Г.А. Туймешева История поселка Яйлю. О поселении поселка Яйлю впервые упоминается в записях боярского сына Петра Сабанского, который прибыл на Телецкое озеро в 1642 году во главе казацкого отряда из г. Томск. П. Сабанский не был исследователем. Целью его похода была достичь признания телессами русского подданства, сбор ясака и строительство острога. Сабанский прибыл на Телецкое озеро по реке Лебедь и по долине реки Камга спустился в п. Яйлю, и был очень удивлен, увидев озеро не замерсшим, т.к. на дворе был февраль месяц. Это был уже второй поход Петра Сабанского к берегам Телецкого озера, а первый раз он вышел к озеру с этими-же целями в 1634 году по реке Бии в районе Артыбаша, местное население уже тогда называли озеро Золотым – Алтын-кель, по старой алтайской легенде. Собанский, в своих записях, назвал его Телесским, по названию племени телесов, которые жили не его побережье. Позже, в связи труднопроизносимостью, оно стало называться Телецким. В своем издании «Памятное завещание» («Ундылбас кереес») М.В. Чевалков описывает Яйлинскую террасу следующим образом: «После этого мы поплыли правой стороной озера по направлению к реке Камыге и достигли устья одной речки, называемой Яйлю-ашу, впадающей в Телецкое озеро. Место здесь – плоскогорье, покрытое большей частью мелким березником. Я спросил артуашских жителей: «Отчего здесь по Яйлю – ашу растет этот густой и красивый березник?» Они сказали: «Прежде здесь жили тюргешцы, потом начали многие из них умирать от горячки. Спасаясь от этого, они переехали ниже по Телецкому озеру на Артуаш, где и живем мы по обеим сторонам Бии. Этот густой и красивый лес вырос на прежних пашнях наших отцов». Это описание Чевалков сделал во время поездки по Алтаю в качестве толмача, сопровождая некоего чиновника Седьячева в шестидесятые годы XIX века. Также давности поселения Яйлю свидетельствует «Ландкарта Кузнецкого уезда» Петра Чичагова, составленной им в 1729 г., где впервые обозначена тропа от Телецкого озера к Кузнецкому городу. Кроме того, на карте указаны населенные пункты в устье Чулышмана, на месте современного поселка Яйлю и немного ниже истока р.Бии. Не хочется оставить без внимания археологические находки жителей п.Яйлю. В.В. Селегей, во время прогулки по окрестностям п.Яйлю в районе Ок-порока нашел бронзовый нож ручной работы, относящийся примерно к 16-17 вв. Соколова Людмила свою находку, старое стремя, также ручной работы, нашла вообще в черте поселка. К месту вспомнить рассказ моего отца Туймешева Альчи Кунделешевича 1914 г.р., уроженца п.Яйлю, а ему рассказывал его отец: «Однажды, один из Туймешевых, во время охоты, в погоне за серебристой лисой, оказался на склоне горы у озера, был удивлен, обнаружив склоны без снега, а озеро не замерзшим, а ведь это было зимой. О таком чуде он не замедлил сообщить своим сородичам, которые жили в это время на реке Пыже. В эту же зиму племя Туймешевых переселилось на Яйлинскую террасу, ибо здесь были благодатные условия для круглогодичного выпаса скота, которого было у моих предков в немалом количестве. И люди, также, как и Чевалков, обратили внимание на то, что терраса заросла молодым березником, так же они обнаружили развалины жилищ (аилов). Позже они узнали, что на жителей этой террасы напал ужасный мор, и оставшиеся в живых бежали отсюда в страхе перед смертью. Официально год основания поселка Яйлю в архивных документах датируется 1812 годом. Но поселок Яйлю образовался гораздо раньше, уже в 17 веке, о чем я писала выше, здесь жили люди тюркских национальностей. И на сегодня никто не скажет точной даты «рождения» этого уникального поселка и причин прерывания его существования и вновь возрождения. На момент открытия в 1932 г. Алтайского государственного заповедника в п.Яйлю уже жили не только алтайцы, но и люди русской национальности. Более 70-ти лет п.Яйлю является Центральной усадьбой Алтайского заповедника, вплоть до сегодняшнего дня.
|