3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Карагемский прорыв, Талдуринский ледник

По Горному Алтаю путешествует много людей и у большинства из них цель одна – как можно больше увидеть красивых мест и запечатлеть фотографий.


Дата: Суббота, 28.08.2010

Но Алтай это не только горные пики, устремлённые ввысь, голубые озёра и горные реки, срывающиеся вниз водопадами. Это ещё и древняя земля, полная загадок и истории.
Поэтому наше путешествие имело цель побывать как раз в таких местах и, если посчастливиться, прикоснуться к древним святыням. Первой целью было проехать вдоль реки Аргут через «Карагемский прорыв» до села Аргут (или Аркыт, как называют его местные жители), обследовать долину после слияния рек Аргут и Карагем, которая богата погребальными комплексами, курганами и петроглифами. И если повезёт, то добраться до Белухи со стороны ледника Менсу.
Второй целью было доехать до Талдуринского ледника, особого аномального места с бешенной энергетикой, именно в радиусе которого, от перевала Карагем и до самого ледника, был эпицентр землетрясения 2003 года.
И третьей целью было проехать в верховья реки Башкаус в Улаганском районе и встретиться с таёжным отшельником, живущим круглый год в тайге за разъяснением ряда вопросов, вот уже многое время мучавших меня после последней нашей с ним встречи.
Ночёвку решено было сделать на реке Большой Яломан. Место довольно «лёгкое» и светлое. Именно здесь в районе устья впадения Б.Яломана в Катунь находятся развалины древнего монастыря, места очень намоленного и распространяющего своё благотворное влияние навсё окружающее его пространство.

Доехав до села Иня мы сделали остановку около четырёх каменных стел. Две из них имеют высоту более 2 метров и столько же уходит вглубь грунта. Возможно эти стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится раскопанный курган. Все стелы обращены символическими лицами на север и стоят неподвижно уже тысячи лет.

Далее, проехав слияние Чуи и Катуни мы добрались до археологического комплекса Калбак-Таш, известный своими «писаницами» (петроглифами). Буквальный перевод названия - «плоский, расширенный, висячий камень, гора» (другой вариант - «гора-ложка»).

Расположен примерно в 18 км от села Иня, не доезжая 12 км до села Иодро, на 723-м км Чуйского тракта (у указателя «723-й км»), с левой стороны, надо отсчитать четыре столба электропередачи и между четвертым и пятым пройти метров 20 в глубину, по направлению к скалам, затем начинается подъем). Комплекс петроглифов находится на скалах из зеленовато-коричневых сланцев недалеко от дороги, с левой стороны.
Петроглифы изображают различных животных и выбиты каменными или металлическим орудиями в «точечной технике». Это распространенные на Алтае быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников – то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из петроглифов ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не поддаются интерпретации.

Это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм. Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении долгого времени, ведь создание такого количества петроглифов – дело не одного дня. И даже не одного века.
Далее наш путь лежал в Кош-Агач через Курайскую степь, ширина которой около 20 км. Гигантская «рябь» сформировалась при катастрофических сбросах Чуйского и Курайского озёр около 15 тысяч лет назад. В долине реки Чуи сохранились древние оросительные системы.

И вот, благополучно проехав пост пограничников мы двинулись в сторону Джазатора. Нашли место для стоянки, поставили лагерь и стали осматривать окрестности. Река Джазатор имеет красивую, абсолютно прозрачную голубую воду, не такую холодную, как обычно в горных реках, поэтому мы все быстро намылившись решили смыть с себя дорожную пыль. После "лунного" пейзажа вдоль реки Тархата зелёная тайга вдоль реки Джазатор просто радовала взгляд.

Да и окрестности были довольно живописными

На другой день миновав село Беляши мы выехали на Аргут. Название реки образовано от алтайского слова «архыт» — мешок для приготовления кумыса. Словно в мешок сливаются реки Ак-Алаха и Джазатор, образуя величественный и грозный Аргут.

Аргут — это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился снежный барс (ирбис). На крутых склонах пасутся сибирские козероги и горные козлы, в долине реки Иедыгем обитает бурый медведь. Места здесь довольно дикие и красивые.
После нескольких довольно крутых подъёмов и спусков выезжаем на склон над степью Самаха.

Необыкновенно красивый вид открывается с перевала Тьюмойнак (Верблюжья шея). Отсюда хорошо видно, как торопится встретиться с Аргутом река Коксу (синяя вода).

Далее дорога идёт вдоль реки Аргут то вырываясь на край пропасти, то снова погружаясь в тень леса. Аргут с необыкновенно живописен. Это горные склоны, украшенные необычными узорами из стелющегося можжевельника и прожилками лиственничных лесов, каменные скалы и заснеженные горные вершины.

О дороге хочу сказать отдельно. Она проезжабельна только для внедорожника. На стоковом автомобиле повышенной проходимости тоже можно рискнуть проехать, но надо быть готовым к тому, что у вас может возникнуть серьезная поломка. Крутые подъёмы и спуски, усыпанные большими и маленькими булыжниками, повороты чуть ли ни под 45* над пропостью, часто встречается сильный боковой уклон, один серъёзный брод через речку, не глубокий, но усыпанный большими валунами под водой. После моста через Карагем хорошая болотина. Вот те немногие проблемы, которые встречаются вдоль всего пути до села Аргута. Кроме того мы ехали всю дорогу под мелко моросящим дождём, дорога была мокрая и скользкая, что добавляло порцию адреналина.

Впечатляющие виды открываются с дороги, проходящей над Карагемским прорывом. С одной стороны — головокружительный обрыв, внизу бушует Аргут, с другой — круто уходят вверх каменные стены гор. Впереди узкая лента дороги, которая издалека кажется ниточкой на крутом склоне. Едешь по ней, а сердце так и замирает. Спустившись к месту впадения реки Карагем в Аргут, вздохнешь с облегчением и мысленно поблагодаришь высшие силы за благополучный спуск. Здесь Аргут прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон. Сила стихии настолько велика, что даже наблюдая сверху, с дороги, становится не по себе.

После слияния Аргута с Карагемом едем к мосту через Карагем.

Вроде бы Карагем - река как река. Однако местные жители рассказывают, что река эта непредсказуемая, коварная. Много людей погибло здесь. Поэтому и дали ей такое название, которое местные переводят как Черное место.
Вскоре за мостома нас ожидало небольшое, но довольно вязкое болото. После его прохождения наш УАЗик стал похож на "хрюшу", но я думаю он большой молодец. Ведь вез на себе 9 человек и 500 кг. груза, но всё равно пролетел через болото, раскидав вокруг себя комья грязи.

Правда вскоре пришлось ненадолго встать, чтобы просушить крышку трамлёра, где образовался небольшой конденсат. Но так как шноркель выведен в салон, а все провода герметично заизолированы, катание по воде проблем не представляло. Во время вынужденной остановки наш товарищ на Сюрфе успел уехать вперёд и, чтобы он нас не потерял, я безуспешно пыталась связаться с ним по рации. Дело в том, что местность была сильно холмистая и рация молчала. Пройдя несколько километров вперед и постоянно безуспешно вызывая на связь я решила вернуться назад. По дороге мелькнула шальная мысль… Подойдя к большому кургану, встала в центр и…рация заработала, связь была отличная. Оказалось, что он был уже далеко и начинал волноваться. Выйдя за пределы кургана пытаюсь снова связаться по рации – связи нет. А ведь всего шаг в сторону. Гипотеза о том, что курганы являются своеобразной энергетической сеткой Земли существует давно и доказано, что около нетронутых курганов существует мощное электромагнитное излучение. Но в случае, если лежащее в кургане тело извлекалось, он переставал «работать», излучение пропадало. То есть сетка работала до тех пор, пока хотя бы один курган в ней не был раскопан. Вот и приходит мысль – сколько же сеток мы «обесточили» занимаясь изучением истории?

Часть  2:

А вот езда по камням чуть не привела к серьезной поломке, хорошо, что вовремя заметили неполадку. Из пяти болтов крепления «чулка» к колесу были лопнуты три болта и колесо практически держалось на полуоси. Это привело к выводу из строя хабов данной стороны. Главное не поломка, а умение всё вовремя устранить без последствий, что и было сделано, правда обратно ехали без переднего привода, т.к. не знали об этом. На Талдуринском леднике в болотине была выявлена данная неполадки и произведена заменена хабов на родное жёсткое зацепление УАЗа.

Итак, встаем на место, варим ужин на костре и дружно отмечаем окончание тяжелой дороги.

Вечером я осматриваю окрестные достопримечательности, а их здесь не мало. Курганные могильники встречаются повсеместно. Создается впечатление, что мы стоим на древней земле, сплошь покрытой остатками былой культуры и истории.

Помимо курганов здесь можно встретить каменные оградки, балбалы, каменные бабы. Кое-где на скальных выступах сохранились древние рисунки. Здесь такое обилие археологических памятников, что, наверняка, когда-то здесь просто кипела жизнь. Теперь места эти можно назвать дикими. Из населенных пунктов — только село Аргут или Архыт, маленькая деревенька в несколько домов, а также зимовья, которые обитаемы только в летнее время (на зиму скот перегоняют на плато Укок).

К вечеру погода совсем испортилась, дул холодный ветер, моросил мелкий дождь. Я взяла себе помощников, выбрала интуитивно курган, объяснила им, что нужно делать и мы уселись по периметру так сказать «делать погоду на завтра».

Ночью поднялся шквальный ветер, наш УАЗик ходил ходуном, а так как мы с семьёй спим в машине у меня создалось впечатление, что я всю ночь ехала на поезде, так его качало порывами ветра. Палатки трепетали на ветру, их рвало из стороны в сторону. В голове всю ночь носились мысли, неужели мы разбудили какие-то мощные силы и теперь будем держать за это ответ. Под утро всё стихло, ветер разогнал облака и утро встретило нас солнечное и тихое. Уф, пронесло… Забегая вперед скажу, что все пять дней, что мы стояли в этом месте погода была просто замечательная и начала портиться лишь на обратной дороге.


Думы гор

Оставив лагерь без присмотра едем на разведку по дороге дальше. Через 8 км. наш путь преграждает скала. Всё, дороги дальше нет. Обидно…А ведь до Белухи остаётся чуть больше 20км.

Приходится разворачиваться и держать путь в лагерь, но прежде чем уехать оглядываемся по сторонам. Окрестности поражают своей необычностью.


Хранитель Аргута.


Словно летающая тарелка приземлилась на скалу.

Уже в лагере мы решаем попытаться договориться с местными жителями о лошадях в сторону Белухи, а наш товарищ на сюрфе Дима, пока мы будем ездить, решает прокатиться до Тёплого ключа. Место встречи назначаем на Талдуринском леднике и он уезжает.

Находим мост через Аргут и по конной тропе 4 км. идём в деревню Аргут за лошадьми, по дороге любуясь красотами.

Вот и деревня. Она совсем маленькая, спрятанная от ветров в небольшой долинке между двух гор. Жители очень приветливые, с большим удивлением смотрят на нас – у них гости бывают не часто.

Из под скалы в начале деревни вырывается бурным потоком редкой чистоты речка, вода в ней синего цвета, а какая она вкусная.

В деревне почти никого нет, все на покосе. Поэтому мы отправляемся к косарям. Все заняты работой и им не до путешествий к Белухе.
Помогая им как можем, пытаемся с ними договориться, но безрезультатно, каждая пара рук на счету. Ну что ж, значит в этот раз не судьба, значит не время ещё нам явиться к красавице Белухе.

В оставшиеся свободные дни было решено посвятить свободное время полноценному отдыху, тем более что погода установилась солнечная и жаркая, поэтому мы целыми днями загорали и купались.

В свободное от работы время к нам в гости иногда заходили местные алтайцы.
Пока мы вели с ними беседы и пили чай детей катали на лошадях местные ребятишки.

Дни отдыха пролетели быстро и вот мы отправились в обратный путь к Талдуринскому леднику.
У моста через Карагем встретили сплавщиков из Томска. Они нам сообщили, что внизу по течению Аргута погибло два сплавщика из другой группы и там сейчас ведутся спасательные работы. Печально, смелые и сильные люди эти сплавщики. Меня всегда поражает их отвага, с какой они кидаются на встречу бурлящим потокам. Но это их образ жизни, их выбор.

Дорога назад. До свидания красавица Шенелю.

Взглянули на озеро Каракуль, что на развилке дорог на Тёплый ключ.

Бросив прощальный взгляд на всю эту неземную красоту мы отправляемся дальше - к леднику Талдуринскому. Что-то ещё ждёт нас впереди...
Категория: blog |
21-04-2011, 16:50
Просмотров: 3063

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник