зло. Дельбегень украл у людей
Луну. На земле наступила тьма. Людям стало очень трудно жить в темноте. Луна знала, что она очень нужна людям, и ей удалось сбежать от Дельбегеня. Снова на земле воссияли свет и радость для людей.
Но, чем счастливее были люди, тем злее становился Дельбегень. Он опять
украл Луну и на этот раз спрятал ее в глубокой расщелине в горах
на дне красивого озера с прозрачной студеной водой, поставив сторожить
Луну брата, сестру, мать и отца. Но родственникам — сторожам стыдно
перед людьми, что Дельбегень приносит людям столько зла и лишает
их света по ночам. Поэтому они прячутся от людей. Так, сестра
Дельбегеня, охраняя Луну с Юга, прячется за голубым покрывалом. Отец
Дельбегеня — Шаман, он спрятался в горах и его можно увидеть только
с трех точек. Мать Дельбегеня — Баба Яга, спряталась в скалах
и с усмешкой смотрит, как разыскивают ее люди. С восточной стороны
ее можно увидеть только с одной точки. У изголовья Баба Яга держит
верблюда, чтобы быстрее догнать Луну, если она в очередной
раз попытается сбежать. Но самым хитрым оказался браг Дельбегеня —
Бабыр. Он расположился на севере и так ловко спрятался, что его можно
увидеть в полнолунную ночь только в 24 часа. До сих пор эти хитрецы караулят Луну и прячутся от людей.
Примечание: Синюха — гора, которая часто скрыта облаками и находится
в голубом мареве. Баба Яга — это скала, которую с дороги не видно,
но зайдя на определенную поляну напротив поселка Катунь, можно
разглядеть па севере профиль Бабы Яги: лоб, глаза, нос крючком,
полуоткрытый рот и один зуб. Верблюд — это гора, по форме напоминающая
лежащего верблюда. Голова Шамана ( Чертовка)
тоже видна с определенных точек: в 150 м. от моста в сторона Соузги,
со стороны дороги от с. Н-Каянча. Внимательный путешественник увидит
алтайский профиль, огромную шапку и бороду, длиной до самой дороги.
Если же вы захотите увидеть лицо Бобыргана — надо подняться на вершину
горы Бобырган, там есть скала Трибуна, от нее надо отойти метров
15 на восток и только в полнолунную ночь и ровно в 24 часа надо резко
повернуться назад. Перед вами будет огромная голова алтайца.
Это изображение получается за счет игры теней. Бабыр — так в этой легенде называется гора Бобырган ( Бабырхан).
Эта гора является самой высокой на фасе Горного Алтая, абсолютная
отметка — 1008,6 м. Над уровнем реки Катунь Бобырган возвышается
на 700 м. Находится эта гора на границе степной и горной зон, имеет
живописные формы выветривания в виде башен, северный склон более крутой,
чем южный. Может, именно благодаря своим оригинальным формам
и необычному местоположению, эта гора тоже породила немало легенд.
Считается, что гора Бобырган — это бывший вулкан, по рассказам
старожилов еще совсем недавно, лет 40-50 назад, в его кратере на вершине
было озеро, теперь же там остался только родник.
Легенда об озере Ая (2-я легенда) Давно это было… Тогда на земле жили удивительные животные и добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды.
В этих краях, среди прекрасной природы, жил кровожадный людоед
Дельбегень. Много добрых людей погибло от него. Много зла и горя принес
он добрым людям. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на злые деяния Дельбегена Луна ( по-алтайски —
Ай). В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела. Луна
не вытерпела и спустилась в долину. Велика Луна, тяжела. Там,
где опустилась она на землю, образовалась большая вмятина. Схватила
Аи людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в реку Катунь.
Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая образовалась
на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая.
А на реке Катунь в том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались
пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дельбегень до сих пор строит
козни людям и пытается их погубить.
Легенда об озере Ая (3-я легенда)
Жили в одном стойбище две сестры. Одна вышла замуж за богатого,
другая — за бедного. В один год родились в этих семьях дети: у богатых —
дочь, а у бедных — сын, Прошли годы, выросли дети. И вот однажды
нанялся парень к богатому овец пасти. Здесь встретился он с девушкой
и полюбил ее, а она ответила ему взаимностью. Посватался бедняк к отцу
своей возлюбленной, но богач даже не захотел говорить с пастухом. Велел
отец дочери забыть про глупую любовь. Решили влюбленные убежать
из родного стойбища и пожениться в чужой стороне. Договорились они, что,
как только сядет солнце, и загонит парень овец, встретятся
они с девушкой на высокой скале. Но, оговорился парень, если не придет
он после захода солнца, значит, не придет больше никогда, потому
что узнал обо всем отец девушки и убил его. Наступил долгожданный
вечер, пришла девушка на условленную скалу и стала ждать. Вот уже солнце
коснулось краешком своим гор, а любимого все нет. Испугалась девушка,
что никогда его больше не увидит, и заплакала. И так она сильно плакала,
что у ног ее целое озеро из слез натекло. Тут солнце совсем зашло,
погас последний луч. С ним погасла и надежда на счастье. Любимого
все нет и нет. Решила девушка, что убил отец ее возлюбленного,
а раз так, то и ей без любимого не жить. Бросилась красавица в то озеро,
что появилось вокруг скалы, и утонула. А парень опоздал всего
на несколько минут. Не застал он девушки, увидел озеро чистое
и прозрачное как слеза, понял он все и не захотел жить без любимой.
Вскрикнул он: « Ах, я!» и бросился со скалы, на которой стоял, и разбился. То озеро и поныне существует, а возле него скала с камнями красными, как кровь. И называется то озеро — Ая.
Легенда об озере Ая (4-я легенда)
Давным-давно в одном селении жила девушка. Однажды она пошла
в лес за ягодами и вдруг в малине увидела раненого медведя. Очень
испугалась девушка, но медведь смотрел на нее так жалобно, что страх
девушки прошел. Пожалела она его, перевязала рану животному своим
платком и стала каждый день ходить в лес навещать медведя. У этой
девушки был жених, и платок, который девушка отдала медведю, подарил
ей он. Стал замечать жених, что нет у его невесты подаренного им платка,
стала холодна с ним его возлюбленная и отлучается очень часто в лес.
Решил он проследить, зачем же девушка бывает в лесу и быстро нашел
ее в обществе медведя. Не понравилось юноше, что его невеста очень
ласково и нежно разговаривала с медведем. Увидел он на диком звере свой
подарок — платок, и охватила юношу страшная ревность. Вскинул он ружье
и застрелил хозяина леса. Обагрился медвежьей кровью платок девушки, Подняла она его, прижала к сердцу, обезумела от горя и с громким горестным криком; « А я?!», « А
я?!» — побежала в лес. На пути ее встало озеро. Но девушка,
вся в слезах, и не заметила его, кинулась в воду прозрачную и утонула
с криком « А я?!»
Давно это было, но с той поры в местах, где бежала девушка, и капала
медвежья кровь с платка, растет красная ягода, а озеро называется Ая.
Легенда об озере Ая (5-я легенда)
Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем
сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться
на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню.
И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища
к любимому. Условились они с пастухом встретиться на высокой скале
рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые
песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв
недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти
со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному
часу. Увидел юноша, солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул
он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы.
Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули
из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. « Любимый погиб, а я?».
С этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди
так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться
влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом
Любви.
Легенда о селе Ая (1-я легенда) Много легенд сложено о долине, где расположено село Ая. Много существует версий и о названии этого села. Вот одна из них.
Люди, заселившие долину около двухсот лет назад, не могли долго
придумать, как назвать им свое поселение. Собрались они вместе, стали
придумывать. Шум, гам. Спор до самой ночи длился, но так и не смогли
придумать ничего подходящего. Темно уже стало, начали люди расходиться.
Кто-то споткнулся в темноте и сильно ударил ногу, от боли вскрикнув: « Ай!». Тут из-за туч и луна выглянула, как будто ее позвали. Светло стало кругом, легче по домам будет идти. В благодарность жители село свое именем луны назвали — « Ай», что в переводе с алтайского значит « луна» или « месяц». Впоследствии, для более легкого произношения, село стали называть Ая.
Легенда о селе Ая (2-я легенда) В давние времена жил хан Бабыр. У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища.
Однажды девушка во время прогулки задумалась и не заметила, как ушла
от своего дома далеко в горы. Очнувшись от своих мыслей, она увидела
на высокой скале цветок необычайной красоты. Ей очень захотелось сорвать
его. Ведь этот цветок был так же прекрасен, как она сама. Только
он мог достойно украсить ханскую дочь. И девушка совсем забыла об осторожности. Потянувшись за цветком, она сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: « Аи-я»!
Так погибла красавица, а хан Бабыр от большого горя превратился
в каменную глыбу, которая до сих пор стоит возле места трагедии. Люди, которые в последствии заселили эту долину, услышав легенду, назвали свое поселение выкриком девушки — АЙя.
А чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в этих
местах до сих пор. Может и вам посчастливится его найти. Этот цветок
называется — эдельвейс.
Легенда о реке Катунь (1-я легенда) Эта
легенда рассказывает о тех временах, когда на Алтае не было больших
рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым
главным сокровищем была дочь — красавица Катунь. Многочисленные
поклонники добивались ее руки, но все они были отвергнуты. Никто
не знал, что девушка тайно влюблена в молодого пастуха Бия. Очень
любил свою дочь хан Алтай, но, видя, что она отвергает выгодных женихов,
рассердился на нее. Стал выяснять, почему красавица-дочь гонит прочь
всех богатых и знатных молодых людей. Донесли ему про любовь между
ханской дочерью и бедным пастухом. Еще больше разгневался хан и сказал: « Выдам тебя за того, кою пожелаю. Сам найду тебе жениха!».
Поняла Катунь, что отец не изменит своего решения, и отважилась сбежать
к любимому. В глухую темную ночь она бесследно исчезла. А утром хан,
обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что его дочь красавица
Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит и вернет к отцу. Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая себе дорогу среди камней.
Узнав про побег любимой, пастух Бий оставил байские отары, превратился
в быстрый поток и устремился навстречу ненаглядной невесте. Ханские
воины, как ни старались, не смогли догнать беглянку. Встретилась
она со своим избранником, кинулась к нему в объятия и так они, обнявшись
навечно, потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку — Обь.
Страшно разозлился хан. В гневе превратил всех своих незадачливых слуг
в валуны и камни, а сам окаменел от горя, став высокой горой Белухой. Самый быстрый из воинов — Бобырган, во время погони убежал дальше всех и теперь стоит окаменевший на равнине вдали от всех гор.
Легенда о реке Катунь (2-я легенда) Жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого Бабырхана.
Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Бабыр отдать дочь
за бедного парня. И решили они тогда убежать. Дождались ночи и пустились
в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути. О месте
встречи они договорились заранее. Вот уже близко условленное место,
вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню,
догнал их и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не хочет
бросить любимого, отказывается домой возвращаться. Разозлился
Бабырхан и превратил молодых влюбленных в реки. Думал, что теперь-то
уж не быть им вместе. Но любовь оказалась сильнее, слились вместе
Бий и Катунь, и потекла дальше широкая великая река Обь. Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору.
И теперь он стоит там. И если к полнолуние в 12 часов ночи отойти
от скалы на 20 шагов, а потом резко повернуться, то можно увидеть злое
лицо Бабыра, глядящего в гневе на спою непокорную дочь Катунь.
Легенда о реке Катунь (3-я легенда)
В одном стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган.
Очень они любили друг друга. Но отец Катуни не дал согласия на их брак,
и решили они убежать, чтобы пожениться в чужих краях. Хватился утром
отец: нет дочери. Кинулся вслед и когда увидел их, бегущими по равнине,
так рассвирепел, что стал хватать большие камни и бросать им вслед.
А напоследок схватил он целую гору, кинул ее со всей силы, упала
она прямо на богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле этой горы, плачет.
Туг и настиг ее отец, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил
ее отец за рукав, потянул за собой, но вырвалась непокорная дочь
и побежала дальше. Так и убежала Катунь в чужие края искать лучшей доли.
Там, где оторвался рукав, образовалась протока. А то место,
где под горой остался лежать возлюбленный Катуни, стало называться
его именем — Бабырханом
Легенда о реке Катунь и горе Бобырган
У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил ее своенравный
отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж,
придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше
удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил
для нее замок высоко в горах. Одиноко жила красавица Катынг в своем
прекрасном, неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места,
потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока,
пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет
далеко в степях. Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своем
одиночестве замка, шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались
в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком.
И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила
сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.
Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула
с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай
не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда,
он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать
беглянку и вернуть назад. Но ни один из воинов хана не смог настичь
Катынг, которая, ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами,
стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным
оказался богатырь по имени Бобырган, Он уже ухватил Катынг за рукав
платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.
Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим
любимым Бием. и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое —
реку Обь. С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай
в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни.
Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырган,
который стал последней горой Северного Алтая.
Легенда о Телецком озере (1-я легенда) Давно или недавно произошла эта история — никто не помнит, не осталось уже свидетелей тех трагических событий. На Алтае было безденежье и голод, люди умирали с голоду.
Однажды один крестьянин, копая землю в своем огороде, нашел слиток
золота, по форме напоминающий лошадиную голову. Возрадовался крестьянин,
решил он это золото выменять на хлеб или мясо, чтобы его семья
не умерла с голоду. Только не получилось у него ничего, потому что у людей не было уже ни зерна, ни мяса. Это золото оказалось никому не нужным. В страшной тоске и горе забрался крестьянин на самую высокую гору вокруг которой было озеро и бросил тот слиток золота в воду. С тех пор зовется это озеро — Алтын-Кель.
Легенда о Телецком озере (2-я легенда)
Давно это было, Прогневили люди богов и послали Великие мира сего
для них испытание: настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот
и выгорел ячмень. Люди бродили в поисках пиши, но мало что находили.
Многие умирали от голода. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота
размером с лошадиную голову. Радости его не было границ. Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь
съедобное на это золото, но люди жили так бедно, что не могли ничего
предложить в обмен на такое богатство. Видя, что нет никакого проку
от драгоценного слитка, пастух воскликнул: « Чем же
ты отличаешься от обыкновенного булыжника? Что толку от такого
богатства, которое не может утолить голод и не может избавить
от смерти?!». И тогда в досаде пастух поднялся на самую высокую гору над озером и бросил это никому не нужное богатство в пучину.
Но избавившись от своей досады, тут же пожалел о содеянном, стало жалко
ему потерянного богатства не смотря на то, что оно не принесло
ему счастья, и тогда пастух в отчаянии бросился сам в холодное,
равнодушное к людским страстям озеро. С тех пор озеро называется
золотым, и горы вокруг него получили название золотых — « Алтын».
Легенда о Телецком озере (3-я легенда)
Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина,
по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки,
что впадают теперь в озеро. Большая долина была
|