3D Панорамы - Горный Алтай Знакомство с Горным Алтаем Зарубежный туризм В рюкзаке... Теплоход "Пионер Алтая" Весь Горный Алтай... Фотографии Алтая Экскурсии по Горному Алтаю Где остановиться ? Путеводитель по Республике Алтай Видео Горного Алтая Интересные места Горного Алтая Часто задаваемые вопросы... Карты Республики Алтай Веб камеры Сибири-ОНЛАЙН Музыка в дорогу Новости Республики Алтай Описания объектов (с картами) Горный Алтай с вертолета... Приключения на Алтае... Юг Телецкого 17-23 июля 2011 Юг Телецкого 21-26 июля 2010 Пограничная зона Уникальный Алтай Населенные пункты Горного Алтая Информация о сайте Экспедиции на Алтай Доска объявлений Контакты Поиск попутчика на Алтай Это интересно...
Регистрация     |     Войти



Поездка в высокогорье Алтая в октябре 2010 года Часть 2

Итак, возвращаемся обратно. Перевал позади. Первая остановка у груды камней. Возможно это разрытые курганы.


24.01.2011

В Улагане пытались посетить музей. Но было поздно. Музей закрывается в 5:00. В пять мы и приехали в Улаган. По размышляв об остатке светового дня, решили, что времени сворачивать на проселочные дороги в поисках приключений уже нет. Смело ложимся в обратный путь. Прямиком на базу.

Серпантин и река Чулышман.


Интересный момент произошел, когда поднимались на Улаганский перевал. Едем медленно, любуемся. Сзади подъезжает «Нива» и как-то странно подлипает к нам все ближе и ближе. Думаю: дай прижмусь, сброшу скорость и пропущу, а то едем практически вровень. «Нива» проезжает. А мне набрать скорость вновь не удается. Коробка переключается на первую передачу. Двигатель набирает 4 000 оборотов. До этого он не набирал более 3 000. Оказывается, мы на самом последнем отрезке перед смотровой площадкой. Видимо, штурмуют его сходу. На обочине через каждые 20 метров стоят ящики с песком. Мы забрались.

Озеро Сорукель.

Вновь наслаждаемся озерами. Только теперь закат.

Озеро Чейбеккель. Темнеет. Дорога, пройдя Красные ворота, уходит резко вниз. Все время на тормозах под светом фар спускаемся в поселок. Усталость. Ликование души. Предвкушение следующего дня. Высокогорья.

Заезжаем на погранотряд. Получаем пропуска. И в гостиницу.

Пройденное расстояние незначительно. Бензина спалено около 17 литров. Расход в пределах равнины. Экстрим был. Алтайцы ездят слишком быстро. Несколько раз автомобили вылетали в лоб. Приходилось мгновенно жаться в обочину и даже вылезать дальше обочины. Им приходится делать тоже самое. Еще беспардонно ездят, посредине дороги, самоутверждаясь за счет приезжих, и выкидывают мусор в окна автомобилей. Ну да ладно, вся Россия культурой не блещет.

13 октября

Просыпаемся. Светает. 8:00 — выезжаем. Тот же утренний морозец. Окна замерзли. Вода в омывателе тоже. С трудом удается смотреть в лобовое стекло. В надежде, что по дороге авто прогреется, стекла отойдут и с трепетом в душе катим к Монголии.

Солнце яркое, но низкое. Испытываем трудности при фотографировании. Гора Куркурек в Северочуйском хребте (3 982 м) очень живописна, но достойное фото сделать не получается. Вершины белые, освещенные солнцем. Растительность у подножья в тени. Просто темный фон.

Дорога не так резко как на Улаган, но все же уводит нас вверх, вдоль Курайского хребта.

Она по-прежнему широкая и ровная.


Р. Чуя.


Начинается Курайская степь. Высота горы 3 260 м.

Справа и слева от степи тянутся горные хребты: Северо-Чуйский и Курайский.

После Курая начинаются марсианские пейзажи.

Очередной памятник «Архитектуры». Холодно. Из машины выходить не хочется. Одеты тепло, но ветер пронизывает. Лобовое окно оттаивает. Солнце упорно светит в глаза. Лобовой ветер. Мотор прогрет, а омыватель не оттаивает.

Речка. Спускаемся под мосток позавтракать. В ложбинке теплее. Края реки заледенели.

Справа видим Чую. Спускаемся с трассы, едем к воде. Прыгаем по камням. Камни покрыты каким-то гипсом. Берег во льду.

За рекой деревушка — Чаган-Узун. Живописный мост. Местность напоминает сквер в центре города. Фотографируем окрестности и вид с моста.

Устье одноименной с селом реки.

После свертка по левой стороне источник. Спешим набрать воды. Читаем табличку. Заманчиво. Набираем много воды. Вода холодная, вкусная, не газированная, с небольшим привкусом, видимо, того, что написано на плакате. Позднее вода согреется и вкус станет более ярким.

Как и до Акташа, встречаются диковинные декорации ландшафта.

Курайская степь сменяется Чуйской. Становится несколько теплее.

Не менее живописный Южно-Чуйский хребет с пиками до 3 900.

Вновь, как в районе Онгудая, горы расступаются, и дорога бежит по степи.

Пейзаж особо не меняется даже за 10 минут. Становится несколько скучно. Набираем скорость. Все, что нам еще интересно — это монгольская граница. Проезжаем Кош-Агач. Крупное село. Множество заправок. Ощущение того, что всех жителей выгнали на улицу. Людьми все просто кишит. Русских нет. Алтайцев здесь представляют казахи. Они мигрировали в эти края в 30-х годах. В тех самых, которые бывший украинский президент пытался назвать Голодомором. В Казахстане голод был тоже. Один миллион погиб. Один мигрировал на Алтай, в Монголию и Китай. Очень забавно было встречать среди местных алтайцев родственников наших земляков из южных районов Омской области — казахов. Поначалу удивляли надписи на казахском языке. Позднее понял: язык алтайский имеет незначительные наречия отличающие его от казахского.

Итак, судя по навигатору и опыту пройденной части степи, там, где сходятся горные вершины, и будет Ташанта. Педаль в пол, скорость писать не буду (болезненно реагируете).

Так и есть. Ташанта. Заканчивается поселок таможенным терминалом. Этого я не знал. В моем представлении до границы 30 километров и подъем с 2 200 до 2 480 на перевал Дурбэт-Даба. Никто в предыдущих обзорах не написал, где заветная точка путешествия. Так что, обломчик. Полюбоваться с горы на степь, как это было на перевалах, не удастся. И даже краешком глаза взглянуть на Монголию, тоже не удастся. Ложимся в обратный путь. Переизбыток времени. Даже не наступил обед. Ветер дует попутно, солнце высоко. Наслаждаемся пейзажами.

Оцениваем отару овец и коз. Подъезжаем, общаемся с пастухом. Русский ему дается трудно. На вопрос: «Скоко стоит живой баран?», получаем поистине хитрый восточный ответ: «Как договоришься». Меняем вопрос: «Сколько, примерно, стоит полугодовалый живой баранчик на племя?». Получаем ответ: «Тысяся». Довольные от общения едем дальше.

Реки в степях спокойные, с редкими перекатиками.

Как и положено Казахстану, все кладбища вдоль дорог. (Выложим фото только одного кладбища). Все кладбища кардинально отличаются друг от друга. И не одно из них не похоже ни на кладбище сибирских татар, ни на кладбища Казани ни на кладбища под Астаной. Забавный этнический парадокс.

В Кош-Агаче находится войсковая часть. По фото понятно — кто и что.

Забавные пересохшие реки с глубиной метра три.

Избыток времени толкает на размышления — чем еще занять себя сегодня. Внутренний голос все время дергает за рукав, подсказывает — езжай к снежным вершинам. Открываем атлас автомобильных дорог. Видим деревушку Бельтир у подножья Южно-Чуйского хребта, часть дороги до которой асфальт. Значит, нам туда дорога. Сворачиваем в Ортолыке налево. Натыкаемся на реку с забавным для РФ дорожным указателем. (А ведь в этом направлении граница с Казахстаном) Перебираемся через мосток, опять марсианские пейзажи. Виляя, дорога ведет к горам.

Река, с забавным названием «Чуй», создала полуостров в форме сердца.

Асфальт заканчивается. Начинается дорога отсыпанная булыжником. С трудом идем 50 км/ч. Колья.

Описывать деревню и выкладывать фото не будем. Пьяные мужики подпирают завалинки половины домов. Заборов нет и не было совсем…

Судя по карте, в 50 километрах от нас горный перевал Карагем с высотой 2 800. Такой высоты не было нигде. Однако нам на него попасть не суждено. Указателей за поселком нет. Дорога расходится. На картах — пусто. Навигатор сам не знает, чего хочет. Рисует озера. Река Чаганузун раздваивается.

Выбираем левый рукав. Едва пробираемся по крупной гальке. Наслаждаемся живописными пейзажами долины. Как выяснили позднее — это дорога на озеро Акколь. На перевал дорога прямо.

Встречаем колонию сурков. Забавно — тявкают, как собаки.

Дорога приводит нас к камням. При нас грузовая «Газель» раскачиваясь на камнях, лезет вверх. Пройдясь пешком и взглянув на дорогу, ехать вперед отказываюсь. Жалко «коняку». На предыдущей бампер отрывал. Дорого чинить. На рамном авто вполне можно двигаться дальше.

На картинке дорога гладкая. В жизни, на скорости в 30 км/ч, зуб на зуб не попадает. Обед утрясывается за пять минут.

Остановились в центре долины, я решил подняться на сопочку, осмотреть окрестность с холма. Ольгу оставил внизу полюбоваться сурками, да одному мне быстрее будет зайти наверх. Камни, песок затрудняли быстрый подъем. Ну вот, я здесь. Все исхожено козами, это видно по узким тропам строгой направленности. Вид сверху удивительно богат, несмотря на выраженную скудность растительного покрова: редкие колючки. Сквозь объектив камеры с 30-кратным зумом полюбовался снежными вершинами гор высотой 3 700, на которые так хотелось попасть.


Уазик вжаривает.


Местный стадион, он же бассейн.


За этими горами Чуйский тракт и наш Акташ.

Выезжаем на тракт. Спускаемся к Чуе.

Возвращаемся в гостиницу. По пути у заправки встречаем экипаж ДПС. Демонстративно сворачиваем за один переулок до них в поселок и объезжаем по поселку. «Береженого — Бог бережет».

По дороге успели погонять яков, заехать на турбазку из деревянных домиков, посмотреть, что можно получить и за какие деньги. Залезли в пещеру. Она оказалось в глубину 1,5 метра.

Ночуем в Акташе.

14 октября

Изначальные планы: Акташ—Тюнгур. Усталость от дорог дает о себе знать. Подумываем о маршруте: Акташ — Благодать. Оставим Тюнгур на потом.

Выезжаем около 10 часов утра. Солнце светит в спину. Освещенность хорошая. Не спеша, с остановками на каждом углу, двигаемся по знакомой дороге. К Акташу мы подъезжали вечером, усталые, с мыслями о ночлеге. Теперь же мы смогли восполнить утерянный слой эмоций. Полюбоваться природой в лучах утреннего солнца.

Снова встречаем немножко коз и овец.

На этот раз к верблюду не пошли. Приелись.

Увидели сверток. Смотровая площадка. Бирюзовая Катунь. Такая же бирюзовая, как и при въезде в Горный Алтай. Достаем записи. Проскочили слияние Катуни и Чуи, Порог Турбина, находимся у моста через Катунь.

Едем к мосту.

Возвращаемся к Устью Чуи.

Любуемся порогом Турбина.

Вновь начинаем останавливаться на каждом углу. На улице потеплело. Пятнадцать градусов. Мечемся в поисках петроглифов. Кафе в Чуй-Оозы по-прежнему закрыто. Людей нет. Не найдя искомого, махнули рукой и подались на Чике-Таман.

На берегу, по аромату, нашли травку, которую нам запаривали в баньке.

Подъехали к перевалу. Солнышко несколько поубавилось.

Наконец-то нашли источник. Им оказалась лужа с мусором. Ни в какое сравнение с источником под Кураем он не идет. Воду пить из него не захотелось.


Забавную картинку рисовал навигатор на перевале Чике-Таман.

Доехав до Нефтебазы, поразмышляли — куда ехать дальше. Свинцовые тучи подсказали нам, что нужно сделать. Зашли в кафе и от души натрескались. После скудной кормежки в Акташе, здесь показалось вкусно и сытно. На сытый желудок свинцовое небо удручать перестало. Двинулись на Зообазу.

По всему горному Алтаю на дорогах бегает скот. Под Шебалино даже поросята. Остановившись на обочине, любовались лошадьми. За 15 минут, скрип тормозов услышали шесть раз. Народ на джипах сначала пытался сигналить и нестись на скот. Затем резко тормозил, практически упираясь в животных, которым точно все фиолетово. Затем, дождавшись, когда пройдут, уезжал. Жалко скотинку, живет на грани жизни и смерти.

В Черге свернули в зубрятник. Народу не было. Экскурсовод, за 150 рублев, покатал нас на нашей машине по территории зубрятника. Показал стадо с молодыми зубрятами, сосущими матерей. Особенно понравился старый зубр, который стоял у въезда. Он подходил к забору. До нас оставался метр. И создавал проблемы с въездом и выездом.

На этом интерес к Горному Алтаю у нас был полностью исчерпан. Мы переключились на вторую цель поездки — приобретение молочных коз. Активно общались с местным населением. Исколесили весь Чемальский район. Заночевали в гостях у незнакомых нам людей. Поужинали, пообщались и сутра под дождик двинулись прямиком в Омск.

15 октября

10 утра. Пасмурно. Грузимся — и в Омск. Половину постов ДПС пришлось посетить. Банальная проверка документов. В Новосибирск заезжать не стали. На трасе Новосибирск—Омск измучались с фурами. Столько их мы не видели никогда в своей жизни. Мучаясь от света фар, нескончаемых верениц, под дождем в час ночи мы пересекли границу с Омской областью. Заночевали у родственников и на этом можно поставить точку путешествию.

Пройдено 4 000 километров. Расход бензина, несмотря на автоматическую коробку, полный привод, дождь и горные подъемы — не превысил 8 литров. Самый дешевый бензин в Новосибирске и Алтайском крае. Вам негласно при заправке более 10 литров цену скинут до 21 и даже 20 рублей. Проблем с этим бензином не было. Самый дорогой бензин в Акташе — 24 рубля. Это на 30 копеек дороже Омска. Ведь в Акташе нет железной дороги и аэродрома. Бензин туда доставляет бензовоз, петляя по горным перевалам. Качество бензина отменное. Полуторалитрового двигателя хватало на перевалах. С омским бензином и на ровной трассе бывает трудно разгоняться.

Автомобиль сюрпризов не выкидывал. Год производства — 2004. В РФ до нас не эксплуатировался. Русскими механиками не чинился. Значит, ломаться нечему. (Масло и тормозные колодки и пр. я меняю сам).

Из негатива ничего яркого не выделю. Стекла в авто на стоянке, как это делают в Казахстане, не выбивали. Вымогательств со стороны чиновников не было. Кормежка скудная — видимо, не сезон.

Затраты:

  • бензин — чуть более 7 000 руб;
  • проживание — 5 900 руб;
  • питание и экскурсии — 1 000 руб.

Итого: 14 000 руб. Вместе со штрафами. На двоих.

Расстояния:

  • Омск—Обь — 630;
  • Новосиб—Барнаул — 230 + 50 от Оби;
  • Барнаул—Бийск — 160;
  • Бийск—Майма — 100;
  • Майма—Благодать и обратно — 80;
  • Майма—Акташ — 360;
  • Акташ—Кату-Ярык и обратно — 200;
  • Акташ—Ташанта — 160.

Желаем всем удачных поездок!

Категория: blog |
30-01-2011, 15:07
Просмотров: 3667

Комментарии:

Оставить комментарий


Расстояния дорог Алтая
От:
До:
Через:
  • Акай Кине сообщил о переносе даты ритуала, посвященного "принцессе"
  • Бердников и Тулеев подписали важные соглашения об экономическом сотрудничестве
  • В Горно-Алтайске проходит III-й съезд медиков-травматологов
  • Автолюбители-экстремалы покорили нехоженые прителецкие горы
  • Американский климатолог призвал алтайцев готовиться к экстренным погодным изменениям
  • Глава Минтранса РФ высоко оценил работу правительства Горного Алтая по устранению последствий паводков
  • На совете старейшин не обсуждался вопрос о перезахоронении "алтайской принцессы"
  • На Алтае начнут развивать новое направление экотуризма
  • Кремль призвал алтайских политиков к взаимопониманию
  • Врио Республики Алтай Александр Бердников осмотрел важнейшие строящиеся объекты региона
  • Карта сайта ® 2011-2014
    При использовании материалов необходимо наличие прямой индексируемой ссылки на первоисточник