3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Дорога в Усть-Кан

 altМин. системные требования чтобы посмотреть на водопады - УАЗ или жжжип, владельцы РАВ4 и тому подобной ерунды - задумайтесь - а оно вам надо? У вас там такие забавные тяги сзади торчат... :) Доехать до Усть-Кана без водопадов можно хоть на чем (но в мае там еще могут остаться участки нерастаявшего льда и придется пересекать пару маленьких ручейков прямо на дороге).
alt
Если в Бийске, после переезда через Бию свернуть за автобусной остановкой направо под указатель "Белокуриха", то можно попасть в очень интересные и легкодоступные места Алтая. Естественно, таких матерых путешественников, как мы с вами, Белокурихой не прошибешь - поэтому, не доехав по гладкой пред алтайской равнине до известного курорта каких-то 10 км, мы круто повернем направо, по направлению к Солонешному. Справа от нас будет равнина, плоская как стол, а слева - гряда северных отрогов Алтая. Дорога несколько десятков километров будет идти по их границе, словно не решаясь войти в горную страну. У меня всегда создает очень приподнятое настроение эта часть пути, когда, сидя за рулем ты имеешь возможность мчаться на скорости за сотню (дорога здесь неплохая), и в то же время находишься в ожидании того, что с минуты на минуту предстоит очутиться в окружении хребтов, то буквально глохнуть от гула мотора, поднимающего машину на горный перевал, а то слышать как хрустит щебенка под колесами на крутых спусках. Наконец мы входим в предгорья. Весной здесь все склоны оранжевые от цветущих огоньков. Вскоре появляются горные речки, которые, сменяя одна другую, будут сопровождать нас до Усть-Канской степи. В Солонешном почти на входе в село находится заправка, влево вверх уйдет дорога на Усть-Кан, она-то нам и нужна - дугой огибаем мы село, остающееся почти целиком справа. На счет комфорта не обольщайтесь, хотя здесь и пройдет любая легковушка, но колдобин после Солонешного куда больше, чем хотелось бы. Есть ли на дороге завозной гравий - судить не берусь, но зато так много "эндогенных" булыжников, что сильно развезет ее в дождь едва ли. altПо пути мимо нас проплывет очень живописный холм (см. фото), река Ануй, сопровождающая нас после Солонешного - довольно крупная горная речка, пересекать которую по мостам дорога будет не раз. После села Тог-Алтай, чуть не доезжая до границы с Республикой Алтай в Ануй впадает ручей. Около него есть дерево, увешанное тряпочками, рядом стоит какой-то столб в виде совы и скамейка. Это хороший ориентир, через пару сотен метров (если меня не подводит память) вправо вверх уйдет полевая дорога. Если ее развезло, я вам не завидую, но если она сухая, включайте пониженную, и - вперед. (Если не включите - придется делать это на склоне - чего я вам не посоветовал бы). Лучше заниматься этим делом либо рано с утра, чтобы смыться из долины реки Шинок обратно на дорогу к Усть-Кану до ночи (мало ли, пойдет ненароком хороший дождь - намучаетесь), либо с вечера пройти только первый подъем и заночевать на альпийских лугах. Так или иначе, нам предстоит 10 км пути по полевой дороге (а в одном месте и по ручью - не пугайтесь - он течет по камням, и они не настолько крупны, чтобы повредить УАЗу). Одно плохо - почти весь путь придется идти по зоне альпийских лугов - там очень неплохой чернозем, и в сочетании с крутыми подъемами и спусками, коих на дороге достаточно, в случае дождя путь домой наверняка будет сродни Кэмэл-Трофи. В конце концов после крутого правого поворота по склону горы по-над обрывом, дорога приведет нас к долинке, в которой построены несколько домиков для туристов. altОттуда, естественно, отметившись и что-то немного оплатив, идем пешком по хорошо заметной тропе еще 5 км по ущелью реки Шинок по тайге (очень красивой) до водопадов. Переходить реку придется, мягко говоря, неоднократно. Без сапог в кроссовках делать там особо нечего. В мае там такая прорва клещей, что я нигде больше не видел - осматривайтесь "до трусов" каждые полчаса, а пока идете, сбивайте тварей щелбанами в траву - убивать их в таком количестве бесполезно. А вот в августе их там нет. Абсолютно. Так что, выбирайте время путешествия сами... Первым водопадом будет забавный под 45 градусов каменный спуск, высотой метров 5, что-бы кто там вам ни говорил, на жопе с него съезжать не советую - вряд ли от нее потом хоть что-нибудь останется. Еще метров через 100 будет 25-метровый водопад, под ним надо перейти на другой берег, но легче перейти загодя - по мелководью под каменным спуском. Водопад впечатляет. В первый раз. На обратном пути он покажется уже гораздо менее величественным. Для этого нужно пойти влево вверх вдоль скалы и не уходя по тропе, идущей на самый верх, как только появится возможность, повернуть вправо. Так вы окажетесь над 25-метровым водопадом - можно даже подойти и оказаться прямо на его верхушке, затем вдоль реки идти еще метров 500. Там будет 60-метровый водопад. Плохо то, что с этого ракурса он полускрыт выступом скалы и надо перебраться на другой берег, чтобы подойти к его подножью. Сфотографировать оттуда весь водопад трудно - мы слишком близко, а он слишком высок. От него дует такой ветер с брызгами, что стоя у его подножья, за полминуты становишься мокрый, как Ипполит. Кстати, повернитесь на 180 - там интересный вид. Ну вот по водопадам все. altМожет и можно зайти на самый верх, но я не был, врать не буду. Вернемся на дорогу к Усть-Кану.
 Километра через три после поворота на водопады, перед въездом в маленькое село слева в горе вы увидете огромную дыру - вход в Денисову пещеру. Проскочить не бойтесь - не заметить невозможно. Там проводятся раскопки - т.к. эта пещера в течение 300 тыс. лет, если мне не изменяет память :) была жилищем людей. Если археологи будут любезны, может они даже вам и расскажут о ней подробно. В пещере за время ее существования скопилось столько мусора, что раскапывая его, поколения исследователей выкопали яму метра 4 глубиной, она накрыта помостом из досок. На ее стенках видны поочередно все слои (на память, штук 20), соответствующие различным периодам в истории пещеры. На дне ямы лежит пара больших камней, когда-то очень давно свалившихся с куполообразного потолка. Как я помню, от прежних жителей в раскопе нашли только пару зубов, что меня, как неспециалиста, несколько разочаровывает. За Черным Ануем (это село) в сторону Черги (это тоже село, но на чуйском тракте) отходит дорога, по слухам, рассчитанная на ГАЗ66. Самому проверить руки пока не дошли, но проехав по дороге Ябоган-БешОзек-Черга, все же думаю, что и дорога на Черный Ануй должна быть неплохой, рассчитанной на любой автотранспорт. За селом Келей, после невысокого и малозапомнившегося мне за два раза перевала Келейского, начинается Усть-Канская степь. Справа она заболочена, а слева к дороге подходит цепь живописнейших холмов, на которых можно сделать ночевку за селом Яконур, не доезжая до дороги Усть-Кан-Чуйский тракт.

altВид с них действует очень умиротворяюще. Дорога заканчивается Т-образным перекрестком. Направо пойдешь - будет Усть-Кан и дорога на Усть-Коксу. Увы, пока не ходил. Налево - километров девяносто до Чуйского тракта в районе Туекты - как раз между Семинским и Чике-Таманским перевалами. Места по дороге довольно живописные, особенно до и в районе Ябоганского перевала (1492 м). В последнее время на Ябоганском перевале - очень хорошая дорога - уложен новенький асфальт и даже организованы аварийные карманы - тупиковые ответвления на спуске - на тот случай, если у кого-нибудь откажут тормоза, в этих тупиках автомобиль сможет погасить скорость за счет подъема и песчаного буфера. Такие усовершенствования не сделаны даже на перевалах Чуйского тракта, и видел я их только в горах Средней Азии и Казахстана. Вообще, в последнее время дороги в Усть-Канском районе стали очень неплохими, особенно те, что ведут в сторону Чуйского тракта, по крайней мере при выъезде в Онгудайский или Шебалинский районы из Усть-Канского, сразу ощущаешь ухудшение дорожной поверхности.
Те, кто уже успел пресытится видами Чуйского тракта, могут воспользоваться дорогой Туекта-перевал Ябоганский-Ябоган-перевал Чакырский-БешОзек,перевал Кукуя-Черга для того, чтобы получить новые впечатления по дороге от Черги до Туэкты. Я проезжал этим путем в начале июля 2005 года в направлении с юга на север - от Туекты к Черге. Вскоре за Ябоганом направо идет хорошая асфальтированная трасса. Места здесь - характерные для Усть-Канской степи широкие зеленые долины, окруженные не очень высокими гладкими холмами-горами. Кое-где встречаются участки кедровых лесов, выше, на перевалах, господствует лиственница. Первый перевал по пути - Чакырский, протяженностью 5 км, невысокий симпатичный перевальчик. На этом перевале мне удалось увидеть редчайшую на Алтае и гнездящуюся не ближе, чем на юге Казахстана, в Тыве и горах Средней Азии птицу - черного грифа. Это одна из крупнейших на Земле летающих птиц имеет размах крыльев до трех метров и может достигать двеннадцати килограмм массы. Ее и большое количество курганников, орлов, коршунов и воронов привлекли останки изюбря, выброшенные прямо на краю дороги браконьерами. Никогда прежде я не видел в одном месте такого количества хищных птиц - казалось, не было дерева в округе, на котором не было бы видно силуэта какого-нибудь хищника.

altДальше дорога идет север, асфальт кончается, и вскоре начинается Шебалинский район. Дорога поразительно сильно загружена автотранспортом - явно очень популярна как у местных жителей (видимо, как кратчайший путь из Усть-Коксинского и Усть-Канского районов в Горно-Алтайск), так и среди туристов - частенько встречаются барнаульские, кемеровские, томские номера. На пути довольно часто встречаются населенные пункты - здешние долины явно благоприятны для жизни, не то, что почти безжизненная Курайская степь. Дорога все время идет вдоль Чергинского хребта - и обходит Семинский перевал чуйского тракта (Семинский хребет был пересечен ранее - через Ябоганский перевал). Невысокий Чергинский хребет так и не показывает путешественнику свои вершины, превышающие 2000м, дорога все время идет по долине реки Песчаной и вершины оказываются скрыты предгорьями. Известная сплавная река Песчаная здесь - неширокая приятная горная речка, в ней наверняка водится хариус. Дорога подходит к Т-образному перекрестку - на правом повороте к ней слева примыкает дорога с Черного Ануя. Вскоре начинается перевал Кукуя - без никаких серпантинов, но с довольно крутым подъемом, и, в особенности, как мне показалось, спуском. Дорога от Кукуя к Черге сейчас плохая - идет ремонт и полная переделка полотна дороги, делаются новые мосты через Чергушку, каменистые объезды весьма неровны и пыльны. 
Категория: load, Дороги Алтая |
14-09-2012, 08:18
Просмотров: 7737

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник