Мин.
системные требования чтобы посмотреть на водопады - УАЗ или жжжип,
владельцы РАВ4 и тому подобной ерунды - задумайтесь - а оно вам надо? У
вас там такие забавные тяги сзади торчат... :) Доехать до Усть-Кана без
водопадов можно хоть на чем (но в мае там еще могут остаться участки нерастаявшего льда и придется пересекать пару маленьких ручейков
прямо на дороге).
Если
в Бийске, после переезда через Бию свернуть за автобусной остановкой
направо под указатель "Белокуриха", то можно попасть в очень интересные и
легкодоступные места Алтая. Естественно, таких матерых
путешественников, как мы с вами, Белокурихой не прошибешь - поэтому, не
доехав по гладкой пред алтайской равнине до известного курорта каких-то
10 км, мы круто повернем направо, по направлению к Солонешному. Справа
от нас будет равнина, плоская как стол, а слева - гряда северных отрогов
Алтая. Дорога несколько десятков километров будет идти по их границе,
словно не решаясь войти в горную страну. У меня всегда создает очень
приподнятое настроение эта часть пути, когда, сидя за рулем ты имеешь
возможность мчаться на скорости за сотню (дорога здесь неплохая), и в то
же время находишься в ожидании того, что с минуты на минуту предстоит
очутиться в окружении хребтов, то буквально глохнуть от гула мотора,
поднимающего машину на горный перевал, а то слышать как хрустит щебенка
под колесами на крутых спусках. Наконец мы входим в предгорья. Весной
здесь все склоны оранжевые от цветущих огоньков. Вскоре появляются
горные речки, которые, сменяя одна другую, будут сопровождать нас до
Усть-Канской степи. В Солонешном почти на входе в село находится
заправка, влево вверх уйдет дорога на Усть-Кан, она-то нам и нужна -
дугой огибаем мы село, остающееся почти целиком справа. На счет комфорта
не обольщайтесь, хотя здесь и пройдет любая легковушка, но колдобин
после Солонешного куда больше, чем хотелось бы. Есть ли на дороге
завозной гравий - судить не берусь, но зато так много "эндогенных"
булыжников, что сильно развезет ее в дождь едва ли. По
пути мимо нас проплывет очень живописный холм (см. фото), река Ануй,
сопровождающая нас после Солонешного - довольно крупная горная речка,
пересекать которую по мостам дорога будет не раз. После села Тог-Алтай,
чуть не доезжая до границы с Республикой Алтай в Ануй впадает ручей.
Около него есть дерево, увешанное тряпочками, рядом стоит какой-то столб
в виде совы и скамейка. Это хороший ориентир, через пару сотен метров
(если меня не подводит память) вправо вверх уйдет полевая дорога. Если
ее развезло, я вам не завидую, но если она сухая, включайте пониженную, и
- вперед. (Если не включите - придется делать это на склоне - чего я
вам не посоветовал бы). Лучше заниматься этим делом либо рано с утра,
чтобы смыться из долины реки Шинок обратно на дорогу к Усть-Кану до ночи
(мало ли, пойдет ненароком хороший дождь - намучаетесь), либо с вечера
пройти только первый подъем и заночевать на альпийских лугах. Так или
иначе, нам предстоит 10 км пути по полевой дороге (а в одном месте и по
ручью - не пугайтесь - он течет по камням, и они не настолько крупны,
чтобы повредить УАЗу). Одно плохо - почти весь путь придется идти по
зоне альпийских лугов - там очень неплохой чернозем, и в сочетании с
крутыми подъемами и спусками, коих на дороге достаточно, в случае дождя
путь домой наверняка будет сродни Кэмэл-Трофи. В конце концов после
крутого правого поворота по склону горы по-над обрывом, дорога приведет
нас к долинке, в которой построены несколько домиков для туристов. Оттуда,
естественно, отметившись и что-то немного оплатив, идем пешком по
хорошо заметной тропе еще 5 км по ущелью реки Шинок по тайге (очень
красивой) до водопадов. Переходить реку придется, мягко говоря,
неоднократно. Без сапог в кроссовках делать там особо нечего. В мае там
такая прорва клещей, что я нигде больше не видел - осматривайтесь "до
трусов" каждые полчаса, а пока идете, сбивайте тварей щелбанами в траву -
убивать их в таком количестве бесполезно. А вот в августе их там нет.
Абсолютно. Так что, выбирайте время путешествия сами... Первым водопадом
будет забавный под 45 градусов каменный спуск, высотой метров 5, что-бы
кто там вам ни говорил, на жопе с него съезжать не советую - вряд ли от
нее потом хоть что-нибудь останется. Еще метров через 100 будет
25-метровый водопад, под ним надо перейти на другой берег, но легче
перейти загодя - по мелководью под каменным спуском. Водопад впечатляет.
В первый раз. На обратном пути он покажется уже гораздо менее
величественным. Для этого нужно пойти влево вверх вдоль скалы и не уходя
по тропе, идущей на самый верх, как только появится возможность,
повернуть вправо. Так вы окажетесь над 25-метровым водопадом - можно
даже подойти и оказаться прямо на его верхушке, затем вдоль реки идти
еще метров 500. Там будет 60-метровый водопад. Плохо то, что с этого
ракурса он полускрыт выступом скалы и надо перебраться на другой берег,
чтобы подойти к его подножью. Сфотографировать оттуда весь водопад
трудно - мы слишком близко, а он слишком высок. От него дует такой ветер
с брызгами, что стоя у его подножья, за полминуты становишься мокрый,
как Ипполит. Кстати, повернитесь на 180 - там интересный вид. Ну вот по
водопадам все. Может и можно зайти на самый верх, но я не был, врать не буду. Вернемся на дорогу к Усть-Кану. Километра
через три после поворота на водопады, перед въездом в маленькое село
слева в горе вы увидете огромную дыру - вход в Денисову пещеру.
Проскочить не бойтесь - не заметить невозможно. Там проводятся раскопки -
т.к. эта пещера в течение 300 тыс. лет, если мне не изменяет память :)
была жилищем людей. Если археологи будут любезны, может они даже вам и
расскажут о ней подробно. В пещере за время ее существования скопилось
столько мусора, что раскапывая его, поколения исследователей выкопали
яму метра 4 глубиной, она накрыта помостом из досок. На ее стенках видны
поочередно все слои (на память, штук 20), соответствующие различным
периодам в истории пещеры. На дне ямы лежит пара больших камней,
когда-то очень давно свалившихся с куполообразного потолка. Как я помню,
от прежних жителей в раскопе нашли только пару зубов, что меня, как
неспециалиста, несколько разочаровывает. За Черным Ануем (это село) в
сторону Черги (это тоже село, но на чуйском тракте) отходит дорога, по
слухам, рассчитанная на ГАЗ66. Самому проверить руки пока не дошли, но
проехав по дороге Ябоган-БешОзек-Черга, все же думаю, что и дорога на
Черный Ануй должна быть неплохой, рассчитанной на любой автотранспорт.
За селом Келей, после невысокого и малозапомнившегося мне за два раза
перевала Келейского, начинается Усть-Канская степь. Справа она
заболочена, а слева к дороге подходит цепь живописнейших холмов, на
которых можно сделать ночевку за селом Яконур, не доезжая до дороги
Усть-Кан-Чуйский тракт.
Вид
с них действует очень умиротворяюще. Дорога заканчивается Т-образным
перекрестком. Направо пойдешь - будет Усть-Кан и дорога на Усть-Коксу.
Увы, пока не ходил. Налево - километров девяносто до Чуйского тракта в
районе Туекты - как раз между Семинским и Чике-Таманским перевалами.
Места по дороге довольно живописные, особенно до и в районе Ябоганского
перевала (1492 м). В последнее время на Ябоганском перевале - очень
хорошая дорога - уложен новенький асфальт и даже организованы аварийные
карманы - тупиковые ответвления на спуске - на тот случай, если у
кого-нибудь откажут тормоза, в этих тупиках автомобиль сможет погасить
скорость за счет подъема и песчаного буфера. Такие усовершенствования не
сделаны даже на перевалах Чуйского тракта, и видел я их только в горах
Средней Азии и Казахстана. Вообще, в последнее время дороги в
Усть-Канском районе стали очень неплохими, особенно те, что ведут в
сторону Чуйского тракта, по крайней мере при выъезде в Онгудайский или
Шебалинский районы из Усть-Канского, сразу ощущаешь ухудшение дорожной
поверхности. Те,
кто уже успел пресытится видами Чуйского тракта, могут воспользоваться
дорогой Туекта-перевал Ябоганский-Ябоган-перевал
Чакырский-БешОзек,перевал Кукуя-Черга для того, чтобы получить новые
впечатления по дороге от Черги до Туэкты. Я проезжал этим путем в начале
июля 2005 года в направлении с юга на север - от Туекты к Черге. Вскоре
за Ябоганом направо идет хорошая асфальтированная трасса. Места здесь -
характерные для Усть-Канской степи широкие зеленые долины, окруженные
не очень высокими гладкими холмами-горами. Кое-где встречаются участки
кедровых лесов, выше, на перевалах, господствует лиственница. Первый
перевал по пути - Чакырский, протяженностью 5 км, невысокий симпатичный
перевальчик. На этом перевале мне удалось увидеть редчайшую на Алтае и
гнездящуюся не ближе, чем на юге Казахстана, в Тыве и горах Средней Азии
птицу - черного грифа. Это одна из крупнейших на Земле летающих птиц
имеет размах крыльев до трех метров и может достигать двеннадцати
килограмм массы. Ее и большое количество курганников, орлов, коршунов и
воронов привлекли останки изюбря, выброшенные прямо на краю дороги
браконьерами. Никогда прежде я не видел в одном месте такого количества
хищных птиц - казалось, не было дерева в округе, на котором не было бы
видно силуэта какого-нибудь хищника.
Дальше
дорога идет север, асфальт кончается, и вскоре начинается Шебалинский
район. Дорога поразительно сильно загружена автотранспортом - явно очень
популярна как у местных жителей (видимо, как кратчайший путь из
Усть-Коксинского и Усть-Канского районов в Горно-Алтайск), так и среди
туристов - частенько встречаются барнаульские, кемеровские, томские
номера. На пути довольно часто встречаются населенные пункты - здешние
долины явно благоприятны для жизни, не то, что почти безжизненная
Курайская степь. Дорога все время идет вдоль Чергинского хребта - и
обходит Семинский перевал чуйского тракта (Семинский хребет был
пересечен ранее - через Ябоганский перевал). Невысокий Чергинский хребет
так и не показывает путешественнику свои вершины, превышающие 2000м,
дорога все время идет по долине реки Песчаной и вершины оказываются
скрыты предгорьями. Известная сплавная река Песчаная здесь - неширокая
приятная горная речка, в ней наверняка водится хариус. Дорога подходит к
Т-образному перекрестку - на правом повороте к ней слева примыкает
дорога с Черного Ануя. Вскоре начинается перевал Кукуя - без никаких
серпантинов, но с довольно крутым подъемом, и, в особенности, как мне
показалось, спуском. Дорога от Кукуя к Черге сейчас плохая - идет ремонт
и полная переделка полотна дороги, делаются новые мосты через Чергушку,
каменистые объезды весьма неровны и пыльны.
|