3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Шаманизм

В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм алтае-саянских народов является религией, хотя и возникшей в древности, но сложившейся естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, включавшего в себя ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Вера в полную зависимость человека отдухов и божеств составляла непреложную основу алтайского шаманизма. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы. Профессиональная деятельность шаманов и вся их культовая практика были направлены на общение с божествами и духами с целью обеспечить людям благополучную земную жизнь на основе полного признания зависимости от духов и божеств, подчинения их воле и силе. Алтайские шаманисты олицетворяли природу. Согласно их представлениям, у каждого объекта или явления окружающей природы - будь то гора или река, дерево или камень, птица или зверь, гром или дождь - имелся свой хозяин, который в воображении шаманистов был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Представление об индивидуальном двойнике отражало веру алтайских шаманистов в своеобразный круговорот, устойчивый и последовательный, существования человека, веру, связанную с древним мировоззрением олицетворения природы. Жизнь каждого человека начинается с небесной зоны Вселенной. Отсюда она посылается божествами на землю в материализованной форме, например в виде падающей звезды или через солнечный луч или через сдувание шаманом зародышей детей, висящих, как листья на священной березе, на землю, с которой они попадают через дымовое отверстие в юрте к изголовью очага и в чрево женщины. Теперь наступал утробный период земной жизни человека, во время которого возникала его связь с женским небесным божеством - Умай. В земной жизни, в самый ранний период, до того как ребенок начинал свободно говорить, считалось, что ребенок более связан с небесным миром, чем с окружающими людьми. Ребенок находится в то время под охраной и присмотром "матери Умай". Как только ребенок начинал свободно говорить, общаться со своими родителями, родственниками, то есть входил в земной социальный мир, его непосредственные связи с Умай прекращались.
Вместе с ним рос и взрослел его двойник, который до самой смерти человека был неразрывно связан с его телом. Во время смерти двойник, по одним представлениям, покидал тело и возвращался к божеству, а по другим - перекочевывал в "страну умерших". Важным положением была вера в духов шамана, составляющих его сакральную и магическую силу. Все культовые действия, который совершал шаман, и все результаты, которых он добивался, осуществлялись его духами, которых он призывал в начале каждого камлания. Шаманисты верили в избранность камов духами умерших предков, в неизбежность их предназначения иногда даже вопреки желанию и сопротивлению самих избранников. У каждого шамана имелись свои духи, причем неоднородные по составу. Наиболее общими для шаманов были две категории духов: покровители и помощники. Покровителями выступали божества и духи высокого ранга - Ульгень и его сыновья, божество огня, хозяева священных гор. Духи-помощники в свою очередь делились как бы на два разряда. В один из них под названием тос объединялись предки каждого шамана, но не предки вообще, а предки, которые сами при жизни были шаманами. К второму разряду относятся прочие служебные духи, которые призывались перед камланием ударами в бубен, заполняли его и сопровождали шамана во время камлания в ту или иную зону Вселенной. Служебные "духи бубна" (чалулар) и составляли реальную силу шамана. Личные духи, призванные или "притянутые" (тартын) шаманом, определяли его культовые возможности. Среди покровителей шаманов обязательно стоит упомянуть божество огня, являющееся универсальным с глубокой древности. К высоким покровителям, помогающим шаманам, относились хозяева священных гор, от которых шаманы получали свои бубны и которым устраивали специальные моления - камлания, обращаясь к ним с различными просьбами: дать благополучие их роду или отдельным людям, прибегающим к помощи шаманов. Наиболее характерной категорией духов-помощников алтае-саянеких шаманов были духи-предки каждого шамана, считавшиеся кровными и представлявшие собой духов умерших шаманов (тос). От этих духов они получили шаманское призвание и шаманский дар, передаваемые по наследству. Культ шаманов-предков в алтайском шаманизме достиг той степени развития, при которой отдельные шаманы были возведены в ранг местных духов или божеств и канонизированы. Традиция культа предков-шаманов, передаваемая изустно из поколения в поколение, нашла и свое вещественное выражение в алтайском шаманизме. Когда появлялся новый кам, то его бубен и костюм должны были повторять те черты и особенности, которые были свойственны бубну и облачению предка, избравшего кама своим преемником. С индивидуальным бубном связана не только вся ритуальная деятельность кама, но даже его жизнь. Каждый настоящий шаман был обязан иметь свой личный бубен.
без которого он не мог совершать камлания - путешествия по той или иной сфере Вселенной. Бубен у шаманов являлся главнейшим ритуальным инструментом и свидетельством их профессии, утвержденной божеством, так как разрешение иметь его могли дать только божества (Тенгри, Йерсу, хозяева священных гор). Без санкции божеств и духов-покровителей ни один шаман не мог сделать себе бубен. Второй главнейший помощник шамана во время камлания - жула животного, шкурой которого был обтянут данный бубен. Такими животными являлись марал или лось, косуля или конь, обязательно самцы. По количеству и составу духов-помощников рядовые шаманисты оценивали практические культовые и ритуальные возможности отдельных камов.


Категория: load, Автостопом по Алтаю... |
20-02-2012, 11:22
Просмотров: 4229

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник